Статья "Нравственная сила добра у учеников "
статья

Дарья Дмитриевна Шевченко

Статья раскрывает актуальные вопросы в современном мире. Главный вопрос "Что такое сила добра?" "Как обстановка в классе может повлиять на воспитание добра в ученике? Все ответы на эти вопросы можно найти, прочитав мою статью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_nravstvennoy_sile_dobra_shevchenko_darya.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Шевченко Дарья Дмитриевна

Воспитатель ГПД

Статья «Нравственная сила добра у учеников»

В статье на основе анализа степень добра в школьниках, их ценности и нравственный выбор. Говорится о том, что важно формировать духовно-нравственное воспитание у школьников, потому что часто добро совершается не от чистого сердца.

Осмысление добра на протяжении жизни было предметом изучения людей, особенно ценность добра. Что же такое добро?

Добро-это наиболее общее нормативно-оценочная категория этики, обозначающая нравственное, должное, благо.

Человек на протяжении дня совершает какие-либо поступки. Одни из них бывают случайными, другие- запланированными, а на какие-то поступки он даже не обращает внимания. Но важно как совершаются эти поступки! От чистого сердца ли они? Ведь добро должно быть сделано не ради какой-то выгоды, а ради пользы людям. Поступки людей показывают их жизненные ценности, их нравственность. Что же такое нравственность?

Нравственность-это выявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Нравственность связана с моральными ценностями людей. Моральные основы человеческой жизни были предметом исследования философии и этики, в результате чего было выведено значимое понятие – «простые нормы нравственности». И  важно по каким нормам нравственности живет человек, потому что от этого зависит сила добра. Что же такое сила добра?

Сила добра - это творение добра по душевному призыву. Человек может каждое утро совершать добро по своему призыву. Например, на 5 канале каждый четверг можно помочь детям, которые нуждаются в серьезной операции, нужно просто отправить сумму на номер, указанный на экране, или на 1 канале всегда можно отправить слово «Добро» на определенный номер, и не откладывать эту помощь на завтра, а помочь сейчас. Каждый человек, участвовавший в этой акции творит добро, таких людей по стране миллиарды, и благодаря их не равнодушной душе спасаются жизни многих детей. Это и есть нравственная сила добра, которую очень важно сформировать школьникам.

В современном мире очень важна нравственная сила добра, ведь в мире каждый нуждается в добром деле, во взаимопомощи, и каждый из нас, если бы немного помогал друг другу, то мир бы становился намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни встречаются люди, которые очень редко делают добро.

В наше время бывает так, что люди очень часто совершают поступки ради выгоды, живут по принципам эгоистичного существования. Проявление эгоизма вредит нравственной силе добра. Этой силы становится меньше, то есть добра становится меньше.

Термин «эгоизм» означает поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Особенно он сильно проявляется в подростковом возрасте.

Главное в жизни школьников (5-11 классов) уметь жить не только своими заботами, но и заботами других людей. Любой подросток должен понять, что все дурное быстро забывается, и эгоистичные поступки тоже исчезают из памяти людей. Поэтому не творя добро, живя только ради себя можешь быстро забыться миру. Именно эту суть Д. Лихачев доносит в своих письмах о добром и прекрасном в письме сорок шестом «Путями доброты» юным читателям.

Важно учителям и воспитателям ГПД правильно настроить в учениках нравственные ориентиры. Это может стать важным источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, становление человеческого Я. В основе лежит моральный выбор самой личности, который требует не малых усилий.

Данный выбор определит жизненные позиции личности, который ученик сам вырабатывает через нравственные знания.

Сегодня очень важно сформировать у учеников нравственные ценности, поселить в их души добро. Это важнейшие педагогические основания, поскольку в современный период возросла инфантильность молодежи, агрессивность, бездуховность. Дефицит нравственных ценностей становится повсеместным явлением. Поэтому постепенное накопление нравственных ценностей и знаний школьников, поможет им научиться сравнивать, анализировать и обобщать поступки других и собственные. Они поймут всю нравственную силу добра, будут чаще творить добро, а не запоминаться миру плохими поступками.

Духовно-нравственное воспитание у школьников происходит в процессе обучения. На классном часе часто проводят игры, где ученики могут думать о том, как поступить в какой-либо ситуации. Они самостоятельно принимают решения, думают о том, как совершить добро, помочь друг другу. Но часто бывает, что знания в процессе игры не меняют личность. Как нужно учителю правильно добиться своей цели в воспитании добра в учениках?

Учитель не должен передавать свой опыт ученикам, он должен находить подходы к каждому школьнику, ориентироваться на его индивидуальные черты характера, искать правильный подход в разговорах о добре. Важно педагогу поставить перед собой вопрос «Как измерить нравственные качества ученика?»

Измерить нравственные качества сложно, потому что на сегодняшний день существует ограниченное количество методик, направленных на измерение нравственных качеств человека, в частности добра. Но попытаться выявить уровень добра у учащихся в школе можно с помощью психологических тестов, где количество баллов может определить уровень желания помогать другим людям, нести пользу обществу.

Тест помогает выявить уровень проявления добра в отношении к другим людям, и имеет следующую степень выраженности:

1)Низкий уровень добра характеризует ученика безразличного к сложным ситуациям других людей, отсутствие принести пользу обществу и проявления эгоизма.

2)Средний уровень добра характеризуется проявлением добрых дел ради непосредственной выгоды для себя.

3)Высокий уровень добра характеризует ученика искренне желающего принести пользу другому человеку, готового поделиться с ближним теплотой, милосердием не за выгоду для самого себя.

Часто встречаются ученики с низким уровнем добра, равнодушные ко всему, что происходит вокруг. Почему такое случается в 21 веке? Ведь все подростки, в общем, неплохие, самые злые составляют мизерный процент. Может быть из-за того, что сила добра на всех действует по-разному, у кого-то она в большей мере, а у кого-то в меньшей, и часто ученик имеет страх услышать чужое мнение о совершенном поступке, чтобы не выделиться из толпы одноклассников.

Конечно, все знают как вести себя, но в такие моменты многим легче промолчать. А ведь в молчании есть частица зла. В организме человека, способного спокойно взирать на боль другого, зло прогрессирует с огромной скоростью, он уже не подчиняется силе добра, он становится равнодушным человеком, который не способен проявлять заботу о ком-то.

Равнодушие - самая опасная вещь на свете. А.П. Чехов говорил: «Спешите делать добро». После потери добра происходит потеря нравственности. Человек уже не видит, как поступать хорошо, а как плохо, то есть добрые поступки для него ничего не значат, он может пойти на всё: предать, обмануть, сделать больно. Подросток очень часто способен на такое. Он из-за черствости может подставить своего ближнего, лишь только бы хорошо было ему самому. Это часто случается из-за неправильного поведения педагога. Есть педагоги, которые мало внимания обращают на жизнь ученика, не интересуются его интересными новостями, а только реагируют на плохие поступки, и начинают ругать, принимать меры, не разобравшись в ситуации, может ученик сам не хотел такого последствия, а может он вовсе и не виноват. И школьник начинает думать, что на него все равно в школе, и так будет всегда, никогда не выделиться с хорошей стороны,  отсюда появляется равнодушие, не вера в добро, и совершаются действительно злые поступки.

Важно педагогам вести себя правильно, педагогически, замечать все происходящее в жизни учеников, замечать хорошее. Педагоги должны знать все противопоказания в своей профессии, то есть как нельзя себя вести:

1)Быть грубыми к своим ученикам;

2) Не сострадать им;

3)Иметь любимчиков в классе, и только к ним относится с пониманием;

4) Ставить штампы на учениках: «Плохой и хороший».

Если сами учителя не будет равнодушны к своему виду деятельности, тогда и у подростков не будет возникать в голове дурных мыслей, будет царить в их душах нравственная сила добра.

Знание профессионально-значимых личностных качеств педагога способствует совершенствованию себя как педагога, а это ведет к более качественной работе с детьми. И можно зарождать в них правильные нравственные позиции. Ведь нравственная сила добра и зависит от этих позиций. Ученик с хорошими нравственными ценностями приносит в школу частицу добра. Он может участвовать в школьной акции, где нужно приносить свои вещи для детских домов, может помогать ученикам, которые отстают в учебе и им нужна помощь, и так далее.

От чего еще зависит сила добра? Она зависит от черты характера человека, которая позволяет делиться своим добром, то есть от доброты.

Доброта-это ласковое, дружеское, заботливое отношение. Она раскрывает сущность человека, как зеркало, способное увидеть его чувства, стремления помочь.

 Доброта выступает как первейшая и острейшая потребность человека. Она основывается на том, что человек не вредит благополучию другого, не ущемляет его права, а сам чувствует в себе потребность заботиться.

Современные исследования показали, что здоровье личности, ее психическое спокойствие зависят от бескорыстного отношения к людям. Педагоги должны стараться воспитать школьников бескорыстных.

Ученики часто имеют переживания на душе. Это может быть связано с учебой, а может быть связано с не очень хорошими отношениями с одноклассниками.

В классе встречаются такие проблемы, когда дети постоянно общаются друг с другом не на равных.  Класс может не общаться с одним одноклассником из-за того, что тот во время не помог или не смог помочь, и ученик начинает переживать, страдать. Такие ситуации педагогу нужно исправлять в классе. Школьники, не имеющие бескорыстие, часто злые, потому что не получают радость от совершенного доброго поступка, то есть не вырабатывают потребность о ком-то заботиться. И в классе, где не царит добрая обстановка, часто психологический климат сказывается на настроении и на здоровье. У учеников может быть плохое настроение,  частая утомленность. А почему так происходит? Это происходит из-за отношений друг с другом, они не видят смысла общаться и помогать в трудных ситуациях. Что нужно делать, чтобы такое не происходило в классе?

Педагогу с 1 класса надо сближать ребят, чтобы они всегда были вместе. Он должен обладать такими способностями:

1)Организаторские, проявляющиеся в умении учителя или воспитателя сплотить учеников, создать добрую обстановку, и само добро будет существовать вокруг детей.

2)Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в душевный мир ребят, выявлять их особенности психики, оценивать их эмоциональное состояние.

3)Коммуникативные, которые проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с родителями, учениками. Эти способности очень важны для того, чтобы преодолевать трудности в общении ребят, устранять злые отношения.

Все качества, способности педагога,  помогут сделать класс дружнее, а значит и добрее. Важно, чтобы в классе царила добрая обстановка, и ребята понимали такие понятия как «Добро», «Сила добра», «Нравственность» и «Доброта».


Список литературы

Бражникова А.Н. Журнал ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта//Доброта как нравственное качество человека.-2011

 Зайченко И.В. Профессиональные требования к личности педагога/Uchebniki online- Педагогика(Электронный ресурс) URL:http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_zaychenko_ib/profesiyni_vimogi_osobistosti_pedagoga.htm (период обращения 19.11.2016)

Новиков Ю. Сайт «Добро и зло»-2000-2016, статья «Абсолютное добро и зло- что это?-(Электронный ресурс) URL: http://ik-music.net/miscellaneous/ezoterica/lekczii/1047-novikov-dobro-i-zlo.html.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Работа с учениками фортепиано средних классов на примере сборника «Добрый день» А.П. Исаковой.»

Создание необходимых условий для того, чтобы вовлечь ребенка в область художественного творчества, направить его на пути « …духовного овладения миром, музыки…» ( Г.Г. Нейгауз), заинтересовать занятиям...

Презентация на тему"Люди,которые меня поразили своей выносливостью,силой..." Выполнил ученик 3Б класса Козловский Михаил

Презентация на тему"Люди,которые меня поразили своей выносливостью,силой..." Выполнил ученик 3Б класса Козловский Михаил...

Проект: Наше Подмосковье - "Учениками славится Россия, приносят славу ей ученики" Номинация "Доброе сердце".

Цель проекта: социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в общество здоровых детей и популяризация волонтерской деятельности на территории Талдомского  реги...

Урок доброты во 2 классе "Волшебная сила добра"

Урок-беседа с элементами игровой деятельности....

Волшебная сила добра.

Волшебная сила добра....

Психология общения: чудесная сила добрых слов

Общение между людьми должно быть созидательным и добрым, исключающим оскорбления и проявление неуважение к собеседнику. Позитивный язык общения, подкрепленный хорошими манерами, помогает добиться расп...

Конспект открытого занятия на тему: "Сила доброго слова"

Данный материал поможет формированию у детей правильного отношения к словам и их употреблению, представить о значении и силе слова в жизни человека...