Интеграция урочной и внеурочной деятельности
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Материалы урока имеют продолжение и во внеурочной деятельности. На уроках литературного чтения мы читаем и анализируем произведения, во внеурочной деятельности мы можем проиллюстрировать отрывки из понравившихся произведений. На уроках окружающего мира мы изучаем растительный и животный мир нашей родины, а во внеурочной деятельности на кружке "Кисточки" мы рисуем животных и растения, на которых узнали на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_urochnoy_i_vneurochnoy_deyatelnosti.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. 

Урочная деятельность – это деятельность, осуществляемая педагогами и обучающимися в рамках отведенного времени.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.

Внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей обучающихся. Совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – искусство, музыка, спорт. Участвуя в выставках, конкурсах, конференциях обучающиеся приобретают личный опыт социализации.

 Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Несколько лет вела кружок «Кисточки». Во время занятий происходит обращение к созидательному началу ребенка, проигрывание ситуаций успеха, что укрепляет его веру в себя и свои способности, ощущение «Я могу». Рисование способствует развитию креативности, умения конструктивного общения, выражения эмоций, терпения, усердия, сосредоточенности.

Приведу несколько примеров интеграции внеурочной деятельности (кружок «Кисточки») и уроков окружающего мира.

  1. Краснокнижный мир области – день моржа (24 ноября). Тема «Зона арктических пустынь», 4 класс.

В беседе узнаём, что у моржей толстый (5-10 см) подкожный слой жира. Животные держатся на поверхности воды при помощи подкожного воздухоностного мешка, соединённого с глоткой. Поэтому они могут спать не только на берегу, но и в море.

  1. Тема «Охрана природы нашего края», 4 класс. В 2019 году Пинежскому заповеднику исполнилось 45 лет. К юбилею

был объявлен конкурс рисунков с целью привлечь детей к изучению природных особенностей Пинежского заповедника. Можно было выполнить рисунки, иллюстрирующие ландшафты или природные объекты (реки, озёра, пещеры, растения, животные и др.)

а) Лесной исполин обходит владенья свои

Лось гордо шагает по лесному массиву. Прислушивается к звукам леса. Вот буроголовая гаичка качается на ветке старого дерева. Серый зайчишка прячется среди кустов. Осенним ковром прикрыты пни и болота. Лёгкий ветерок кружит золотые листья. Молодой лось наслаждается ароматом осеннего воздуха и спокойствием лесной обители.

б) Медведи на прогулке

Мартовское морозное утро. Лес только начинает просыпаться. Медведица с медвежонком вышли на прогулку. После долгой зимы, отлежав бока, медведи медленно продвигаются в чащу леса. Скоро выглянет яркое солнышко и наст пропадёт. Медвежонок старается не отстать от матери. Любопытная белка, перепрыгивая с ветки на ветку, наблюдает над несмышленым медвежонком. А его интересует всё: мокрый снег, талая вода, качающиеся ветки берёз… Он ещё не догадывается,  как прекрасен этот мир!

в) Две лисички, две сестрички

Рассвет. На лесной полянке резвятся две лисички. Беззаботные рыжие красавицы радуются летнему утру. А вот в траве показались грибы – лисички. Они такие же рыжие и симпатичные как  животные лисички. Бывают же чудесные совпадения в лесах северного края.

        Интеграция с учебным курсом «История родного края»

        Название раздела «Мой край на карте Родины»

1.Тема «Каргополь – древний город русского Севера». Каргопольские игрушки

2.Тема « Мезенская роспись». Мезенская роспись

3. Экскурсия «Наш посёлок»; экскурсия в поселковый краеведческий музей; экскурсия в Ракульский краеведческий музей; занятие в поселковой библиотеке по теме «Страницы истории родного края»

Интеграция с уроками литературного чтения

Веду кружок «В мире книг»

  1. Читатель Поморья (иллюстрации к книгам писателей Севера).

Вячеслав Павлович Чиркин «Поросёнок Борька». Сказочная повесть о маленьком поросёнке, о его знакомстве с окружающим миром. Автор описывает мысли и действия поросёнка. Это добрая, деревенская история.

Михаил Константинович Попов «Золотой ларец». Сказка о русском

Севере. «Приключения на Двине». В книге представлены сведения  об истории и географии Поморья, обитателях Белого моря, об истории названия Архангельских мест.

  1. Холмогорский и Ломоносовские краеведческие музеи проводили

конкурсы рисунков, посвящённые юбилею Н. М. Рубцова.

  1. Читаем детям о войне. Из Хрестоматии о русском Севере «Морянка» мы

 прочитали отрывок из книги Н.А. Вурдова «Робинзоны студёного острова»

  1. 21 октября 2021 года отмечается 125 лет со дня рождения замечательного

отечественного сказочника, писателя, драматурга Евгения Львовича Шварца. В школьной библиотеке этому событию было посвящено мероприятие.

  1. Литературное чтение, 4 класс, раздел «Природа и мы»

Принимаем участие в конкурсе чтецов, в литературном конкурсе «С Днём рождения, писатель!»

Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроках.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья

Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"

В статье представлен  педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;улучшить ус...