Сценарий весеннего праздника "Жаворонушки"
методическая разработка

Евгения Сергеевна Иванова

Сценарий праздника "Жаворонушки" для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhavoronushki.docx427.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества  «Балкыш»

 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

 

Сценарий открытого праздника для детей (с участием родителей) «Жаворонушки»

Автор: Иванова Е.С.,

педагог дополнительного образования

руководитель фольклорного ансамбля «Горошинки»

С.Высокая Гора

2021

Данная методическая разработка представляет собой сценарий весеннего праздника, воспроизводящего обряд, который до середины (а в некоторых местах – до 80хг.г) 20 века бытовал в русских поселения на территории все России, в том числе в русских поселениях республики Татарстан. По воспоминаниям старожилов, в период с 22 марта по 7 апреля принято было печь из теста птичек-жаворонков и выходить с ними на пригорки, закликая весну. Считалось, что весну приносят на крыльях именно жаворонки. Дети, естественно, воспроизводили этот обычай и в народных играх. Эта традиция почти отошла в прошлое, однако по записям мы можем восстановить ее если не повсеместно, то в рамках ансамбля или любого коллектива, привлечь к участию родителей и тем самым дать детям возможность ощутить связь с культурой предков (в противовес космополитизму, создающемуся соцсетями), обратить внимание на ритмы природы (полнее прочувствовать начинающуюся весну), провести время с родителями при подготовке и проведении праздника, запомнить и дальше играть в народные игры в других коллективах, в которых они участвуют, тем самым сохраняя наследие предков и развивая социальные связи. Кроме того, в ходе праздника дается дополнительная информация о птицах, обитающих на территории проживания детей.

Таким образом, актуальность такого праздника обеспечивается недостатком информации о народных обычаях и традициях у современных детей, недостатком общения и игр в офлайне (сейчас немногие дети действительно играют в игры в реальной жизни, а не в сети, а между тем игра по прежнему остается базовым инструментом выстраивания социальных связей), а также недостатком мероприятий, в подготовке и проведении которых дети участвуют вместе с родителями и старшими родственниками.

Практическая значимость – воспитание патриотизма и гордости за свой народ путем познания традиционной культуры, осознание себя носителями и хранителями этих обычаев.

Целевая аудитория – дошкольники от 5 лет и младшие школьники (игры рассчитаны на разновозрастную аудиторию) и их родители и/или старшие родственники.

Цель – дать понятие о встрече весны в сознании традиционного человека, научить детей играть в традиционные игры.

Ожидаемые результаты: расширение знаний детей в области традиционной культуры, народных праздников и игр, укрепление взаимосвязей внутри семьи и коллектива, возможно – расширение круга семейных праздников.

Условия реализации: праздник может быть реализован в детском учреждении дополнительного образования, в школьном классе (с возможностью поиграть в подвижные игры), в дошкольном учреждении. По окончании игровой программы предполагается выход на улицу.

Сценарий праздника «Жаворонушки»

Предполагается, что накануне праздника дети вместе с родителями и/или педагог пекут в домашних условиях булочки-жаворонки, рецепт которых записан у старожилов и представлен в приложении, и приносят их на праздник.

Педагог:

Ребята, весна почти наступила! Но снег пока еще не торопится таять, и мороз по утрам прихватывает…

А вы знаете, что на Руси считалось, что весну приносят на своих крыльях перелетные птицы? Давайте вспомним, какие птицы улетают на юг осенью, а весной возвращаются? Родители, тоже помогайте!

(Ответы детей: гуси, утки, цапли, ласточки, стрижи и т.п.)

Педагог: Отлично! Вот сколько птиц вы знаете! А какие из них прилетают самыми первыми?

(выслушиваем ответы детей)

Педагог: Так вот, почти во всех областях России считалось, что первым прилетает жаворонок. Это маленькая птичка, живет он в полях и лугах, поет так высоко в небесах, что его не всегда видно. И чтобы ускорить момент его прилета, люди пекли специальные булочки, похожие на птичек из воды, муки и сахара, ведь обычно этот день приходится на Великий Пост, когда не принято есть продукты животного происхождения. Вот и сегодня мы с вами испекли такие булочки (булочки-жаворонки готовятся родителями и/или педагогом).  Посмотрите, у них есть хвостики, клювики и глазки. Похоже как будто жаворонок сидит на гнезде?

Дети: похоже!

Педагог: А что с ними надо делать дальше?

Дети: съесть!

Педагог:

Съесть, конечно, но не сразу. Дети и молодые девушки брали эти булочки, шли на высокое место (пригорок, высокий сугроб, а там где нет пригорков – забирались на крыши сараев), вставали там, подбрасывали булочки в руках и пели специальные песенки – заклички. Например, такие:

Чувиль-виль-виль, жаворонушки

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое, весну красную

Нам зима-то надоела, весь хлеб переела

Весна-красна, на чем пришла

На кнутике, на хомутике,

Чувиль-виль-виль, жаворонушкиииииии! (после окончания заклички дети имитируют голоса птиц, можно использовать инструменты, свистульки).

Закличку предлагается выучить.

Педагог: молодцы, ребята! Скоро мы пойдем с вами звать весну! Но сначала предлагаю поиграть в игры, связанные с птицами! И родителей пригласим с нами – они нам помогут!

Первая игра называется Чижик. Ребята, вы видели когда-нибудь чижа? Чиж – певчая птица. Песни чижиков очень мелодичные, нежные, вызывают массу положительных эмоций. Кроме того, сама птица обладает незаурядными способностями к обучению, интересными повадками. Чижей в России (и в нашей местности тоже) часто держали в клетках, чтобы наслаждаться их песнями, а на Благовещенье (7 апреля) отпускали на волю. Игр в чижика великое множество, это одна из любимых ребятами птиц. Мы сегодня поиграем в одну.

Описание игры:

Участников игры в кругу должно быть четное количество. Все заранее делятся на пары. Еще один участник стоит в центре круга. Он — «чиж». Участники идут по кругу, один в затылок другому. По ходу песни участники и «чиж» показывают, какой у чижика хохолочек (ладонь над головой), как он летает (руками показывают порхание крылышками), как он кивал ножкой (прыгаем на одной ножке, вторую держа перед собой, согнутой в колене).

По дубочку постучишь —
Вылетает сизый чиж
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!
На последних словах все должны поменяться парами, а «чиж» — найти себе пару. Не нашедший пару становится новым чижом.

Педагог: Тетери. Ребята, кто такие тетери? Да, их еще называют тетерева. Одни из самых красивых и любимых в народе птиц, размером с крупную курицу, с черным оперением и красным хохолком. Они очень интересно «поют» весной, говорят – токуют. Самки издают быстрые, кудахтающие звуки «ко-ко-ко», на конце часто растягиваемые. Самцы звонко и продолжительно бормочут, либо в случае приближения опасности издают глухой крик «чуу-ишш». Громкое пение самцов чаще всего слышно в середине — конце марта. Они тоже водятся в нашей местности.

Описание игры:

Участники становятся в круг, по считалке выбирают двух «тетерь», которые находятся внутри круга. Идут хороводом и поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу

Прилетели две тетери

Поклевали – улетели.

После того как песенка допета, «тетери» должны «вылететь» из круга, пока участники хором считают до 10. Если вылетели – выбирают новых «тетерь», если не успели, сначала делают «фант» - какое-то задание, например, попрыгать на одной ножке, помычать, прокукарекать.

Педагог: Коршун. Ребята, знаете кто такой коршун? Это довольно крупная хищная птица, высота которой достигает около 50 см. Глаза коршуна направлены вперед, а его лоб напоминает человеческое суровое лицо. У них темные глаза, а отличное зрение позволяет рассмотреть добычу с большой высоты. Самки и самцы практически не отличаются внешне, только размер самок немного больше. Коршуны очень умные птицы, они умеют замечать опасность, и скрываться от нее. Они избегают мест, где уже однажды сталкивались с опасностью или были напуганы. Также они немного ленивы, охотятся они только в утреннее или вечернее время, а днем предпочитают отдыхать.

Описание игры:

Участники игры держатся за руки, ходят по кругу, поют. Коршун в это время сидит в центре круга. Когда начинается диалог, отвечает на вопросы, сидя в кругу.

Хоровод:
Вокруг коршуна хожу, ожерелье нижу
По три ниточки, бисериночки
Я снизала вороток, вокруг шеи короток
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
Коршун:
— Ямку рою
— На что тебе ямка?
— Мешочек шить
— На что тебе мешочек?
— Камушки собирать
— На что тебе камушки?
— Воробышков пугать!

На словах «воробышков пугать» Коршун вскакивает и ловит разбегающихся из круга «воробышков». Пойманный присоединяется к первому коршуну и тоже садится в круг. Теперь ему тоже придется ловить воробышков. Диалог с «коршунами» теперь уже идет во множественном числе: «Коршуны, коршуны, что вы делаете?..» — «Ямку роем!..» С каждым коном «коршунов» становится все больше, «воробышков» все меньше. Игра заканчивается, когда переловлены все «воробышки».

Педагог: И еще одна игра, здесь должны обязательно поучаствовать родители.

Воробьи-вороны. Ну воробьев и ворон вы все знаете, вам даже рассказывать не нужно.

Описание игры.

Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра.

По команде водящего (взрослого) «Воробьи!» команда воробьёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.

Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или «Воооо — рооооо — ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать. Кстати, хитрый водящий может называть и совсем другие слова: «Вооо — роооо — ... ТА!», «Вооо — роооо — ... ЖБА!», «Вооо — роооо — ... ВКА!», что добавляет игре большего веселья. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.

Педагог: Ну молодцы, ребята и родители, наигрались-наплясались, а теперь мы берем корзинку с нашими жаворонками и идем звать весну.

На улице ищем большой сугроб, поднимаемся на него, подбрасываем в руках жаворонки и поем закличку. Ребята поют, в конце имитируют голоса птиц, Педагог может исполнить сольную закличку.

Педагог: ну что, ребята, солнышко стало ярче, правда ведь? Не сегодня-завтра весь снег растает, и наконец придет настоящая весна! Вы молодцы что ее позвали! Булочки-жаворонки можно теперь съесть, а можно, если что-то останется, скормить домашним животным или птицам, считалось что от этого они будут здоровее.

Понравилось вам? (да!). А родителям? (да!). Отлично, теперь мы знаем старинный рецепт как звать весну, на следующий год обязательно повторим!

Приложение 1. Фотографии с праздника.

C:\Users\Мать Волчица\Desktop\Балкыш\жаворонушки\nashi_pobasenki_163746710_191802375791570_3446840475293827074_n.jpg

C:\Users\Мать Волчица\Desktop\Балкыш\жаворонушки\nashi_pobasenki_163729250_959750154778752_8340465741423935094_n.jpg

Приложение 2. Рецепт старинных жаворонков

Ингредиенты

  • мука — 600 г,
  • вода — 250 мл,
  • 1 ст. л. сахара,
  • 1 ч. л. соли,
  • 11 г дрожжей (1 пакетик),
  • ваниль по желанию,
  • 2–5 ст. л. растительного масла.

Приготовление

Просеять муку. Добавить ванилин, дрожжи, сахар, соль. Развести водой и добавить растительное масло. Замесить тесто круче, чем на пироги. Поставить тесто на расстойку. После подъема сделать обминку, раскатать колбаску и нарезать на кусочки. Раскатать жгутики, из жгутиков завязать узелок, из одного конца сформировать «хвостик» (разрезать ножом в двух местах, как перышки), из другого – клювик, добавить глазки из изюма или гвоздики. Печь 15 минут, после выпечки смазать сладким чаем.

traditional spring bird shaped lean buns coated with sweet syrup - Жаворонки двойные и одиночные (видео)

Список использованных источников:

  1. Митителло К. Определитель «Птицы России», М., Эксмо, 2018
  2. Г.М. Науменко. Русские народные детские игры с напевами. Сборник фольклорных материалов. Запись, фотографии, нотация, составление Г.М. Науменко. М., 2003
  3. Личные этнографические записи автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий весеннего праздника для милых мам

Праздничный концерт для мам ко дню 8 марта со стихами, песнями, сценками и конкурсами....

Сценарий весеннего праздника для милых мам

Праздничный концерт для мам ко Дню 8 Марта со стихами, песнями, сценками и конкурсами....

СЦЕНАРИЙ ВЕСЕННЕГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»

Сценрий весеннего праздника «МАСЛЕНИЦА» пригодится в работе с детьми учителям начальных классов.  В нем очень много интересного материала, касающегося этого праздника, конкурсы, стихи и ...

Сценарий весеннего праздника в начальной школе "Широкая масленица"

К мероприятию готовимся заранее. На праздник приготовить костюм "Весны", Деда Мороза и испечь блины.(Блины готовят обычно родители). Праздник проводим  в актовом зале, вместо костра-  красны...

Сценарий весеннего праздника «Дружно мы весну встречаем!»

Это сценарий совместного  праздника учащихся 3 класса и подготовительной группы, составлен на основе сказки «Заюшкина избушка»....

Сценарий " Весеннего праздника" 3 класс.

Знакомство учащихся с традициями русского народа и устным народным творчеством. Мероприятие направленно на развитие артистических и сценических способностей учащихся....