Классный час «Профилактика дорожно-транспортных происшествий»
классный час (3 класс)

Чечулина Людмила Николаевна

Деятельность школы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и должна предусматривать множество аспектов. Один из них – это проведение профилактической беседы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Профилактика дорожно-транспортных происшествий»

        Увеличение дорожно-транспортных происшествий с участием детей в последние годы заставляет общественность принимать серьёзные меры по их профилактике. Именно поэтому одной из приоритетных задач работы должно являться предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Решение этой задачи требует совместного участия преподавателей и учащихся.

        Деятельность школы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и должна предусматривать множество аспектов. Один из них – это проведение профилактической беседы. 

        Очень важно знать, что к основным причинам дорожно-транспортных происшествий с участием подростков относятся: 

        1. Психофизиологические и возрастные особенности поведения подростков на дорогах – основная и главная причина. Подростки попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве и других причин.

        2. Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. По этой причине происходят 95% несчастных случаев. По данным социологических исследований, 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающийся транспорт и ошибочно считали, что находятся в безопасности. В результате произошли наезды.

        3. Выход на проезжую часть из-за сооружений, строений, стоящих или движущихся транспортных средств и других препятствий, закрывающих обзор. У подростков недостаточно развито чувство опасности, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть, забывая о мерах предосторожности. Выбегая на проезжую часть, подросток, как правило, обращает внимание на большие грузовые машины, не предвидя, что за ними с большей скоростью могут ехать легковые автомобили. В результате происходят наезды. Кроме того, нередко подростки пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущихся справа в противоположном направлении, и попадают в ДТП.

        4. Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта – одна из распространенных причин ДТП.

        5. Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на подъезжающий к остановке маршрутный транспорт, подростки нередко пересекают улицу или дорогу по диагонали, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП.

        Под «пешеходом» в узком смысле слова понимается человек, который осуществляет передвижение пешком, ногами. Однако Правила дорожного движения для пешеходов расширяют это понятие и относят к пешеходам тех, кто передвигается на роликах, самокатах, скейтах, тех, кто ведёт мопед и мотоцикл, везёт детей на санках или в детской коляске, передвигается на безмоторной инвалидной коляске или ведёт её. У всех вышеперечисленных лиц возникает обязанность по соблюдению ПДД для пешеходов.

Тротуар

        Слово тротуар имеет французское происхождение и переводится как «место для шагания», является частью дороги и предназначен исключительно для пешеходов. Тротуар может примыкать или к проезжей части, по которой передвигаются автомобили, или к велодорожке и может быть отделён от них газоном.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f2f0b39ac25712f09fb617006a5f84ab&n=13

Пешеходная дорожка

        Надо различать тротуар и дорожку для пешеходов: последняя предназначена для тех, кто передвигается с помощью ног, то есть пешком и обозначается специальным дорожным знаком.  Ну, а любители велосипедных прогулок могут пользоваться тротуаром или велодорожкой.

https://3wr00m3ki7a73xoty53t2h14-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2017/01/Quivira-Road-Sidewalk-83rd-Street-to-85th-Street.jpg

Велосипедная дорожка

        Часто можно наблюдать такую картину: по дорожке для велосипедистов неспешно прогуливаются пешеходы. Отчего же это происходит? Первая причина — невнимательность, ведь велодорожки обозначаются специальными знаками, вторая — незнание или игнорирование правил. Между тем выделение отдельной дороги для велосипедистов обусловлено соображениями безопасности. Согласитесь, нет ничего приятного в том, чтобы попасть под велосипед, так что велодорожка для пешеходов не предназначена, за исключением ситуаций, когда передвигаться не по чему — нет тротуара или обочины, пешеходной или велопешеходной дорожки или же идти по ним не представляется возможным.

http://zabavnik.club/wp-content/uploads/znak_velosipednaya_dorozhka_21_15083840.jpg

Обочина проезжей части

        Можно ли ходить по обочине? Опасно ли это? Да, по обочине передвигаться можно, если, конечно, отсутствует тротуар или дорожка, предназначенная для пешеходов и/или велосипедистов. Ожидаете транспорт? Если нет площадки, где можно было бы стоять, разрешается выйти на обочину.

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/10e9/00068d10-3d12a83a/hello_html_m52f7dc68.jpg

Пешеходы на инвалидных колясках

        Про то, что лица на неоснащённых моторами инвалидных колясках относятся к пешеходам, мы уже говорили. А распространяется ли ПДД для пешеходов на тех, чьи коляски моторизированы? Увы, нет. Безусловно, такое положение дел нельзя назвать справедливым, но совсем недавно представители Государственной думы внесли предложение о том, чтобы приравнять лиц, использующих моторизированные инвалидные коляски, к пешеходам.

https://cdn12.img.sputnik.by/images/102230/73/1022307325.jpg

Передвижение на дворовой территории

        Во дворах и жилых зонах можно ходить по проезжей части. Конечно, водители обязаны уступать пешеходам, однако последние без особых на то причин не должны мешать движению машин. Иными словами, если при проходе по двору вам понадобилось остановиться, сделайте это на тротуаре, а не на дороге, где проезжают автомобили. А вот на автомобилистов закон накладывает существенные ограничения в части передвижения и стоянки на территориях дворов.

https://static3.car.ru/uploaded/2015/7/27/1208/900_e1acf98845e4d810d4a29ba1ee8a5ac9_7c9a7985b646014dbb8b14b350cfb8f0.jpg 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/003c/0007533b-25543bb2/hello_html_55244b1b.jpg

Регулируемый перекрёсток

        С регулируемым перекрёстком всё довольно просто: переходите дорогу на разрешающий сигнал — зелёный цвет светофора, ну а если вдруг он сломан или мигает жёлтым цветом, и вы видите регулировщика движения, следуйте его указаниям. Может случиться такая ситуация, что вы начали переходить дорогу, но не успели — загорелся красный цвет. В таком случае воспользуйтесь островком безопасности, а при его отсутствии — разделительной полосой, на которой можно будет остановиться и подождать, пока вам снова не загорится зелёный.

        При переходе дороги велосипедисты должны спешиться с велосипеда и передвигаться пешком, везя велосипед.

Нерегулируемый перекрёсток

        Правила перехода пешеходного перехода для пешехода имеют важное значение, как при переходе дороги на светофоре, так и при его отсутствии. Что же тогда делать?

        Для начала следует осмотреться и проверить, насколько далеко от вас находятся едущие по дороге машины и насколько большая у них скорость. Конечно, водители должны пропустить вас, но не стоит полагаться только на них. Ну а если вы увидели, что едет скорая помощь или пожарная машина с включённым маячком и сиреной, обязательно пропустите их

Переход дороги, если не обозначен пешеходный переход

        Дорогу перейти надо, а перехода или перекрёстка нет. Чаще всего мы выжидаем, когда автомобили будут находиться на отдалённом расстоянии, после чего поспешно перебегаем дорогу. Данная тактика правильна лишь отчасти: убедиться, что дорога относительно свободная, нужно обязательно, но следует помнить ещё, что:

  • на повороте переходить дорогу нельзя — вас могут не увидеть;
  • дорога должна просматриваться в обе стороны;
  • в месте перехода отсутствуют ограждения либо разделительная полоса.

        Двигаться бегом через проезжую часть нельзя, даже если вы движетесь по переходу.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/195449/eebbfa89-14d1-4ee0-b4c6-0f745c10056c/s1200?webp=false

Особенности передвижения в тёмное время суток

        Тёмное время суток начинается с наступлением вечерних сумерек и заканчивается с наступлением сумерек утренних. Если вы идёте по тротуару, то прогулки в темноте не опасны, а вот если вам пришлось передвигаться по обочине или даже проезжей части, стоит побеспокоиться о том, чтобы быть заметным в темноте. Браслет, специальная нашивка на куртку, которые возвращают свет — всё это поможет обезопасить себя от возможного наезда.

        Кстати, это правило применимо и для неблагоприятных погодных условий, когда видимость значительно ухудшается. Требование к наличию световозвращающих элементов при условии нахождения в черте города или иного населённого пункта носит рекомендательный характер, а вот если вы находитесь за городом — обязательно к исполнению.

https://present5.com/presentation/1/73912223_137056716.pdf-img/73912223_137056716.pdf-10.jpg

Штрафы для пешеходов

        Пешеходы  несут ответственность за нарушение ПДД. Штрафы в 2019 году сравнительно небольшие — пятьсот рублей за то, что вы, к примеру, перешли дорогу в неположенном месте, не создав помех для транспорта. На тысячу или полторы тысячи рублей вас оштрафуют, если в результате нарушения вами правил кому-либо был причинён вред здоровью (кроме тяжкого вреда), и именно этот фактор позволяет многим нарушать правила дорожного движения — ответственность-то невелика.

        Уже не первый год обсуждается возможность увеличения размера штрафов для пешеходов, возможно, что эта мера благоприятно скажется на уменьшении количества ДТП с участием пешеходов.  Однако следует помнить, что если пешеход своими противоправными действиями причинил кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то это влечёт уголовную ответственность. Кроме того, человек, который в результате этих действий пострадал, может потребовать с вас компенсацию за причинённый здоровью вред и моральный вред, а эти суммы будут куда существеннее штрафов.

        Таким образом, пешеходам важно знать ПДД так же хорошо, как и водителям, в первую очередь потому, что их соблюдение поможет вам обезопасить свою жизнь. Поверьте, не стоит в попытке сэкономить пару минут, перебегать дорогу там, где этого делать нельзя или переходить на красный свет — тем самым вы будете подвергать серьёзной опасности не только себя, но и остальных участников движения.

        Нарушение правил может привести к куда более печальным последствиям, чем штраф. Когда для вас загорелся зелёный цвет, прежде, чем переходить дорогу, удостоверьтесь, что на вас не несётся машина. Не стоит полагаться только на водителей, будьте бдительны и сами. Пропускайте машины с включёнными мигалками, не ходите без особых причин по дорожкам, по которым ездят велосипедисты, пользуйтесь подземными или надземными переходами. Соблюдайте правила, уважайте участников дорожного движения и берегите себя.

Обязанности пешеходов

        1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаёт помехи для других пешеходов.

        2. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

         3. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

         4. При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населённых пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

        5. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

        Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

        6. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

         7. На регулируемом перекрёстке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрёстка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход.

        8. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрёстка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

        Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

        9. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

        10. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

        11. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

        12. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

        13. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения.

Тест «Правила пешеходов. Всё ли мы знаем?»

1. Разрешается ли переходить дорогу в местах, где есть пешеходные ограждения?

А – разрешено, если нет движущихся транспортных средств

В – запрещено

С – разрешено в любом случае

2. Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на жёлтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?

А – продолжить переход

В – вернуться обратно на тротуар

С – дойти до середины проезжей части и ожидать там зелёного сигнала

3. Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?

А – переходить дорогу под прямым углом к тротуару и не останавливаться без необходимости

В –как можно быстрее перебежать дорогу

С – не грызть на ходу семечки

4. Разрешается ли переходить дорогу по проезжей части, если в этом месте есть подземный переход?

А – разрешается

В – не разрешается

С – разрешается, если нет движущихся транспортных средств

5. В каком месте разрешается пешеходам пересекать проезжую часть при отсутствии пешеходного перехода?

А – на участках, где дорога хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом

В – на перекрёстках по линии тротуаров и обочин

С – во всех перечисленных местах

6. Основными элементами дороги в городе являются:

А – обочина, кювет, тротуар

В. – пешеходный переход, дорожное ограждение

С – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, трамвайные пути, обочина

7. Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика не те, что показывает светофор?

А – только сигналам светофора

В – только сигналам регулировщика

С – двигаться согласно обстановке на дороге

8. Что означает жёлтый сигнал светофора, включённый после красного сигнала?

А – начинать движение нельзя

В – начинать движение можно

С – скоро будет включен зелёный сигнал светофора

9. Разрешён ли переход дороги при жёлтом сигнале светофора?

А – нет, не разрешён

В – да, разрешён

С – разрешён, если нет автомашин

10. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

А – не моложе 10 лет

В – не моложе 14 лет

С – не моложе 16 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....

"Работа классного руководителя по профилактике дорожно-транспортного травматизма"

Данный материал содержит описание форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Указывает на важность взаимодействия семьи и школы в обучении детей безопасному поведению на улицах и до...

Программа дополнительного образования по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма

Программа дополнительного образования по  изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма...

Система работы с первоклассниками по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.

Система работы с первоклассниками по профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием школьников.Автор: Строганова Людмила Юрьевна, Степанова Ирина ВасильевнаОрганизация: ГБОУ Школа №329Насел...

О профилактике дорожно – транспортного травматизма среди обучающихся, как условии здорового и безопасного образа жизни, воспитании грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Выступление на Управляющем совете о "О профилактике дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся, как условии здорового и безопасного образа жизни, воспитании грамотных и дисциплинированны...

Мероприятие по профилактике дорожно-транспортных происшествий

В сценарии в игровой форме закрепляются основные правила поведения на дороге....

Благодарность учителю Себро Наталье Евгеньевне за работу по пропаганде правил дорожного движения, и профилактике дорожно-транспортного травматизма, 2022г.

Благодарность учителю Себро Наталье Евгеньевне за работу по пропаганде правил дорожного движения, и профилактике дорожно-транспортного травматизма, 2022г....