Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
статья

Ашихмина Ольга Алексеевна

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx262.2 КБ

Предварительный просмотр:

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

      Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

      -Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание,

      фантазию и воображение.

-         Пространственное восприятие.

      -Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику.

      - Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог  получает в результате функционально развитую личность

https://documents.infourok.ru/e8ce1fd6-fd69-46c6-b7d8-f233b3a22cc8/0/image001.png

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни

б)потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях:  рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

в)способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.

 

Функциональная математическая грамотность включает в себя три уровня математической компетентности:

      1 уровень - включает в себя воспроизведение математических фактов, методов, выполнение стандартных процедур, алгоритмов, работу с формулами, вычисления;

      2 уровень – в нестандартных ситуациях, интерпретацию. Этот уровень предусматривает в себя установление связей, интеграцию материала, ориентирование, математические рассуждения, обобщения, интуиции, больше творчества и самостоятельности;

      3 уровень – рассматривает более сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение математической модели, обобщения, интерпретацию.

К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:

1)    Технология проектов

«Быстрый счет — легко и просто»

«В мире плоских и объемных фигур»

«Время. Измерение времени. Часы»

«Единицы измерения времени в разных странах в разное время»

«Власть десятки»

«Меры длины на Руси» и др

2) Технология проблемного обучения

3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)

 

   На уроке целесообразно выполнять задания  занимательного характера на развитие  логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.

Моделирование заданий – представление ситуаций задачи

 и ее моделирование с помощью рисунка, отрезка, чертежа.

Работа с задачами:

1. Логические задачи.

2. Задачи, связанные с величинами.

3. Расстановки. Задачи на промежутки.

ряду  было  по  3  кубика? Нарисуй.

4. Задачи-шутки.

5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения.

6. Задачи на планирование действий.

007.jpg

 

Задача с избыточными данными.

Решение комбинаторных задач. Построение дерева возможностей.

 

      Моделирование и решение заданий с использованием

      математических  умений и знаний в повседневных

      жизненных ситуациях.

 

Формула, раскрывающая принцип

функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Модель работы по развитию функционально грамотной личности
можно представить в виде плодового дерева.
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель
Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.
Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.
Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
В стандарте чётко прописан портрет ученика, значит, чтобы достигнуть результатов, мы должны быть компетентны во всех вопросах современного образования, значит, начинать надо с себя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь школьнику быстро адаптироваться после каникул.

Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начал...

Влияние факторов внешней среды на рост и развитие детей младшего школьного возраста

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, со­вершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходи­...

Конспект урока технологии, проведенного в 1 классе, по теме: «Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды», «Сова».

Конспект урока технологии, проведенного в 1 классе, по теме "Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды", "Сова"....

как помочь учащимся быстрее адаптироваться к школе после летних каникул

Не секрет, что учащимся непросто дается начало года. Учителя отмечают, что их трудно собрать, ученики  как будто все забыли, их мысли не направлены на учебу,  внимание рассеянно и т.д. Однак...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприя...

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....