Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности и патриотизма""
рабочая программа (1 класс)

Программа предназначена для учащихся 1 класса. Она состоит из разделов:пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti_i_patriotizma.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 33»  ГОРОДА СМОЛЕНСКА

Рабочая учебная программа

начального общего образования,

реализующая ФГОС НОО

по курсу внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

для обучающихся 1-х классов

Структура рабочей учебной программы по по курсу внеурочной деятельности

 «Уроки нравственности» в 1-ых классах, реализующих ФГОС  НОО

I. Пояснительная записка

II. Содержание учебного материала

III. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

IV. Календарно – тематическое планирование

 


  1. Пояснительная записка

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальностьпрограммы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания полученные в ходе обучения дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеклассной работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель и задачи программы

Программа направлена на создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников, воспитание любви и гордости за свою малую Родину, Смоленщину  и Родину - Россию.

Задачи:

  • Формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  • Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
  • Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  • Расширить представление о своем крае, воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она ориентирует учителя, нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Описание места курса в учебном плане

Изучение курса внеурочной деятельности «Край мой смоленский (Уроки нравственности и патриотизма)» рассчитано на 1 час в неделю, 33 часа в год.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: занятие.

Учебное оборудование: технические средства (магнитофон, компьютер, проектор, экран); учебные  (столы, доска); собственно учебные средства: наглядные пособия (таблицы,учебные картины, портреты, схемы, плакаты, таблички с терминами).

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: стимулирование и мотивация интереса к учению; стимулирование долга и ответственности в учении.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

Традиционные технологии: объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского).

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.); гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии.

Технологии развивающего обучения: элементы системы развивающего обучения Л.В. Занкова; технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Принципы обучения: принцип научности обучения, связи теории с практикой, системности, принцип сознательности и активности в обучении, индивидуальный подход в условиях коллективной работы, принцип наглядности, доступность обучения, принцип прочности усвоения знаний.

Формы подведения итогов: индивидуальный и фронтальный опросы, работа в паре, в группе.

  1. Содержание учебного материала курса

Мы – юные граждане России(8 ч)

 Знакомство с нашей страной, символами государства (гимн, флаг, герб). Воспитание  чувства любви и гордости за свою родину.

Расширение представлений о родном крае. Знакомство с историей города Смоленска, его достопримечательностями. Улицы родного города, знаменитые земляки.

Школьный этикет(5 ч)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. – Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.Школьные перемены как время активного отдыха, игры.Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Правила общения (7 ч )

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

 Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), ихоценивание.

О трудолюбии (5 ч)

 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Труд в жизни смолян.

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

 Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Культура внешнего вида (3 ч)

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Внешкольный этикет(5 ч)

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и .д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Личностные результаты

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебной материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий  с  использованием  учебной  литературы,  энциклопедий,   справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться, к координации различных пози¬ций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметные результаты

  • формирование системы нравственных ценностей
  • формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • формирование  интереса к чтению художественной литературы;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие творческих способностей

  1. Календарно — тематическое планирование  курса

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

1

Что такое Родина?

2

Символы государства: герб, гимн, флаг.

3

Моя малая Родина – Смоленщина.

4

Смоленск-город-герой, город-труженик.

5

Улицы нашего города.

6

Достопримечательности города Смоленска.

7

Наши знаменитые земляки.

8

Микрорайон, где я живу.

9

Мы пришли на урок.

10

Зачем нужны перемены?

11

Мы в школьной столовой.

12

Дисциплина в школе и классе.

13

Твоя школа и класс: соблюдение порядка.

14

Зачем нужны вежливые слова?

15

Мои товарищи.

16

Мой учитель.

17

Думай о других.

18

Моя семья живет в Смоленске.

19

Сопереживание, помощь друзьям.

20

Дал слово-держи его!

21

Что помогает лучше учиться?

22

Как мы трудимся в школе и дома.

23

Каждой вещи свое место.

24

Учусь все делать сам.

25

Взаимопомощь в школе и дома.

26

Основные правила Мойдодыра.

27

Правила личной гигиены.

28

Бережное отношение к своей одежде.

29

Правила поведения на улице, в транспорте.

30

«Спасибо» и «пожалуйста».

31

Правила поведения в общественных местах.

32

Бережное отношение к природе.

33

Чему я научился на занятиях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).

Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 1 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 2 класса

Данный вариант программы обеспечен методическим  пособием Каландарова Н.Н «Уроки речевого творчества». – Москва: Вако, 2008    Программа составлена на 35 часов (1...

Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» для 3 класса

Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой:  Каландарова Н.Н.Уроки речевого творчества во 2–4 классах. Москва, «Вако» 2009 -2010 г. https://vk.com/wall-1859599...