Внеклассное мероприятие «Не забудь своих детей, страна!», посвященное Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
методическая разработка (4 класс)

Ширяева Елена Валерьевна

Внеклассное мероприятие напрвлено на формирование патриотизма, гумманизма обучающихся 4 класса, на формирование активной гражданской позиции, сохранения исторической правды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Внеклассное мероприятие 4 класс.39.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Внеклассное мероприятие

«Не забудь своих детей, страна!»,

посвященное Победе советского народа в

Великой Отечественной войне

1941-1945гг.

4 класс

Учитель начальных классов

Ширяева Е.В.

2022г.

Цель: формирование активной гражданской позиции, чувства любви к прошлому, настоящему страны, родного края, своего города, сохранение истории  для будущих поколений, воспитание патриотизма, гуманизма.

Задачи:
1. Воспитательные:
- продолжить формировать гражданское сознание
- воспитывать чувство гордости за Родину и героев страны
- воспитывать чувство патриотизма
- воспитывать чувство уважения к товарищам
2. Обучающие:
- углубить знания о Великой Отечественной войне,
- познакомить с детьми Героями Советского Союза,
- познакомить со стихотворениями и песнями о войне.
3. Развивающие
- развивать выразительность речи, внимательность,
- развивать творческие способности.

Оборудование: 

  1. Видеопроектор, компьютер, ЭОР.
  2.  Фотографии пионеров-героев СССР: Лёни Голикова, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик; карты СССР.
  3. Аудиозаписи: Гимн России, «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова,); «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» (Булат Окуджава), «В землянке» (слова  Суркова  В., музыка  Листова К.), музыкальное сопровождение стихотворений.
    Раздаточный материал: альбомный лист, цветные карандаши.
    Предварительная подготовка: учитель даёт задание нескольким ученикам выучить стихотворения;  рассказать о подвиге детей-героев СССР.

Ход занятия

этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент. Введение в тему классного часа.

Звучит гимн России.

Чтение стихотворения Михаила Садовского:

-Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

 Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой     несовместимы,
 Несовместимы дети и война!
-Прочитайте тему нашего мероприятия. 

-Сегодня мы будем вспоминать страшное время – Великую Отечественную войну.

-Назовите  дату начала и конца Великой Отечественной войны?  

22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз.

Слушание стихотворения.

-«Не забудь своих детей, страна!»

 

-22 июня 1941-9 мая 1945г.

Ученик читает стихотворение Константина Симонова

Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

2

Знакомство с  народами СССР. Их единство в  борьбе с фашизмом.
Вы знаете, что такое Советский Союз?

Наша страна раньше входила в состав Советского Союза вместе с другими странами, братскими народами. Перечислим эти страны. Посмотрите на карту СССР. Найдите границы СССР.

На нашу Родину обрушились беды и страдания. Все – от мала до велика, встали на её защиту. Летние каникулы у детей вмиг закончились, а начались долгие 4 года борьбы за Победу.

(Звучит аудиозапись «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова.)
-Эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат. Скажите, что вы чувствуете, когда слышите ее?

Советские люди горячо любили свою Родину, и как один, встали на ее защиту. Все вместе бок о бок воевали люди разных советских наций и народов. Спасали жизни, как своим родным и близким.

-Российская Советская Федерация, Белоруссия, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Азербайджан, Армения,  Якутия, Таджикистан, Киргизия.

-Боль за страну, прилив сил, чувство единения со всей страной.  

3.

Знакомство с подвигом пионеров-героев.

-Ребята, а кто кроме солдат сражался  за нашу Родину?

-Война затронула каждую семью, каждого человека. Вместе с взрослыми сражались и дети. Многие из них были пионерами. А вы знаете, кто такие пионеры? 

-Только представьте, им было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы. Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства. Четверым ребятам-пионерам было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза. Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик. (Показ фотографий в презентации).

Дети войны

Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов,

Вам колыбельные петь матерям не пришлось,

Вы не носили красивых и пышных нарядов.

Пулей свинцовою детство от вас унеслось.

Дети войны провожали отцов молчаливо,

Всё понимая — пришел расставания час.

От матерей своих прятали слезы стыдливо,

Не поднимая печально опущенных глаз.

Дети войны на заводах отцов заменили

«Все для победы! Для фронта!» — был лозунг один.

Жили в цехах, за станками и ели, и пили,

Ночи не спали, но верили — мы победим!

Дети войны под бомбежкой, в холодных окопах

Дети полков. Партизанских отрядов сыны

Родине отдали жизнь до последнего вздоха —

Как вам хотелось дожить до конца той войны!

Дети войны — те девчушки, мальчишки — ребята!

Трудно сказать, да и было ли детство у вас?

Вместо домов вам достались сожженные хаты,

А в узелке — лишь сухарик один про запас.

-Как вы думаете, почему  Марат подорвал себя гранатой?

-Какими качествами надо было обладать Марату на войне?

-В чем ценность подвига Лени Голикова?

Рассказ о подвиге Зины Портновой.

Зина Портнова ходила в разведку, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но бежать ей не удалось. Её мучили, пытали на допросах, но Зина страдала и молчала.

-Могла ли Зина выжить, рассказать, то, что хотели услышать фашисты?

-Подумайте, этим детям было чуть больше лет, чем вам. Они не побоялись врага, они были готовы отдать жизнь за Родину, за Победу. Каждый человек внёс свой вклад в Победу. Все преследовали одну цель – победить любой ценой, отстоять свободу нашей страны. И даже дети отдавали за это свои жизни.
Сегодня к нам в школу пришла удивительная женщина, которая видела эту страшную войну своими глазами. Беляшина Мария Андреевна. В этом году ей исполнится 100 лет. Но она еще очень бодра и жизнерадостна. Она согласилась рассказать нам о том, как сражалась на фронте. (Рассказ ветерана о войне).  

И еще один гость на нашем мероприятии сегодня –это жительница нашего города, которая видела тех детей, которых привозили в наш город из Ленинграда и других городов, у многих из них уже не было в живых родителей. А многие были ранены, истощены. Вы знаете, что в годы войны в нашей школе был госпиталь. И в актовом зале, и в классах были палаты,  стояли койки для раненых. Послушаем воспоминания  Густелевой ТГ о тех днях.

-В годы Великой Отечественной войны погибли, были замучены в концлагерях, пропали без вести очень много детей. Нет точных данных. Мы знаем только о 27 миллионах погибших людей, 10 из них -замучены в концлагерях. Забыть такое невозможно. Мы должны помнить подвиг героев. Почтим их память минутой молчания.

Я  предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? Какие чувства у вас вызывают их подвиги? Украсьте своё письмо небольшим рисунком  для пионеров-героев. Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство.

(Во время работы звучат аудиозаписи «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «В землянке» слова  Суркова  В., музыка Листова К.)
Эти письма мы сохраним в нашем школьном музее.

-Бабушки, женщины, дети.

-Ученики, активно принимающие участие в разных полезных делах, помогающие взрослым 

Дети войны( П. Синявский)-читает подготовленный ученик.

У войны было горя много,

И никто никогда не сочтёт,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек

 опустел,

Что уже не вернётся радость

В города, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих чёлок —

Разве этому есть цена?..

Рассказ ученика о подвиге Марата Казея.
Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Марат был разведчиком у партизан. .Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Эти сведения очень помогли красноармейцам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Однажды он добыл ценные карты гитлеровского командования. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. В 1944 году при выполнении очередного задания Марат был обнаружен фашистами, и его окружили. Юный патриот отстреливался до последнего патрона, и, не желая сдаваться в плен, подорвал гранатой себя и окружавших его врагов.
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.(В. Алексеев). 

-Не хотел сдаваться в плен, хотел убить врагов.

-Смелость, отвага, смекалка, выносливость, стойкость.

Рассказ ученика о подвиге Лёни Голикова
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Леня Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

-Он  рисковал своей жизнью, чтобы добыть ценные сведения для армии, чтобы помочь в борьбе с фашистами.  

-Зина могла спастись, может быть, но она не могла выдать своих товарищей, предать их. Она очень храбрая.

Рассказ ученика о подвиге Вали Котик
Юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля фашистов, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве вражеских поездов. В 1943 году, будучи на посту, Валя заметил приближение фашистов. Он убил из пистолета фашистского офицера и поднял тревогу, чтобы партизаны успели приготовиться к бою. 

Р. Рождественский

А мы не стали памяти перечить

И, вспомнив дни далекие, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, не детская беда.

Была зима и жесткой, и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе — детство и война.

И нас большая Родина хранила,

И нам Отчизна матерью была.

Она детей от смерти заслонила,

Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи

Придут не раз во сне тебе и мне.

И, пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

Вручение цветов и открытки ветерану.

Вручение цветов и открытки ветерану.

Не забудь своих детей, страна.  

Е. Евтушенко

Снег забывает, что он снег,

Когда на нём от крови пятна

Снег забывает, что он снег,

Когда потери безвозвратны.

Ребенок может на войне

Забыть о том,

Что он ребенок.

Но не забудут и во сне

Отец и мать

Его глазенок.

Не забудь своих детей, страна,

Стала детским садом им война.

Посреди летающих смертей

Можно все забыть,

Но не детей!

Забудет подо льдом вода,

Когда она была в заливе.

Но не забудет никогда

Россия,

что она — Россия.

Пускай забудут города,

Как их бомбили

Но лишь бы люди никогда,

Что они ЛЮДИ,

Не забыли!

Не забудь своих детей, страна,

Стала детским садом им война.

Посреди летающих смертей

Можно все забыть,

Но не детей!

Минута молчания.

 

Знакомство с международной ситуацией, с боевыми действиями в Украине.

-Мы, живущие сегодня в свободной прекрасной России, должны помнить подвиг советских людей, подвиг всего народа, спасшего мир от фашизма. Сегодня это особенно важно, когда фашизм снова «поднимает голову», когда нацисты хотят поработить нашу страну. Этому снова есть доказательства. Это боевые действия в Украине. Снова гибнут мирные жители, дети.

Важно не допустить распространение фашизма на Земле. Наши воины снова вынуждены бороться с фашистской «заразой».

-У вас есть возможность написать письма нашим защитникам. О чем бы вы им написали, что хотели сказать?

Возьмите ручки, напишите свои письма российским воинам. Можно и рисунки рисовать.

Эти письма мы переправим нашим защитникам. Они будут рады их прочитать, зная, что вы понимаете, важность их борьбы.

А завтра можно принести вещи для наших воинов. Школа участвует в акции «Мы вместе!»

-Мы им очень благодарны, мы хотим, чтобы они вернулись живыми, чтобы победили фашизм.

Подведение итогов мероприятия.

-Скажите, как вы понимаете, каков  вклад детей в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны?

-Пришла долгожданная Победа в нашу советскую страну 9 мая 1945 года. Все очень радовались!

-Подумайте, какие чувства были тогда у людей?

 Давайте сейчас мы исполним эту великую песню, гимн Победе. Пусть во всем мире будет мир и свобода!

Завершим наше мероприятие возложением цветов к памятнику погибших в годы войны.

Звучит гимн России.

-Дети встали на защиту своей Родины наравне со взрослыми.

(Дети войны Н. Каретникова)

Малолетние дети войны

Шли от парты к станкам, на заводы.

На колхозных делянках страны

Вместо взрослых трудились в те годы.

Не играли ни в куклы, ни в мячики.

От бомбёжек порой не до сна.

Детство кончилось. Девочки, мальчики…

Отняла ваше детство война.

Ничего нет страшней похоронки.

Сколько их приходило тогда?

Сиротели мальчишки, девчонки,

Потерявши отцов навсегда.

Вы работали, детским трудом

Приближая наш праздник Победы,

Чтобы счастье вошло снова в дом,

Чтоб все радостью были согреты!

Будьте счастливы, бабушки, деды —

Дети страшной суровой войны.

Пусть сияет салют в День Победы!

Пусть вам снятся спокойные сны…

-Радость, гордость, печаль по погибшим.

Исполнение песни «Победа».

3 учащихся возлагают цветы к памятнику павшим (у школы).



.

.

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Дорожите именем своим»

Совместное мероприятие родителей и детей...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов ко Дню Победы.

Мероприятие разработано с целью формирования активной жизненной позиции у младшего школьника, воспитания уважения к героическому прошлому страны....

Классный час «Великий праздник — День Победы!», посвященный 70летию победы советского народа над фашистской Германией.

Классный час посвящен 70 летию Великой Победы над фашистской Германией. На каласном часе присутствовали ветеран ВОВ Шендриков Н.И. и член общественной организации "Дети военного Сталинграда" Золотухин...

Сценарий Парада Победы, посвящённого 72-ой годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

День Победы — это праздник, важный для каждой семьи и каждого гражданина. По традиции во всех городах нашей федерации в этот день проходят военные парады. Парад Победы давно уже с...