Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
рабочая программа (4 класс)
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_4_klass.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский
Самарской области
446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35
Тел. (8 (846 70) 2-22-38; E-mail: sch3_nft@samara.edu.ru
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 30.08.2021 г. № 1 Руководитель ШМО _______/_____________/ | СОГЛАСОВАНО с зам. директора по ВР ________/Л.В.Вострикова «01» сентября 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом директора ___________Д.Д.Токарев « 01 » сентября 2021 г. № 1 |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс)
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
ТРЕГУБОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА учитель начальных классов
г. Нефтегорск
2021-2022 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности разработана на основании следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 10 до 11 лет.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом
Цели и задачи программы
Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Задачи:
- сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;
- способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;
развивать:
- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);
- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);
- внимание (произвольное и непроизвольное);
- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;
- мотивацию к познанию окружающего мира.
- прививать навыки культурного поведения;
- помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.
формирование здорового образа жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом занятие по программе в 4 классе проводится 1 час в неделю, в год 34 часа.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-создание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации:
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.
Рекомендуемый режим занятий
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоцинального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).
Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (10-12 минут).
Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут)
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Опеделение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Формы контроля освоения программы внеурочной деятельности
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- итоговый контроль: в формах тестирования; практической работы; творческих работ учащихся; контрольных заданий.
- самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. в рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержание программы «Умники и умницы»
4 класс
№ | Тема | |||
Количество часов | Формы и виды внеурочной деятельности | |||
Теория | Практика | |||
Вводное занятие. Тест способностей. | 1 | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. Тест. | ||
1. | Восприятие | 3 | 3 | Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз. Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий) Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. Применение знаний по предмету ОБЖ |
2. | Внимание | 2 | 4 | Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. Применение знаний по предмету русский язык |
3. | Воображение | 2 | 2 | Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика. Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. |
4. | Память | 2 | 4 | Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.Упражнения на развитие памяти у учащихся. Упражнения на развитие памяти. Практическая работа: упражнения на развитие памяти. Применение знаний по предмету информатика. Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. Применение знаний по предмету математика. |
Мышление | 2 | 7 | Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.Упражнения на развитие мышления. Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика. Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Игры со словами. творческая работа: придумать словограммы, логогрифы. Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы. | |
Речь | 2 | 2 | Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Игра для определения активного словарного запаса. Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий. Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ. Компьютерные игры. | |
Итоговый контроль | 1 | Тестирование. | ||
Итого -34 |
Календарно-тематическое планирование занятий
"Умники и умницы"
4 класс
№ темы | Количество часов | Тема | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1. | 1 | Вводное занятие. Тест способностей. | ||
Восприятие | ||||
2. | 1 | Периферическое зрение. | ||
3. | 1 | Маргинальный прием. | ||
4. | 1 | Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | ||
5. | 1 | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | ||
6. | 1 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Муравей» | ||
Внимание | ||||
7. | 1 | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | ||
8-9. | 2 | Матрица Ландольта. | ||
10-11. | 2 | Двухцветные цифровые таблицы. | ||
12. | 1 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок» | ||
Воображение | ||||
13. | 1 | Вербальная фантазия. | ||
14. | 1 | Методика «Рисунок» | ||
15-16. | 2 | Методика «Скульптура» | ||
Память | ||||
17. | 1 | Слуховая и зрительная память. | ||
18. | 1 | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | ||
19. | 1 | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | ||
20. | 1 | Участие во всероссийской олимпиаде «КИТ» | ||
21. | 1 | Стенография. Мнемонология. | ||
22. | 1 | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | ||
Мышление | ||||
23. | 1 | Устный счет. | ||
24. | 1 | Конкурс эрудитов. | ||
25. | 1 | Кубик Рубика | ||
26. | 1 | Змейка. Треугольник. | ||
27. | 1 | Словограммы. Логогрифы. | ||
28. | 1 | Матрицы Равена. | ||
29. | 1 | Триады. | ||
Речь | ||||
30. | 1 | Назови слова. | ||
31. | 1 | Понятия. | ||
32. | 1 | Подробное описание. | ||
33. | 1 | Интеллектуальные игры. | ||
34. | 1 | Тест достижений. |
Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
- Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 1996.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
- Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,1997.
- Башаева Т.В. Развития восприятия удетей.- Ярославль, 1998.
- Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,1996.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
- Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,1985.
- ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992.
- Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2003.
- Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2007 г
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»
Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...
Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс
Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» (3 класс)
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...