Методическая разработка «Беседа об истории создания книги»
методическая разработка (2 класс)

Брагина Юлия Вячеславовна

Методическая разработка «Беседа об истории создания книги»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Беседа об истории создания книги»

Программное содержание:

  1. Формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий.
  2. Развивать речь, логическое мышление.

Предварительная работа: дети рассматривают выставку книг, делятся впечатлениями, отмечают, какие книги по размеру, количеству страниц, наличию иллюстраций, какие из них хотели бы прочитать.

Использованные технологии: здоровье сберегающие (физминутка, гимнастика для глаз, информационные (презентация, развивающие (хорошо-плохо), работа в мини-группах.

Ход мероприятия:

Загадка: Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

– Сегодня мы совершим путешествие в прошлое. Я расскажу вам, как появилась книга, но сначала поиграем.

Игра: «Хорошо или плохо?»

Давайте подумаем. А что в книге есть хорошего, удобного, как она нам помогает. А что в книгах неудобного, плохого?

Хорошо: можно прочитать, узнать много нового, интересного, можно рассматривать картинки, выучить стихотворение…

Плохо: не умеем читать, буквы бывают мелкие, она бумажная - можно порвать, испачкать, намочить…

Основная часть:

1. А как появилась книга? Всегда ли она была такой как сейчас? А у древних людей были книги? Если нет то когда, как вы думаете появились книги, как они выглядели?

Давайте посмотрим!

(Просмотр презентации: «История создания книги»)

«Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи назывались клинопись.

В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус. И у нас в группе есть такое растение. Вот оно. Этот материал очень напоминал нашу современную бумагу.

У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».

- Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)

Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.

Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.

Физ. минутка " Буратино"

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся, три — нагнулся. Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

- Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики)

Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплет.

Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в ее создании.

2. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака

«Как печатали вашу книгу»

Взяла машина лист простой

И наложила краску.

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Но знает она дело.

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом,

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами книга.

Приятно книжки почитать,

А сделать их попробуй

Искусство тонкое – печать,

И требует учебы.

- Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?

Правильно, низко не наклоняться, свет должен падать с левой стороны, не читать лежа и во время движения в транспорте.

А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Мы читали, рисовали, глазки наши так устали, дружно встанем по порядку, проведем для глаз зарядку. Мы гимнастику для глаз, выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз, повторить ты не ленись. Укрепляем мышцы глаза. Видеть лучше будем сразу. (предложить детям проследить глазами за движением, какого либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)

А вы умеете беречь книги?

Расскажите, как нужно правильно пользоваться книгой, чтобы она прослужила нам очень долго?

3. Работа в мини-группах (игровое взаимодействие).

На отдельном столе лежат иллюстрации с героями сказок, известных детям. Дети берут картинку – и должны найти других героев сказки к своему герою. Объединиться в группы.

Рефлексия: - Что интересного запомнилось из нашей беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "История создания книги".

В проекте участвовали учащиеся 3-его и 8 классов....

Библиотечный урок по теме: "История создания книги".

Библиотечный урок по теме: "История создания книги". Рассказывается от исторического периода до наших времён....

история создания книги "Приключения Буратино"

история создания книги А.Н.Толстого "Приключения Буратино".проведения параллели с книгой "Приключение Пиноккио" Карло Коллоди....

Презентация " История создания книги"

Презентация рассказывает о истории создания книги....

Презентация. Литературное чтение "История создания книги"

Книга, книжка – сшитые в один переплет листы бумаги или пергамента. (В. Даль, Толковый словарь живого великорусского языка, т.II).Какое простое короткое объяснение, а как много стоит за эти...

Проектная работа «История создания книги».

Цель работы:   Дидактическая: помочь обучающимся познакомиться с историей создания книги и применить полученные знания...