Игровая деятельность в учебно-воспитательном процессе ГПД
статья

Козлова Ирина Ивановна

 

   ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.

   Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.

    Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитания и развития, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу детей на творческо-поисковом уровне.

     С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Через игру, мы подаем учебный материал так, как детям удобно и естественно его принять.

Специально подбираемые к тому или иному уроку игры помогают решению многих учебных задач. Каждая игра – это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми. Игра - это школа сотрудничества, в которой ребенок  учится,  и радоваться успехам, как своим, так и чужим, и стойко переносить неудачи.

           Игровые технологии (технологии имитационного моделирования) позволяют моделировать жизненно важные ситуации  и побуждают ребёнка искать пути их решения.

            При организации работы с детьми воспитатель и учитель может использовать игры в качестве профилактики, диагностики и коррекции нежелательных вариантов детского развития. Игра – метод познания и коррекции развития личности ребенка

       Здоровье является очень важным фактором воспитания, который способствует развитию интеллекта, а также, заложенных еще в детстве родителями и педагогами, определенных рамок поведения. Использование игровых технологий на уроках, внеурочных занятиях и в группах продлённого дня дает возможность менять виды деятельности, снимать физическое и эмоциональное напряжение,  дает возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

    Игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,  воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

       Игры по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. Познавательные, воспитательные, развивающие;

3. Репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. Коммуникативные, диагностические и др.

         Игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие,  воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

. Проводя целый день в одном коллективе в условиях напряжённой учебной деятельности, школьники испытывают утомление, раздражение от заорганизованности, постоянной регламентации поведения. Именно игра способствует мобилизации умственных возможностей, привитию навыков самодисциплины, развитию организаторских задатков, создавая при этом обстановку радости, удовольствия от совместных действий.

         «Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.»   М. Монтень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе

Игровая форма занятий  создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения,стимулирования к  учебной деятельности....

Активно - игровые формы в "Учебно - воспитательном процессе".

Статья расскрывает значение игры в учебном процессе детей начальной школы....

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе ГПД.

Значение игровых технологий в учебно-воспитательном процессе ГПД....

Использование игр и игровых ситуаций в учебно-воспитательном процессе

В данном реферате я рассказала о том, какие игры я использую в свей работе и какое значение они имеют...