Воспитательное мероприятие в рамках акции "Читаем детям о войне", "Рассказ Ю. Яковлева "Девочки с Васильевского острова""
план-конспект занятия (3 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

Воспитательное мероприятие с применением проблемных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 10

Конспект воспитательного мероприятия

Тема «Акция «Читаем детям о войне. Рассказ Ю. Яковлева «Читаем детям о войне»»

Дата: 05.05.2022г

Класс: 3 класс

Цели: в рамках акции «Читаем детям о войне» способствовать развитию чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые дни блокады и годы Великой Отечественной войны, знакомство с  Ю. Яковлева на примере его произведения «Девочки с Васильевского острова», формирование интереса к чтению произведений писателей о Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся  с творчеством писателей о Великой Отечественной войне.

Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.

Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знать историю своей страны, значения понятий рассказ, познакомиться с произведением  Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова»,

 Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.

 Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

У: - Ребята, мы с Мариной Максимовной рады вас приветствовать в школьной библиотеке. Сегодня у нас не обычное занятие. Оно посвящено большому празнику, который совсем скоро будет отмечать вся наша страна.

II. Актуализация умений и знаний.

У: - Какое знаменательное событие празднуется 9 мая?

О: - День Победы.

У: - Дата начала Великой Отечественной войны?

О: - 22 июня 1941 года, фашисты напали на Советский союз.

У: - Дата окончания Великой Отечественной войны?

О: - 9 Мая 1945 года.

У: - Сколько лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны?

О: - Прошло 77 лет.

У: - Почему войну 1941-45 годов назвали Великой Отечественной?

О: - Потому что всё Отечество поднялось на защиту своей Родины.

У: - Почему люди до сих пор помнят эту войну?

О: - Эта войне была очень страшной, погибло много людей.

У: - Почему наш народ одержал победу над фашизмом?

О: - Мы защищали свою Родину, свой дом.

У: - Что есть Родина для каждого из нас?

О: - Это наша страна, посёлок, школа, наш дом.

У: - Ребята, в  эти самые минуты во многих школах нашей страны и ближнего зарубежья проходит акция «Читаем детям о войне»,    Наша акция «День чтения»  будет посвящена 77-летнему юбилею со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы будем рассказ Ю. Васильева “Девочки с Васильевского острова”

У: -А чтобы содержание этого рассказа вам было более понятным, сначала  мы поговорим о блокаде Ленинграда. В истории существования человечества, в истории всех войн, которые были на земле, это единственный город, который вынес такую длительную блокаду. Мы будем говорить об этом, потому чтоочень часто можно услышать такие слова (Слайды 3-5):

Опять война,

 Опять блокада, -

 А может, нам о них забыть?

 Я слышу иногда:

 "Не надо,

 Не надо раны бередить.

 Ведь это правда, что устали

 Мы от рассказов о войне.

 И о блокаде пролистали

 Стихов достаточно вполне".

 И может показаться:

 Правы

 И убедительны слова.

 Но даже если это правда,

Такая правда  Не права!

 Я не напрасно беспокоюсь,

 Чтоб не забылась та война:

 Ведь эта память – наша совесть.

 Она, как сила, нам нужна. (Слайды 5-11)

У: -  Ребята, а может быть действительно, не стоит так часто вспоминать события, которые давно прошли? Может быть нужно жить настоящим, ведь в нашей жизни много проблем? Как вы считаете?

О: - Да, всегда одно и тоже.

О: - Нет, мы должны помнить подвиг наших прадедов и прабабушек.

  1. Открытие новых знаний и умений

У: - Я предлагаю вам, разрешить ситуацию, с помощью небольшого рассказа Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Знаете ли вы, что такое с Васильевский остров?

О: - Нет.

У: - Это одно из центральных мест Санкт-Петербурга, в прошлом Ленинграда, который почти 900 дней и ночей находился в блокадном кольце.

У:- 22 июня 1941 года Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 30 августа фашистские захватчики перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую город со страной. После этого немецкое командование начало подготовку к параду победы на Невском проспекте и праздничному банкету в Петродворце (были даже напечатаны пригласительные билеты для немецких генералов).

Слайды 12-16

У:-  Но на защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. 20 сентября сильно измотанные немецкие войска переходят к обороне. Враг окружил город, Ленинград оказался в блокадном кольце. Немецкое командование решило с помощью другого убийцы – голода – уничтожить его население.

Слайд 17

У:-  Посмотрите на карту! Земля, нарисованная коричневым, захвачена фашистами. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там где, стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. Вы видите, как враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. Так началась мучительная и длительная блокада.

Слайд 18

На печке и на стенах лёд.

 Молчит всё время репродуктор.

 Блокада. Сорок первый год.

 Сегодня выдача продуктов.

 Никак не выйти в магазин,

 Хотя он с нашим домом рядом.

 На улице совсем вблизи

 Ложатся снова артснаряды.

 Мороз опять сковал меня.

 Во что бы потеплей одеться?

 Живу на линии огня

 И не могу никак согреться…

Слайд 19

Но самым страшным испытанием стал голод…

С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие в день получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.

Слайды 20

У: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. На этой тарелке  лежит кусочек хлеба весом в 125 граммов, дневная норма детей. Теперь вы можете представить, какое это было страшное время…

Слайды 21-25

У: Дети военных лет. Не хватало еды, дров, воды, но дети продолжали учиться. В школах было необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь, их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Кровоточили десны, качались зубы. Дети умирали дома, на улице и прямо в классе.

Слайд 26

У: Страшным приговором фашизму стал дневник маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе. Дневник, в котором всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде.

Слайды 27-28

У: Мы сегодня будем читать рассказ Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова».

У: - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе?

О: - О дружбе двух девочек во время блокады.

У: - Вы знаете кого-нибудь , кто жил в  этом городе вл время войны.

О: - Да, Таню Савичеву.

У: - А что вы о ней знаете.

О: - Ответы обучающихся.

У: - Да, действительно, это  рассказ о ней. . Но прежде я немного расскажу Вам об этой маленькой девочке и её семье.

…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль.

Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала, чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные занавески, салфетки, скатерти.

Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.

Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось – по плану Гитлера, Ленинград следовало “задушить голодом и сравнять с лицом земли”. Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.

Слайд 29

Таня все чаще открывала свою записную книжку:

“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.

 “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.

 “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.

 “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.

 “Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.

 “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”

 

9 страничек. Страшные строчки.

 Нет запятых, только черные точки.

 Пусто и тихо в промерзшей квартире.

 Кажется, радости нет больше в мире.

 Если бы хлебушка всем по кусочку,

 Может, короче дневник был на строчку.

 “Маму и бабушку голод унес.

 Нет больше сил и нет больше слез.

 Умерли дядя, сестренка и брат

 Смертью голодной…” Пустел Ленинград.

 Умерли все. Что поделать. Блокада.

 Голод уносит людей Ленинграда.

 Тихо в квартире. В живых только Таня.

 В маленьком сердце столько страданья!

 Умерли все! Никого больше нет.

 Девочке Тане 11 лет…

У: - Готовы узнать эту историю?

О: - да.

(Читаю первую часть рассказа)

У: - Кто главная героиня рассказа?

Слайд 30

О:- Главные героини рассказа  - Валя Зайцева – девочка, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и Таня Савичева – девочка, которая жила в блокадном Ленинграде. Повествование ведётся от лица Вали Зайцевой.

Чтение  второй части рассказа.

У: - куда отправилась Валя Зайцева?

О: - На строительство памятника людям погибшим в блокаду.

Слайд 36-37

У: - Верно. Именно детям блокадного Ленинграда на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: " Во имя жизни и против войны детям – юным героям Ленинграда 1941-1944". На лепестках этого каменного цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.

(Заканчиваю чтение рассказа. Беседа по содержанию.)

  1. Физкультминутка.

У: - Ребята, встаньте, пожалуйста, поднимите правую ручку вверх, теперь левую ручку вверх, встаньте на носочки присаживайтесь.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вопросы по произведению:

У: -Как вы понимаете дружбу Вали Зайцевой с Таней Савичевой?

О: - Это очень крепкая дружба.

У: - Дружба Веры и Тани реальна?

О: - Да.

У: - Но почему же вера всегда говорит, что мне так рассказывали?

О: - На самом деле, Вера живёт после Тани.

У: - Верно, но она гордится тем, что живёт рядом с местом, где жила Таня. Зачем Таня Савичева вела свой «дневник»?

О: - Чтобы о её семье не забыли. И это помогало ей чувствовать себя нужной в этом мире. Давало надежду на спасение.

 У: За что сказали «спасибо» Вале Зайцевой и почему она этого не поняла?

О: - Для Вали это был поступок  от чистого сердца.

У: Что имеет в виду автор, говоря, что «может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени»?

О: - В городе было много таких смелых, стойких людей, которые ни за что бы не сдались.

У: - Я позволю себе задать второй раз вопрос: «Дружба Веры и Тани реальна?»

О: - Всё таки нет.

О: - Да.

О: - А мне, кажется, что связь между поколениями невозможно разорвать. И хотя Тани уже не было в живых, мы тоже бы хотели с ней дружить. И гордились этой с василеостровской девчонкой.

У: - Таня Савичева не сражалась с фашистами, как делали это многие ребята в годы войны. Почему же о ней помнят, почему ее имя и ее слова увековечены на бетоне?

О: - Потому, что Таня проявила огромное мужество, она продолжала вести летопись своей семьи, несмотря ни что.

  1. Рефлексия.

У: - Ребята, вы сегодня узнали что-нибудь новое?

У: -О чём вас заставил задуматься этот рассказ?

У: - А теперь вернёмся к вопросу, с которого мы начали наше мероприятие. Стоит ли вспоминать так часто события Великой Отечественной войны?

О: - Конечно.

У: - Я предлагаю почтить всех погибших в годы великой Отечественной войны минутой молчания.

(Минута молчания).

  1. Подведение итогов мероприятия.

У: - Ребята девиз акции «Читаем детям о войне» - Помнить можно только то, о чем знаешь. Если рассказать детям о войне, им будет, что помнить». Я надеюсь, что вы станете постоянными гостями нашей библиотеки. В ней для вас найдётся много интересных книг, из которых вы также сможете узнать о ваших ровесниках-героях.

Всем, кого история Вали  и Тани не оставила равнодушными, я предлагаю написать письмо девочкам. Пусть это будет письмо в прошлое, но ведь наши героини так и дружили.

У: - «Дети и война – нет более ужасного сближения вещей на свете» - говорил А.Т. Твардовский. Сейчас о войне много спорят и рассуждают, пишут и снимают, подвергают сомнению многие факты и обличают вымыслы. Но мы ВСЁ должны помнить. Мы, как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива!

Мы помним и гордимся нашей историей. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стрелка Васильевского острова

Материал поможет учителю начальной школы рассказать об истории Стрелки....

Методическая разработка - воспитательное мероприятие "Поселковый конкурс чтецов «Дети читают стихи», посвящённый Году детства в Югре" (положение+сценарий)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение о поселковом конкурсе чтецов «Дети читают стихи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок организации и проведения Конкурса.2. Организатором Ко...

Методическая разработка воспитательного мероприятия в рамках ГЭП «Формирование транспортной культуры» "КУДА СПЕШАТ КРАСНЫЕ МАШИНЫ"

Цель: обобщение сформированных в течение учебного года элементов культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся начальной школы...

Конспект внеклассного занятия «Мои друзья – книги» в 4 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом) Тема занятия: «Рассказ Гурьевой Н. «Стрелка Васильевского острова».

Цели: - Обсуждение рассказа «Стрелка Васильевского острова» по книге Н. Гурьевой  «Детям о Санкт – Петербурге»- Пробуждение интереса и стремления к изучению родного ...

Воспитательное мероприятие в 4 классе "Давно закончилась война"

Давно закончилась война…  Цели и задачи:Ø развитие и расширение представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях;Ø воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;Ø ак...

внеклассное мероприятие в рамках недели чтения "Путешествие по рассказам М.М. Пришвина"

Конспект разработан на основе конспекта: Медведевой С.Л. (Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель начальных классов 1 категории); Глазыриной...

Воспитательное мероприятие, посвященное годовщине начала Великой Отечественной войны "Эхо войны"

Данное мероприятие разработано для учащихся 1-4 классо для реализации патриотического воспитания школьников....