Внеурочная деятельность. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст детей 10-11 лет (4 «А» класс) Срок реализации: 1 год
рабочая программа (4 класс)

Трегубова Надежда Петровна

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 

 «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_4_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»

 города Нефтегорска  муниципального района Нефтегорский

Самарской области

446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35

Тел. (8 (846 70) 2-22-38; E-mail: sch3_nft@samara.edu.ru

РАССМОТРЕНО                                                                    

на заседании   МО                                                                                                                                

Протокол от 30.08.2021 г. № 1                                

Руководитель ШМО _______/_____________/                

СОГЛАСОВАНО

с зам. директора по ВР

________/Л.В.Вострикова

«01» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО                                           приказом  директора

 ___________Д.Д.Токарев

« 01 » сентября 2021 г. № 1

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

 «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Возраст детей  10-11 лет (4 «А» класс)

Срок реализации: 1 год

                                                                                                                                                          Автор-составитель:

                                                                                                                                                         

ТРЕГУБОВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА                                                                                                                                                           учитель начальных классов

г. Нефтегорск

2021-2022 уч. год    

Пояснительная записка

 

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Умники и умницы» социально-педагогической направленности разработана на основании следующих нормативных документах: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от  10  до  11  лет.

Программа реализована в рамках «Внеурочной   деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Цели и задачи программы

Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Задачи:

- сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;

- способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;

 развивать:

- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое,   практическое, теоретическое, реалистическое);

- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);

- внимание (произвольное и непроизвольное);

- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;

- мотивацию к познанию окружающего мира.

-  прививать навыки культурного поведения;

-  помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.

формирование здорового образа жизни.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом занятие по программе в 4  классе  проводится 1 час  в неделю, в год  34 часа.

Методы работы

Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.

Методы формирования взглядов и обмен информацией:

- повествование;

- объяснение;

- диалог;

- доказательство;

- рассказ;

- рассуждение;

- беседа.

Методы организации деятельности:

- состязание;

- показ примеров и образцов;

-создание ситуации успеха;

- перспектива.

Методы стимулирования и мотивации:

Методы стимулирования интереса к учению:

- игры;

- соревнования;

- познавательные беседы;

- создание ситуации успеха;

- эмоционально-нравственных ситуаций;

- творческие задания

Методы стимулирования долга и ответственности:

- убеждение;

- требование;

- поощрение;

- порицание;

- наказание;

- поручение.

Формы работы

Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.

Формы организации занятий:

- учебное занятие;

- открытое занятие;

- экскурсии;

- организация праздников;

- театрализованное занятие;

- участие в выставках и конкурсах различного уровня;

Средства обучения:

- наглядные пособия

- подборка информационной и справочной литературы

- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

- кассеты с записями детской музыки и т.д.

- треугольники

- разрезные картинки

- книги серии “Развивающие игры”

- простой и цветные карандаши;

- тетради;

- линейки;

- краски;

- настольные игры;

- цветная и белая бумаги.

- магнитофон;

- учебная доска.

Рекомендуемый режим занятий

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят  определённого положительного эмоцинального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они  способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,  - ПАМЯТИ,  ВНИМАНИЯ,  ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут).

Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут).

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребёнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКО-ПОИСКОВЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ (10-12 минут).

Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребенка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.

КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Чем больше и чаще ребёнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут)

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Опеделение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3.   Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.   В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса,   воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

5. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы контроля освоения программы внеурочной деятельности

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • итоговый контроль: в формах тестирования; практической работы; творческих работ учащихся; контрольных заданий.
  • самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.
  • содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Содержание программы «Умники и умницы»

4 класс

Тема

Количество часов

Формы и виды внеурочной деятельности

Теория

Практика

Вводное занятие. Тест способностей.

1

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. Тест.

1.

Восприятие

3

3

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз.

Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста.

Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий)

Упражнения на развитие восприятия.

Проектная работа: составление своего рисунка.

Применение знаний по предмету ОБЖ

2.

Внимание

2

4

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание.

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц.

Применение знаний по предмету русский язык

3.

Воображение

2

2

Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая  работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе.

Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика.

Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки.

4.

Память

2

4

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.Упражнения на развитие памяти у учащихся.

Упражнения на развитие памяти.

Практическая работа: упражнения на развитие памяти.

Применение знаний по предмету информатика.

Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр.

Применение знаний по предмету математика.

Мышление

2

7

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.Упражнения на развитие мышления.

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика.

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления.

Игры со словами. творческая работа: придумать словограммы, логогрифы.

Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления.

Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы.

Речь

2

2

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Игра для определения активного словарного запаса.

Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий.

Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ.

Компьютерные игры.

Итоговый контроль

1

Тестирование.

Итого -34

Календарно-тематическое планирование занятий

"Умники и умницы"

4 класс

№ темы

Количество часов

Тема

Дата проведения

По плану

По факту

1.

1

Вводное занятие. Тест способностей.

Восприятие

2.

1

Периферическое зрение.

3.

1

Маргинальный прием.

4.

1

Рефлексивное и нерефлексивное слушание.

5.

1

Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны?

6.

1

Участие во Всероссийской олимпиаде «Муравей»

Внимание

7.

1

Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет».

8-9.

2

Матрица Ландольта.

10-11.

2

Двухцветные цифровые таблицы.

12.

1

Участие во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок»

Воображение

13.

1

Вербальная фантазия.

14.

1

Методика «Рисунок»

15-16.

2

Методика «Скульптура»

Память

17.

1

Слуховая и зрительная память.

18.

1

Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры.

19.

1

Структурирование. Кодировка. Ассоциации.

20.

1

Участие во всероссийской олимпиаде «КИТ»

21.

1

Стенография. Мнемонология.

22.

1

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»

Мышление

23.

1

Устный счет.

24.

1

Конкурс эрудитов.

25.

1

Кубик Рубика

26.

1

Змейка. Треугольник.

27.

1

Словограммы. Логогрифы.

28.

1

Матрицы Равена.

29.

1

Триады.

Речь

30.

1

Назови слова.

31.

1

Понятия.

32.

1

Подробное описание.

33.

1

Интеллектуальные игры.

34.

1

Тест достижений.

Материально-техническое обеспечение

Литература для учителя:

  1.  Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 1996.
  2.  Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
  3.  Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,1997.
  4. Башаева Т.В. Развития восприятия удетей.- Ярославль, 1998.
  5.  Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998.
  6. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,1996.
  7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
  8.  Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,1985.
  9. ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992.
  10. Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2003.
  11. Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2007 г  

Средства обучения:

- наглядные пособия

- подборка информационной и справочной литературы

- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу

- кассеты с записями детской музыки и т.д.

- треугольники

- разрезные картинки

- книги серии “Развивающие игры”

- простой и цветные карандаши;

- тетради;

- линейки;

- краски;

- настольные игры;

- цветная и белая бумаги.

- магнитофон;

- учебная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Шахматный клуб» для обучающихся 2 класса. Срок реализации 1 год

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина «...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа внеурочной деятельности направление: обще – интеллектуальное клуб занимательной математики «Учимся решать логические задачи» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 1 класс, образовательная система "Гармония", программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой, Н. Б. Тихоновой. Цель: совершенствование ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' 3 класс

Рабочая программа общеинтеллектуального направления ,,Умники и умницы\'\' составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой О. А. , содержит развёрнутое тематиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы» (3 класс)

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...