Методическая разработка на тему: "Упражнения на развитие психических процессов у детей с ОВЗ"
классный час (3 класс)

Болонина Нина Васильевна

В работе представлены упражнения на развитие различных психических процессов у детей. Мышления, восприятия, памяти. 

Материал может быть полезен педагогам, родителям, психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_psihologicheskih_protsessov.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие психических процессов у детей с ОВЗ

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

 В большинстве случаев она отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

 Коррекционные классы созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов. Как педагог-воспитатель, я стремлюсь в своей деятельности реализовать основные задачи коррекционно-развивающего обучения:

  • активизацию познавательной деятельности учащихся;
  • повышение уровня их умственного развития;
  • нормализацию учебной деятельности;
  • коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития.  

Чрезвычайно важно, чтобы здесь был высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции, и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы учителя. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике помогут педагогу сделать воспитательный процесс более интересным и продуктивным. Одновременно включается охранительный режим, который состоит, прежде всего, в дозированности.

На каждой встрече с детьми необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

Поделюсь видами работ из своей практической деятельности (источником  являются и  методические разработки в интернете, и  опыт моих творческих коллег).

  1. Упражнение «Кто быстрее?»

Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть или подчеркнуть в тексте какую-либо часто встречающую букву:

А О Л Д Щ К А Ь К Ч З Ц К С Б Ш Г Ц А Р О Щ З А З Ш Л Г У А М Б Ц У З А Ы Е Н Р А

Цель такой тренировки - выработка привычных, доведенных до автоматизации действий, подчиненных определенной четко осознаваемой цели. Время выполнения задания ограничено 5-10 минут.

  1. Упражнение «Наблюдательность». 

Детям предлагает по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

  1. Упражнение «Корректура».

Учащимся предлагаются предложения с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст, исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Много внимания уделяю приемам развития памяти, особенно необходимым для детей с ОВЗ.  

Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную форму. Именно поэтому мы в самом начале приводим пример упражнений на развитие способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ запомнить сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины - иллюстрации. Это занимает меньше 15 секунд, но гарантирует   извлечение информации в будущем.

Вторая группа упражнений направлена на формирование у детей осознанного восприятия. Они помогут вам научить ребенка концентрировать внимание на запоминаемом объекте.

Упражнения первой и второй группы способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке - структурированию и упорядочиванию. Подобный процесс передачи невозможен   без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти.

В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия. На развитие этой способности (установления сходства и различий, анализа деталей предмета и синтеза) и направлены упражнения третьей группы. Они помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию.

Для извлечения же информации необходимо "ушко", или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления о елке, Снегурочке с Дедом Морозом…

Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому упражнения предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также описывается мнемотехнический прием "нелогичные ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов.

Помимо всего, рекомендуется развивать умение запоминать стихи и пересказывать рассказы, писать изложения.

  1. Упражнение «Трудное - запомни!».  

Показываю ученикам на 25-30 с десять слов с трудным написанием (можно меньше слов) и убираю их. Затем под диктовку показываю эти слова, написанные на листке и читаю еще раз. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую.

  1. Упражнение «Смысловая память».

Запоминание пар слов, связанных между собой по смыслу: КУРИЦА-ЯЙЦО, УЧЕНИК-ШКОЛА, СНЕГ-ЗИМА и не связанных друг с другом по смыслу: КРЕСЛО-ЖУК, НЕБО-РАК.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие правильного мышления детей с ограниченными возможностями здоровья - трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним из важных вопросов этого обучения является обдуманный, методически грамотный переход от наглядного показа к словесно логическому обобщению.

  1. Исключение предметов

Классификация предметов в большей мере выявляет работоспособность и устойчивость внимания. Исключение предметов предъявляет большие требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.

Для проведения исследования необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предмета.

Ребенку показывают карточки, заранее расположенные в порядке возрастающей трудности.

Инструкция дается на примере одной, самой легкой карточки. Ребенку говорят: "Вот здесь на каждой карточке изображено по четыре предмета. Три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Ты должен сказать, какой предмет не подходит (или какой надо исключить) и как можно назвать остальные три". Далее учитель разбирает с ребенком первую карточку: вместе с ним дает обозначение трем обобщаемым предметам и объяснение тому, почему следует исключить четвертый предмет. Против номера карточки в протоколе записывается название предмета, который ребенок считает нужным исключить, а в соседнем столбце - его объяснения и то слово, которым он назвал остальные три предмета. Если ответ ребенка неправилен и учитель вынужден задать наводящий вопрос, то записывается и вопрос учителя, и ответ ребенка.

Ребенок должен  синтезировать, т.е. найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, т.е. выделить один, четвертый, не соответствующий общему понятию.

Ребенок не в состоянии решить простые задачи, если в связи с нарушением в развитии не понимает инструкции. Как правило, дети правильно решают; первые три-четыре задачи и начинают ошибаться по мере перехода к более трудным задачам. Неумение справиться с задачей дает некоторое основание для суждения о степени интеллектуальной недостаточности ребенка. При исследовании этим методом детей-олигофренов видно, что им иногда удается правильное решение задач средней трудности. Но они не могут объяснить и мотивировать свои решения. Не могут найти слово для обозначения трех объединяемых предметов. Конкретность мышления обнаруживается в том, что дети пытаются идти по пути ситуационного объединения предметов. Так, например, вместо того, чтобы на карточке выделить очки, а остальное назвать измерительными приборами, ребенок говорит, что ничего на этой карточке исключать не нужно, так как, надев на глаза очки, человек может лучше увидеть показатели весов, часов и термометра.

Методикой "исключение предметов" можно пользоваться и для повторных проб, но для этого нужно подобрать два или три приблизительно равных по трудности набора карточек.

  1. Сравнение понятий

Методика применяется для исследования особенностей анализа и синтеза. Учащимся предлагаются пары слов-понятий, которые могут быть использованы в "сравнении понятий":

Корова - лощадь.

Лыжи - коньки.

Трамвай-  автобус.

Ребенка просят сказать: "Чем похожи и чем отличаются?" Все ответы   записываются. Учитель должен настаивать на том, чтобы ребенок сначала указывал, в чем сходство понятий, а затем в чем различие. Если ему не сразу понятна задача, можно совместно сравнить какую-либо пару слов.

При оценке ответов следует учитывать, удается ли детям выделить существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделить эти признаки свидетельствует о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Методика "последовательность событий" предназначена для выявления сообразительности детей, их умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Для проведения опыта необходимы серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Существуют серии для детей младшего возраста ("Волки", "Колодец", "Лодки" и др.), а также для подростков ("Колесо", "Охотник" и т. д.). Оригиналы этих серий выполнены в красках, но можно пользоваться и их фотокопиями.

Инструкция и порядок проведения опыта таковы. Испытуемому показывают пачку беспорядочно перемешанных карточек и говорят: "Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело. Выявление общих понятий

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть

Таким образом, развивая психические процессы школьников,  мы способствуем социализации , помогаем адаптироваться в обществе, учим общаться со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Развитие психических процессов у детей «память».

Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей. Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

«Особенности развития психических процессов у детей с ОНР»

Доклад подготовлен для выступления на семинар воспитателей...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...

Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие психических процессов у детей с ОВЗ

Годы школьного детства — это годы интенсивного психического развития ипоявления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В этот периодактивно развиваются воображение, логическое мы...