Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»
рабочая программа (2 класс)

Рязанцева Татьяна Алексеевна
Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под редакцией В.А. Горского

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Отдел образования администрации  

Благодарненского  муниципального района

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Программа  по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

«Юный патриот»

Рассчитана   на детей:  8-9 лет.

Срок реализации:  1  год

Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2018.

Учитель:  Рязанцева Татьяна Алексеевна

 2020- 2021 г.г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…………………………………………3-5 стр.

2. Планируемые результаты……………………………………… 6-8 стр.

3. Учебно-тематический план……………………………………9-10 стр.

4. Содержание программы………………………………………11-15 стр.

5. Список литературы……………………………………………16-17 стр

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. 

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота Ставрополья и России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Обучающие:

- дать элементарные представления о политическом устройстве России и Ставропольского края;

- дать представления о символах: флаге, гербе России, о флаге и гербе Ставропольского края;

Развивающие:

- способствовать развитию интереса к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории края;
- формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни Ставрополья;
- способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города, края;
-
воспитывать любовь к школе, своему селу, городу, народам России, уважение к защитникам Ставропольского края и  Родины;
- способствовать развитию умения отвечать за свои поступки;
- формировать отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;

  Воспитывающие:

 - воспитывать нравственную этику, любовь к своему краю, родине и её традициям;

- приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим ценностям через создание ситуации успеха;

- осуществлять раннюю профилактику асоциального поведения детей;

-формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности как своей малой родине, так и Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.

Основные понятия курса

Конституция, закон, право, правительство, президент, гражданин, федерация, государственные праздники, Государственная дума, независимость, обязанность, государство, Россия, Родина, Отечество, малая Родина, флаг, герб, гимн, столица, поколение, старина, уважение, дружба, взаимопомощь, добро, зло, защита, жадность.

Ценностные установки:

 любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля; красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

 Условия реализации программы

 Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 8 до 9 лет.  

Количество воспитанников в группах:

Группа третьего года обучения: 10-12 человек. В соответствии с выявленными знаниями и умениями возрастные рамки в группах могут расширяться. Особенности набора детей – свободный.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную), направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей;

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

ФОРМЫ, МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Формы организации образовательного процесса:

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

экскурсия;

практическое занятие, викторина

встречи с участниками исторических событий

Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы под руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля ( индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Юный патриот Ставрополья»

2 класс - 34ч

Дата

Название темы

Всего

Теория

Практика

 1. Знакомство с символами Ставропольского края и  Российского государства.

1

1

 

 2.  Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.  

1

1

 

3. Мой класс – моя семья. Беседа.

1

1

 

4. Ты и твои друзья. Игра.

1

1

5. В гостях у предков. Сказочный марафон.

1

1

6. Наша страна – Россия. Презентация.

1

 

1

 7. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

1

1

 

8. Вежливая улица. Викторина.

1

1

9. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1

1

10. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

1

11. Сценки из школьной жизни.

1

1

12.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке.

1

1

13. Люблю тебя, мое Ставрополье. Музыкальный час.

1

1

14. Мои любимые книги ставропольских писателей. Выставка книг.

1

1

15. Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

1

16. Почему меня так назвали. Презентация.

1

1

 17. Уважения достойны. Беседа с ветеранами войны и труда.

1

1

 

18. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка.    

1

1

19. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям.     

1

1  

20. Город,  село в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

1

 21. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

22. По каким правилам мы живем. Игра.

1

1

 23. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

 24. Флаги Ставропольского края и  России. Беседа с творческим заданием.

1

1

 

 25. Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

1

1

 

26. Наш край- Ставрополье. Интеллектуальная игра.

1

1

27. Богатыри земли Ставропольской. Урок – вернисаж.

1

1

28. Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

1

1

29.  Дети войны. Литературное чтение.

1

1

30.Честь имею. Вам, защитники Отечества! Игровая программа.

1

1

 31. Быть человеком. Дискуссия.  

1

1

 

 32. Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

1

 

33. Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1

1

34. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

1

1

ИТОГО:

34 ч.

11 ч.

23 ч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Юный патриот Ставрополья» включает пять  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. «Я –гражданин и патриот» (4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Кому нужна моя помощь? Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

- высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), анкетирование «Считаешь ли ты себя патриотом?», «Что такое личность?», тест «Познай себя», час откровенного разговора «Кто я? Где живу?», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, выпуск тематических газет, акции милосердия.

2. «Связь поколений »(8ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

В гостях у предков. Почему меня так назвали.

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Доброта в стихах и сказках. Что такое хорошо, а что такое плохо. Пожилые люди – мудрые люди. Операция «Красный крест».

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены, бабушки, дедушки.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для  бабушек и дедушек «От всей души», праздники «Семейные традиции», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, родительские собрания, педагогический лекторий для родителей.

3. «Культурное наследие» (5ч) – формирование отношения к искусству.

Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.  

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

Мои любимые книги. Дети войны.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного,

-развивать их творческое мышление, художественные способности;

-формировать эстетические вкусы, идеалы;

-формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемый результат деятельности:

- умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёздная феерия» (конкурсы вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), конкурсы мастеров художественного слова, Лермонтовские чтения, выставки книг, «Книжкина неделя», КВН.

4. «Моя школа- моя судьба» (8ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

- осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, КТД «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы».

5. «Люблю мое Отечество»(9 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Знакомство с символами Российского государства и Ставропольского края. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России и Ставропольского края.

Город, село в котором я живу. Наш край - Ставрополье. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Честь имею. Вам, защитники Отечества! Уважения достойны.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность  Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за Ставрополье и  свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

- убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своим краем и Родиной, изучает историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина - Ставрополье», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.    

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Авксентьев А.В. и Авксентьев В.А. Северный Кавказ в     этнической карте мира. – Ставрополь, изд-во «СГУ», 1998.
  2. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. – «Ставропольское книжное издательство», 1990.
  3. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
  4. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
  5. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края.
  6. Современность и духовно-нравственное развитие личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (26 марта 2002г.). – В 6 кн. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
  7. Баранова, И.В. Нравственные ценности .М.:  «Генезис», 2004.
  8. Внеурочная деятельность в начальной школе
  9. Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
  10. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. «Воспитание школьников». – 2005. - №1. – 147с.
  11. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников.
  12.  О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. «Воспитание школьников». 2009. - №8 – 10 -16с.
  13. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Белово, 2010. – 48-49с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

  1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. –  СПб., 1990.
  2. Горбаневский М.В. В мире имён и названий – М.: «Знание», 1987.
  3. Зубова Е.Н. Тайна вашего имени, фамилии, отчества – М.: Изд. «Дом Славянской книги», 2007.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

от ___04_.09.20 г. №__1_____,

руководитель МО__________________________/Т. А. Рязанцева

подпись    /расшифровка подписи.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________/Е. П. Цимлянская

(подпись) /Расшифровка подписи.

_07_.09.2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интере...

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Знайкины посиделки".

Программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование занятий....

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Программа театральной студии «Мир театра»Программа театрального кружка рассчитана на 4 года занятий с детьми начальных классов с расчётом 1 час в неделю (128 ч.)....

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы "Истоки"

Представлена программа (адаптированная) для учащихся 1 - 4 классов по курсу "Истоки"....

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся начальной школы «Юные патриоты»

Целью Программы является воспитание духовно – развитой, свободной, творческой личности с активной гражданской позицией, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здо...