Урок нравственности "Дорогою добра"
план-конспект занятия (1 класс)

Конспект внеурочного занятия "Дорогою добра" в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nravstvennosti_v_1_klasse.docx469 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в 1 классе

Урок нравственности «Дорогою добра»

Учитель: Горбатова Н.А.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

- развивать самооценку, творческие способности и познавательный интерес;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения.

Оборудование: проектор; раздаточный материал: карточки с пословицами, цветочки; плакаты с названиями улиц, картинки «Волшебные ворота», «Дерево», «Солнышко».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Я дарю тебе добро,

Ты даришь мне добро,

Мы дарим всем добро.

2. Введение в тему.

        - Сегодня тема нашего занятия посвящена основному качеству, без которого человек не может быть человеком. Послушайте стихотворение и скажите, о каком качестве идёт речь.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважней, чем лиц красота.

Догадались, что это?

Сердец…

Дети. Доброта.

- Ребята, сегодня у нас занятие необычное. Мы отправимся в путешествие по дороге к доброте. На этой дороге нам придётся идти по нескольким улицам.

3. Работа по теме урока. Путешествие.

- Итак, двигаемся в путь. (Звучит песня «Дорогою добра») Перед вами волшебные ворота. Они закрыты.

C:\Users\Наталья1\Desktop\ворота\открытые ворота.jpg

- Чтобы ворота открылись, надо отгадать загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет:

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится. (Улыбка.)

- Посмотрите в глаза друг другу и улыбнитесь. Мы улыбнулись и ворота открылись, и мы попали на улицу Улыбки.

УЛИЦА УЛЫБКИhttp://www.mdoy16.caduk.ru/images/solnyishko2.png

Дарите друг другу тепло и улыбки!

Прощайте обиды, чужие ошибки.

Улыбка всесильна и стоит награды.

Всего лишь улыбка – и Вам будут рады!

- Улыбка делает нас добрее, улыбка украшает нас. Помогает нам в отношениях с людьми.

- Но мы двигаемся дальше по дороге  и попадаем на улицу Добрых слов.

УЛИЦА

ДОБРЫХ СЛОВ

- Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Давайте вспомним волшебные слова.

- Я читаю начало предложения, а вы его закончите.

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…(извините, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят…(до свидания).

- Много тёплых добрых слов в нашей речи. Но только ли добрые слова нужны людям?

- Послушайте стихотворение А.Антонова «Вежлив Витя или нет»

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведётся в классе:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

- Не только слова, но и дела, поступки должны быть добрыми.

УЛИЦА

ДОБРЫХ ДЕЛ

- Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды для себя, т.е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

- Послушайте рассказ «Канавка».

        Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В посёлке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней не блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнётся, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

        Витя подбрасывает мяч, но всё видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку: - Вот сколько молока пролила!

        А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

        Слышит Витя, как бранят канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

        Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.

        Теперь можно переходить спокойно.

        Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

        И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!                                

(В. Донников)

- Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?

- Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

4. Физминутка

(Проводится в форме игры «Хорошо – плохо»)

Учитель: Если я говорю слово, обозначающее «плохое» действие, вы топаете, если «хорошее», - хлопаете в ладоши: порвал, защитил, проведал, поссорился, отобрал, обогрел, помог, успокоил, развеселил, толкнул, ударил, поделился, обогрел, пожалел, обозвал.

5. Сказка «Два облачка».

- Сейчас я расскажу вам сказку «Два облачка» (М.А.Андрианов. философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье и школе. Минск: Современное слово,2006.)

«Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они между большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, - сказало белое облачко, - а эти большие тучи летают так высоко, что ничего не видят,  никогда не знают, где их дождь нужен.

Мне его тоже жаль, - сказало серое облачко и тут же предложило белому:

А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоём как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

Вот ещё, - недовольно ответило белое облачко. - Я полетать хочу, а ты мне, белому и чистому, предлагаешь в тёмную тучку превратиться и дождём в грязную землю вылиться. Но ведь тебе же жаль деревце, вот и давай с тобой поможем ему.

Нет, жалеть деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает ему пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, - сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но нигде не было воды, много дней стояла жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воду, стало тёмною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоила его.

Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкие и сочные плоды они получили благодаря милосердному поступку серого облачка».

Учитель: Вам понравилась сказка?

Дети. Очень.

Учитель: Что вам больше понравилось: сострадание, жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?

Дети: Конечно, милосердный поступок серого облачка.

https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2015/08/28/98715194/98715194_2.png

6. Игра «Добрый – злой»

- В сказках встречаются добрые и злые герои.

- Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдёт речь?

  • Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
  • Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки. (Айболит)
  • Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда)
  • Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из сказки Катаева «Цветик – семицветик»)
  • Героиня, которая спасла жизнь озябшей ласточки. (Дюймовочка)

- Эти герои творят добро, помогают хорошему делу, мешают злому.

- Читайте сказки и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

7.  Продолжаем наше путешествие.

- Следующая улица УЛИЦА ДРУЖБЫ.

http://images.clipartpanda.com/friendship-clipart-girl-friends-2984103.jpg

- Ребята, послушайте сказку.

«Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

- Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.

- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.

- Но мы же с тобой друзья, - ответил Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка.

Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:

- Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок»

(По М. Пляцковскому)


- О каком уроке говорил Чик? (о жадности, дружбе)

- Можно ли Чика назвать другом Чирика?

- Чему учит нас эта сказка?

8.Упражнение «Какой я друг»

- Важно помнить, что вы сами должны поступать с другом так, как хотели бы, чтобы он поступал с вами. Проверим, какие вы друзья.

- Закончите предложения.

Если мой друг заболел, я …

Мне подарили фломастеры, и я …

Когда мне нужна помощь, я …

Мама дала мне две конфетки, и я …

- А если бы у вас была волшебная палочка, чтобы вы пожелали?

«Если б я был чудодей, чтобы сделал для людей…» (ответы детей)


Ученик читает стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!


Вот мы оказались на УЛИЦЕ ДОБРОТЫ.

9. Собери пословицу. Работа в группах.

- Соберите из частей целое и объясните смысл данных высказываний.

(Дети объясняют смысл пословиц)

"Без добрых дел нет доброго имени".

"Доброе слово и железные ворота открывает".

"Доброе слово, что солнышко в ненастье".

"Час в добре пробудешь - всё горе забудешь".

"Доброе слово лечит, злое калечит".

"Делай другим добро - будешь сам без беды".

«Кто добр поистине, добро творит в молчании».

«Худо тому, кто добра не делает никому».

10. Рефлексия.

- Какими же качествами должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

( Это - любовь, милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность, скромность, уважение, сочувствие).

- У вас на столах цветы. Выберите и наклейте те слова, которые относятся к добрым людям.

(доброжелательный, грубый, вежливый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный).

(По одному ученику от группы выходят к доске и зачитывают слова)

- Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им.
- Много славных дел ждет вас ,но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми—добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь».

       Урок доброты «Добро творящий творит Жизнь». Цель:-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших,...

Презентация к уроку "Дорогою добра"

Презентация к уроку "Дорогою добра"      по духовно-нравственному воспитанию...

Педагогический проект "Уроки Любви, Добра и Красоты"

Педагогический проект "Уроки Любви, Добра и Красоты" -коллективный, годоаой проект, направленный на воспитание духовности, главных человеческих ценностей,через совместное творчество учащихся, учителей...

Урок этики :"Добро,добрые дела"

Эта методическая разработка содержит конспект и презентацию урока этики в 2 классе.Цели занятия:- ориентировать на ценности человеческой личности;- развивать потребности в нравственном самосовершенств...

Тема урока: От доброй мысли к доброму делу.

Урок  итоговый в рамках проекта " Добро и зло" В уроке формируются  нравственное понятие  добра. Применяла различные формы работы детей  с целью создания ощущения у детей успешно з...

ОРКСЭ разработка урока От добрых правил-добрые слова

Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружён искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнивать ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за ден...