Рабочая программа "Разговоры о важном" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Кузнецова Светлана Александровна

Программа "Разговоры о важном" направлена на формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_razgovory_o_vazhnom.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                средняя общеобразовательная школа №18 имени А.Р.Лысенко               станицы Рязанской муниципального образования Белореченский район                  

МБОУ СОШ 18

                                                                                                                  УТВЕРЖДЕНО
                                                                                                                 Директор  школы
                                                                                                                 

                                                                                                                  __________О.В.Дашко


                                                                                                                 Приказ №___ 

                                                                                                                 от "30" августа 2022 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной  деятельности

 «Разговоры о важном»

Уровень образования начальное общее образование (1-4 классы)

Возраст обучающихся 7-10 лет

Количество часов 135 часов

Составитель Кузнецова С.А.

Программа составлена на основе программы внеурочной деятельности Разговоры о важном. 1-4 класс. Институт стратегии развития образования РАО

                                     Пояснительная записка

        Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

        Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

        Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

        Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

        Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

           СанПиН 1.2.3685-21;

основной образовательной программы  

        Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

        Основными задачи:

-        воспитание  активной  гражданской позиции, духовно-нравственное  и патриотическое воспитание на основе  национальных ценностей;

-        совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

-        повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

-        развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

-        формирование культуры поведения в информационной среде.

        Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю.33 часа в 1 классе,34 часа в год  во 2-4 классах.

           Форма организации: дискуссионный клуб.

                    Содержание курса внеурочной деятельности

        Темы занятий приурочены  к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам,  годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:

Тематика внеурочных занятий:

  • День  знаний
  • Наша страна – Россия
  • 165- лет со дня  рождения К.Э.  Циолковского
  • День музыки
  • День пожилого человека
  • День учителя
  • День отца
  • Международный день школьных библиотек
  • День народного единства
  • Мы разные, мы вместе
  • День матери
  • Символы России
  • Волонтеры
  • День Героев Отечества
  • День Конституции
  • Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
  • Рождество
  • День снятия  блокады Ленинграда
  • 160 лет со дня  рождения К.С. Станиславского
  • День Российской науки
  • Россия и мир
  • День защитника Отечества
  • Международный женский день
  • 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
  • День воссоединения Крыма с Россией
  • Всемирный день театра
  • День космонавтики. Мы – первые
  • Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
  • День Земли
  • День Труда
  • День Победы. Бессмертный полк
  • День детских общественных организаций
  • Россия – страна возможностей

1 класс (33 часа) и2 класс (34 часа)

1.День знаний. Зачем человеку знания?

2.Что мы Родиной зовем?

3. Мечтаю летать

4. Я хочу увидеть музыку

5.О наших бабушках и дедушках

6. Мой первый учитель

7. День отца

8. Я и моя семья

9.День народного единства

10. Память времен

11. День матери

12. Что такое герб?

13. Доброта – дорога к миру

14. Герои Отечества разных исторических эпох

15. День Конституции

16. Умеем ли мы мечтать?

17. Светлый праздник Рождества

18. Ленинград в дни блокады

19. Кто такие скоморохи?

20. Российские Кулибины

21. Россия и мир

22. Есть такая профессия – Родину защищать

23. Поговорим о наших мамах

24. Что такое гимн?

25. Путешествие по Крыму

26. Я иду … в театр

27. О жизни и подвиге Юрия Гагарина

28. Память прошлого

29. Заповедники России

30. День труда. Герои мирной жизни

31. Дети – герои Великой Отечественной войны

32. День детских общественных организаций

33. Мои увлечения

34.Почему мы гордимся Россией

  1. класс (34 часа) и 4 класс (34 часа)

1.День знаний. Рекорды России

2.От поколения к поколению: любовь россиян к Родине

3.Мечтаю летать

4.Я хочу услышать музыку

5.О наших бабушках и дедушках

6.Яснополянская школа и ее учитель

7.День отца

8.Петр и Феврония Муромские

9.День народного единства

10.Память времен

11.День матери

12.Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце

13.Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?

14.Герои Отечества разных исторических эпох

15.День Конституции

16.О чем мы мечтаем?

17.Светлый праздник Рождества

18.Ленинград в дни блокады

19.Рождение московского художественного театра

20.День российской науки

21.Россия и мир

22.Есть такая профессия – Родину защищать

23.8 Марта – женский праздник

24.Гимн России

25.Путешествие по Крыму

26.Я иду … в театр

27.День космонавтики

28.Память прошлого

29.«Дом для дикой природы»: история создания

30.День труда. Мужественные профессии

31.Дорогами нашей Победы

32.День детских общественных организаций

33.Мои увлечения

34.Кто такой гражданин?

                   Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

-        становление ценностного отношения к своей Родине – России;

-        осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

-        сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-        уважение к своему и другим народам;

-        первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

-        признание  индивидуальности  каждого человека;

-        проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

-        неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

-        бережное отношение к природе;

-        неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты

1) базовые логические действия:

-        сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

-        объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

-        определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

-        находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

-        выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

-        устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

2) базовые исследовательские действия:

-        определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

-        с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

-        сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-        проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

-        формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

-        прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

3) работа с информацией:

-        выбирать источник получения информации;

-        согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-        распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

-        соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, -        родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

-        анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

-        самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение:

-        воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

-        проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-        признавать возможность существования разных точек зрения;

-        корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

-        строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-        создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

-        готовить небольшие публичные выступления;

-        подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

2) совместная деятельность:

-        формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

-        принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

-        проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-        ответственно выполнять свою часть работы;

-        оценивать свой вклад в общий результат;

-        выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

-        планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

-        выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

-        устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

-        корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Сформировано представление:

-        о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

-        символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

-        институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

-        народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-        религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

-        возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-        нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

-        роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

-        единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

-        влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

-        важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-        активной роли человека в природе.

Сформировано ценностное отношение:

-        к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

-        семье и семейным традициям;

-        учебе, труду и творчеству;

-        своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

-        природе и всем формам жизни.

Сформирован интерес:

-        к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

-        общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

-        государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

-        природе, природным явлениям и формам жизни;

-        художественному творчеству.

Сформированы умения:

-        устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

-        проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

-        соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

-        распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.

III. Тематическое планирование программы

1-2 классы (33/34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Форма проведения

Тип занятия

ЦОР/ЭОР

День знаний. Зачем человеку знания?

1

Викторина

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm

Что мы Родиной зовем?

1

Работа с интерактивной картой

аудитор.

Мечтаю летать

1

Работа с интерактивными карточками

аудитор.

Я хочу увидеть музыку

1

Музыкальный конкурс талантов

внеаудитор.

О наших бабушках и дедушках

1

Семейные истории

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Мой первый учитель

1

Групповая работа

аудитор.

День отца

1

Творческая мастерская

аудитор.

Я и моя семья

1

Строим семейное древо

аудитор.

День народного единства

1

Работа с интерактивной картой

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii

Память времен

1

Викторина

аудитор.

День матери

1

Творческая мастерская

аудитор.

Что такое герб?

1

Работа с интерактивными карточками

аудитор.

Доброта – дорога к миру

1

Мультконцерт

внеаудитор.

Герои Отечества разных исторических эпох

1

Работа с галереей героев

аудитор.

День Конституции

1

Эвристическая беседа

аудитор.

Умеем ли мы мечтать?

1

Конкурс рисунков

аудитор.

Светлый праздник Рождества

1

Творческая работа: елочная игрушка

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm

Ленинград в дни блокады

1

Работа с книжным текстом

аудитор.

Кто такие скоморохи?

1

Интерактивные карточки

аудитор.

Российские Кулибины

1

Викторина

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii

Россия и мир

1

Викторина

аудитор.

Есть такая профессия – Родину защищать

1

Обсуждение фильма о войне

аудитор.

Поговорим о наших мамах

1

Творческая работа: рисунок

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm

Что такое гимн?

1

Работа с книжным текстом

аудитор.

Путешествие по Крыму

1

Виртуальная экскурсия

аудитор.

Я иду … в театр

1

Чтение по ролям

аудитор.

О жизни и подвиге Юрия Гагарина

1

Обсуждение фильма «Гагарин. Первый в космосе»

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://space4kids.ru/

Память прошлого

1

Конкурс стихов

внеаудитор.

Заповедники России

1

Виртуальная экскурсия

аудитор.

День труда. Герои мирной жизни

1

Беседа с ветеранами труда

внеаудитор.

Дети – герои Великой Отечественной войны

1

Встреча с ветеранами

внеаудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

https://www.deti-geroi.ru/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_7.htm

День детских общественных организаций

1

Работа с видеоматериалами

аудитор.

Мои увлечения

1

Творческий конкурс

аудитор.

2 класс

Почему мы гордимся Россией

1

Виртуальная экскурсия

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

3-4 классы (34 часа)

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Форма проведения

Тип занятия

ЦОР/ЭОР

День знаний. Рекорды России

1

Викторина

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/

От поколения к поколению: любовь россиян к Родине

1

Беседа

аудитор.

Мечтаю летать

1

Работа с интерактивными карточками

аудитор.

Я хочу услышать музыку

1

Музыкальный конкурс талантов

внеаудитор.

О наших бабушках и дедушках

1

Семейные истории

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Яснополянская школа и ее учитель

1

Работа с текстом

аудитор.

День отца

1

Творческая мастерская

аудитор.

Петр и Феврония Муромские

1

Работа с иллюстрациями

аудитор.

День народного единства

1

Работа с интерактивной картой

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii

Память времен

1

Групповое обсуждение

аудитор.

День матери

1

Творческая мастерская

аудитор.

Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце

1

Работа с видеорядом

аудитор.

Один час моей жизни. Что я могу сделать для других?

1

Групповое обсуждение

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/

Герои Отечества разных исторических эпох

1

Работа с Галереей героев

аудитор.

День Конституции

1

Эвристическая беседа

аудитор.

О чем мы мечтаем?

1

Конкурс стихов

внеаудитор.

Светлый праздник Рождества

1

Пишем письмо Дедушке Морозу

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Ленинград в дни блокады

1

Работа с книжным текстом

аудитор.

Рождение московского художественного театра

1

Виртуальная экскурсия

аудитор.

День российской науки

1

Викторина

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Россия и мир

1

Викторина

аудитор.

Есть такая профессия – Родину защищать

1

Литературная гостиная: конкурс стихов

аудитор.

8 Марта – женский праздник

1

Творческий флешмоб

внеаудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

Гимн России

1

Работа с книжным текстом

аудитор.

Путешествие по Крыму

1

Виртуальная экскурсия

аудитор.

Я иду … в театр

1

Чтение по ролям

аудитор.

День космонавтики

1

Обсуждение фильма «Время Первых»

аудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://space4kids.ru/

Память прошлого

1

Конкурс стихов

внеаудитор.

«Дом для дикой природы»: история создания

1

Работа с видеоматериалами

аудитор.

День труда. Мужественные профессии

1

Беседа с ветеранами труда

внеаудитор.

Дорогами нашей Победы

1

Встреча с ветеранами

внеаудитор.

school-collection.edu.ru/collection/

edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

https://prosv.ru/75wow/

День детских общественных организаций

1

Работа с видеоматериалами

аудитор.

Мои увлечения

1

Творческий конкурс

внеаудитор.

Кто такой гражданин?

1

Диспут

аудитор.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

 УЧЕБНЫЕ   И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ) МОСКВА 2022

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://razgovor.edsoo.ru

http://school-collection.edu.ru/collection/

http://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm

http://kids.kremlin.ru/lessons/lessons/

https://pomnisvoih.ru/category/geroi-i-ih-podvigi/geroi-rossii

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер, магнитная доска. Наборы сюжетных и предметных картинок. Рабочие листы по темам уроков.

РАССМОТРЕНО
ШМО МБОУ СОШ 18

______________ С.А.Кузнецова.

Протокол №1

от "29" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

__________ Т.А.Тыртычная.

Протокол № 1

от "30" августа  2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя начальных классов по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учителя)п...

Рабочая программа учителя начальных классов по русскому языку.. 1 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программаГосударственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы средней общеобразовательной школы № 879 учителя начальных классов( предмет)Игнатовой Анжелы Алексеевны( ФИО учи...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...