Классный час: "Я, ты, он, она - вместе дружная страна!"
методическая разработка (3, 4 класс)

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую" жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Духовное и нравственное воспитание

«Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1)Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

1.2)Тема воспитательного мероприятия: «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!»

Актуальность. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

В духовно - нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

1.3)Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 3-4 классов.

1.4)Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Воспитательное мероприятие «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!» имеет важное значение и является частью реализации программы воспитательной работы по направлению духовное и нравственное воспитание. Данная разработка помогает воспитывать в учащихся дружелюбие, товарищество, сочувствие, уважение, сострадание.

Преемственность заключается в том, что при проведении воспитательных мероприятий постепенно усложняю виды деятельности, чтобы оставаясь доступными для учащихся, постоянно вести их вперед в воспитании    и развитии коллективных и личностных качеств.

1.5)Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель воспитательного мероприятия: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи: - познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной личности;

- воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

 

Планируемые результаты воспитательного мероприятия: дети смогут составить представление о понятии «толерантность»; научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях; высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое; осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

1.6)Форма: классный час.

1.7)Педагогическая технология / методы / приёмы: игровые технологии, здоровьесберегающие технологии и интерактивные методы (работа в парах, группе).

1.8)Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия Кадровая работа: классный руководитель, поиск пословиц, поговорок, легенд о дружбе.

Материально-технические ресурсы: диск с песнями «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!» «Ты да я да мы с тобой»; ноутбук, звуковые колонки, картинки, портрет (Талейран Перигор), фигурки человечков, изображение Земли на ватмане.

1.9)Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная методическая разработка является частью воспитательного плана и может быть использована для проведения классного часа в 3 или в 4 классе, с целью духовного и нравственного воспитания (дружелюбия, товарищества, взаимовыручки, сочувствия, терпения, понимания и т.д.) 

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1)Описание подготовки воспитательного мероприятия

На данном этапе идёт работа учащихся по сбору,   пониманию пословиц  

2.2.)Конспект воспитательного мероприятия

1. Организационный момент

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно:

научиться жить на земле, как люди»

Бернард Шоу.

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Садитесь.

- Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

- Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас,

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

- Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые.

- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

- Прошу хлопнуть в ладоши ребят, у кого тёмные волосы.

- А теперь, у кого светлые.

- Как вы думаете, можно ли среди вас найти совершенно одинаковых людей? (Ответы детей)

- Вот видите, вы все разные. Но мы вместе, а почему? (Ответы детей)

- Но у нас и есть общее, например, мы с вами учимся в одном классе, значит, несмотря на то, что мы разные, мы - вместе.

2. Целеполагание

- Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей)

- «Я, ты, он, она – вместе дружная страна!».

- Какую цель и задачи мы поставим перед собой?  (Ответы детей)

- Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Будем учиться понимать других людей, быть внимательными к другим.

- Посмотрите на картинки и скажите в чем отличия между людьми? (пол, возраст, рост, вес, цвет кожи, здоровье)

C:\Users\Ирина\Desktop\сертификат\классный час\фото для презентации классный час\95317591.jpg (ПОЛ)

C:\Users\Ирина\Desktop\сертификат\классный час\фото для презентации классный час\details_9S2Om.jpg

(ВОЗРАСТ)

C:\Users\Ирина\Desktop\сертификат\классный час\фото для презентации классный час\1193379327_children_23.jpg

(РОСТ,ВЕС)




(ЦВЕТ КОЖИ, ГЛАЗ, ВОЛОС)

C:\Users\Ирина\Desktop\сертификат\классный час\фото для презентации классный час\3371.jpg

C:\Users\Ирина\Desktop\сертификат\классный час\фото для презентации классный час\28041054.jpg(ЗДОРОВЬЕ)

- Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

3. Актуализация.  

- Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами.

- Скажите, а какие качества  мы ценим в людях больше всего? (Ответы детей)

- А какой, по-вашему, должен быть друг? (Ответы детей)

- С помощью таблицы определите качества, которыми вы должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркните.

Работа в парах.

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

СМЕЛЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

ВЕРНЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

НЕЧЕСТНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

- Существует такое красивое слово «толерантность»

Знакомство с понятием «толерантность».

- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность», которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский.

 C:\Users\User\Desktop\1 в класс\taleiran_f.jpg (Показать портрет). 

Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. От имени этого мудрого министра появилось слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ, что в переводе с английского означает терпение.

- Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

- Сегодня мы будем учиться быть толерантными.

4. Основная часть.

Упражнения на развитие толерантности.

  1. «На какого сказочного героя я похож»

- Я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а вы должны бросить мяч обратно мне и назвать имя сказочного героя, на которого вы хотите быть похожим.

  1. Похвались соседом»

- Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: «Мой сосед справа, Матвей,- самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!» Теперь очередь Матвея хвастаться своим соседом.

  1. «Цветок толерантности» Работа в группах.

- Сейчас я предлагаю собрать на парте  цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет:

  • уважение мнения и прав других
  • доброжелательность
  • желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
  • уважение человеческого достоинства
  • чуткость, милосердие
  • сострадание
  • прощение
  • принятие другого таким, какой он есть
  • жестокость
  • неуважение
  • эгоизм
  • нетерпимость
  • унижение
  • зависть
  • равнодушие
  • агрессивность
  • лживость
  • предательство
  1. Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

5. Решение проблемных ситуаций. Работа в группах.

Игра:  «Собери  пословицу»

- Какие пословицы о дружбе, добре, мире вы знаете? (Ответы детей)

Вам предстоит в группе собрать пословицы и объяснить их смысл.

1группа - человек, без, корней, дерево, что, друзей, без (Человек без друзей, что дерево без корней.)

дана, на, жизнь, дела, добрые (Жизнь дана на добрые дела.)

2 группа – разрушает, мир, строит, война (Мир строит, война разрушает.)

не, страшна, и, туча, в куче, семья (Семья в куче – не страшна и туча.)

3 группа – лучше, друг, старый, двух, новых (Старый друг лучше новых двух)

сторона, мила, всякому, своя (Всякому мила своя сторона.)

(Дети объясняют смысл собранных пословиц)

Практическая работа «Давайте будем все толерантными».

-  Какими душевными качествами должны обладать люди, живущие на планете Земля, чтобы исчезли войны, ссоры, чтобы люди не страдали и перестали ненавидеть друг друга.

- А теперь давайте создадим дружную планету. У каждой группы на столе лежат человечки, все они разные по цвету кожи, внешнему виду и костюму, как и мы с вами. Напишите с обратной стороны фигурок те качества, которые помогают вам дружить с другими ребятами и людьми.

(Дети пишут и клеят на изображение земного шара человечков. Звучит песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»)

- На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна!

Давайте, ребята, назло непогодам

Обнимем планету своим хороводом!

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим!

https://fc.vseosvita.ua/0030iy-2abd/002.jpg

- Что мы скажем о нашем хороводе?

- Мы разные, но мы вместе.

  1. Заключительная часть.

- Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Рефлексия

- Вспомним цели, которые мы ставили в начале классного часа. Достигли ли мы их? (Ответы детей)

- Сегодня на классном часе мы пытались ответить на вопрос: «Что значит быть толерантным?», подведем итог с помощью японской поэзии – составим «синквейн».

Работа в группах.

1. Слово

2. 2 прилагательных

3. 3 глагола

4. Определение понятия из 4 слов.

Каждая группа зачитывает синквейн.

- Я хочу поблагодарить вас, ребята за активное участие в классном часе. Я очень надеюсь, что сегодня на нашей планете станет больше толерантных людей единых по духу. Людей, которых объединяет желание жить в мире и добре, приносить пользу своей стране знаниями и трудом. А это значит, что нас чаще будут окружать понимающие, заботливые, доброжелательные люди. Давайте никогда не будем забывать, что в нашей жизни все в наших руках.

 (Дети исполняют песню «Ты, да я, да мы с тобой»)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Внеклассные мероприятия в начальной школе./Арсенина Е.Н. .-Вып.3.- Волгоград: Учитель,2007.-207с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011
  3. Класные часы;1 класс/Авт.-сост.Т.Н.Максимова.-М.:ВАКО,2008,-272с.-(Учебный год).
  4. Т.Н. Максимова, Н.Н. Дробинина. Классные часы. 4 класс. М.: ВАКО, 2013
  5.  Толерантность / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. 
  6. Талейран Шарль Морис / Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org.
  7. Фото и картинки / Поисковая система «Рамблер» http://images.rambler.ru.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

Классный час "Вместе дружная семья" (2 класс)

Классный час призван содействовать осознанию важности семьи в жизни человека....

Сценарий классного вечера с родителями "Вместе дружная семья"

Данное мероприятие способствует сплочению классного коллектива, воспитывает чувство гордости за свою семью....

Классный час - проект в 0-м классе на тему: "Я, ты, он, она – вместе дружная семья", посвященный Дню толерантности.

Классный час - проект в 0-м классе на тему:"Я, ты, он, она – вместе дружная семья", посвященный Дню толерантности. ...

Классный час на формирование толерантности "Я, ты, он, она – вместе дружная семья"

Цель: способствовать повышению уровня творческой активности учащихся; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности....

Классный час "Вместе дружная семья"

Методическая разработка содержит классный час, который можно провести совместно с родителями и детьми....