Психолого-педагогическая грамотность родителей.
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Прокопенко Светлана Михайловна

Психолого-педагогическая грамотность родителей. Правила правильного общения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya.docx431.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическая» грамотность родителей.

Представьте себе весы воспитания, на чашах которых лежат позиции, которые мы занимаем по отношению к нашим детям.

Используя эту схему попробуем разобраться во всех тонкостях взаимоотношений с ребенком!

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ заниженная
ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — недостаточный

Недостаток интереса к ребенку вместе с невысокой требовательностью ведет к гипопротекции.

Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению

Иногда родители пытаются контролировать ребенка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребенком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ заниженная
ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — излишний

Если повышенный интерес к ребенку сопровождается нетребовательностью родителей, если стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, то ребенок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. 

Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность; недостаточно усваиваются нравственные нормы. В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней.

Внимание фиксируется на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют излишнюю заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят больше, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ завышенная
ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — недостаточный

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребенка повышенную моральную ответственность, зачастую для него непосильную. Иногда ребенок растет как помощник матери, например, нянчит младших детей, пока мать находится на работе.

Так дается установка на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

На первый план может выходить эмоциональное отвержение.

Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребенка удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Получается воспитание по типу «Золушки». Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей.
Этот стиль ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ завышенная
ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — излишний

Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребенку ведет к гиперпротекции. 

Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты.

У ребенка не формируются инициатива и чувство долга

Правила общения с ребенком.

  1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они ни были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
  3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  4. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
  7. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
  8. Если ребенок вызывает своим поведением у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщите ему: «С тобой все в порядке! Ты справишься!»
  10. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
  11. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребенка, пусть он чувствует себя ответственным за их выполнение.
  12. О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем и его поведении.

Определите в какую сторону изменится равновесие на весах воспитания при нарушении каждого из советов.
Удачи и успехов Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая гостиная "Здоровые родители - здоровые дети"

В материалы представлен сценарий проведения психолого-педагогической гостиной для родителей.  А также памятка, в которой предлагаются простые рекомендации по снижению эмоциоанльного напряжения....

Психолого-педагогические рекомендации для родителей

Психолого-педагогические рекомендации для родителей...

Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится»

Психолого-педагогический всеобуч для родителей «Почему ребенок плохо учится» учитель начальных классов:Дубоделова Нина Ивановна...

Консультация для родителей учащихся "Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабо успевающим ученикам"

Трудности в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей ...

Консультация для родителей учащихся по теме «Формы участия родителей в психолого-педагогической помощи слабоуспевающим ученикам».

Повышения педагогической  культуры  родителей, пополнение  арсенала  их  знаний  по  конкретному  вопросу  воспитания  ребенка  в  семье...

Психолого-педагогические аспекты формирования экологической грамотности младших школьников...............................................................

В статье показано, как в современных реалиях возрастает значение повышение уровня экологической культуры как части общей культуры личности. Именно поэтому требуется пересмотр содержания экологического...