Тема урока: «Воздух. Охрана воздуха.»
план-конспект занятия (4 класс)

Кутырева Ирина Леонидовна

Цель: Расширение  знаний обучающихся  о значении воздуха в природе и в жизни людей, о загрязнении и охране воздуха.

Коррекционно-образовательные:

- учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать и т.д)

- расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.

- выяснить основные источники загрязнения воздуха, значение каждого человека в деле охраны воздуха. Сформировать представление о последствиях загрязнения воздуха.

-Коррекционные: 

- коррекция и развитие наглядно-действенного мышления, внимания в процессе выполнения элементарных опытов;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к природе, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

Планируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_vozduh._ohrana_vozduha.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Воздух. Охрана воздуха.»

Цель: Расширение  знаний обучающихся  о значении воздуха в природе и в жизни людей, о загрязнении и охране воздуха.

Коррекционно-образовательные:

- учить выделять основные свойства воздуха (прозрачный, без запаха, можно его услышать и т.д)

- расширять представления о значимости воздуха в жизни человека.

- выяснить основные источники загрязнения воздуха, значение каждого человека в деле охраны воздуха. Сформировать представление о последствиях загрязнения воздуха.

-Коррекционные:  

- коррекция и развитие наглядно-действенного мышления, внимания в процессе выполнения элементарных опытов;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к предмету, бережное отношение к природе, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

Планируемые результаты

Предметные:   - знать состав и основные физические свойства воздуха;
- уметь выявлять причины загрязнения воздуха.

Личностные: - принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование:  учебник: Природоведение  видеоматериал, презентация.

1. Организационный  момент

- Вот и прозвенел звонок

Начинаем наш урок

Наши ушки на макушке:

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Улыбнитесь друг другу. Улыбкой можно творить чудеса. Именно улыбка, хорошее настроение , поможет вам, ребята, справится со всеми заданиями.

Я желаю вам удачи.

2 .Постановка учебной задачи

- Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо будет ответить  на вопросы.

- Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?   (Вода)

- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?   (Осадки)

- Время года, наступающее после осени?  (Зима)

- Он бывает грибной, осенний, ливень? (Дождь)

- Время суток подходящее для завтрака? (Утро)

- Деревья бывают лиственные и :..? (Хвойные)

- А теперь из первых  букв  составьте и прочитайте слово . (Воздух)

3.Сообщение темы урока.

- У нас получилось слово воздух.

- Что у вас получилось? Какова тема нашего урока?

- Верно, но, чтобы быть точнее, тема нашего урока: Воздух и его охрана.(Слайд1)

- Сегодня мы не просто узнаем, что такое воздух, а познакомимся с его составом и свойствами, определим значение воздуха и поймем, от чего нам нужно защищать воздух.

III. Открытие нового знания

- Что вы знаете о воздухе?

- Как вы думаете, что такое воздух?

- Воздух – это смесь газов.  Рассмотрите схему на (слайде2 )

- Какие газы входят в состав воздуха?                 (Кислород, азот, углекислый газ).

- Какого газа в воздухе больше всего?             (Больше всего в воздухе азота).

- Какого газа меньше всего?                                        (Меньше всего углекислого газа).

- При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Ребята, а зачем нам нужен воздух?                              (Чтобы дышать).

- Может воздуха и не существует, давайте это проверим.

Проделаем опыт.

- Наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите пальцами.

- Что вы заметили?

- Верно, как будто мы взяли шарик в рот. Так происходит потому, что воздух – это смесь невидимых газов. Вся наша планета укутана воздухом – прозрачным невидимым покрывалом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью органов чувств. Вдохните воздух.

- Вы сейчас все абсолютно с любого места вдохнули воздух.

- Что же это значит?                    ( Воздух есть повсюду: на улице, в классе, в земле, в воде.)

- Посмотрите, что я сейчас делаю?

- Я создаю ветер. Что же такое ветер?         (Ветер – это поток воздуха)

- Ветер – это движение воздуха.

- Итак, мы с вами определили, что воздух – это смесь газов.

Но какими же свойствами обладает воздух? Сейчас мы это с вами выясним.

- Первый вопрос.

Воздух прозрачен или нет?

Проведем опыт.

Возьмите карандаш или ручку.

Вы хорошо их видите? (Все видно хорошо).

 Ничего на пути не мешает? (Нет)

- Как же так?

Мы только что с вами выяснили, что воздух находится везде. Почему мы можем видеть ручку, карандаш, перед нами же есть воздух?

- Первое свойство воздуха: воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

- Посмотрите вокруг.

- Какого цвет шкаф?

- Какого цвета классная доска?

- А комнатные растения?

- А цвет воздуха мы можем увидеть?                        (нет)

- Почему?

- Какой вывод делаем?                         (воздух прозрачен)

- Кто из вас был в лесу, на море?

Вы помните, какой был запах?

Свежий, морской, лесной. А запах в столовой, в аптеке.

Как вы думаете, это так воздух пахнет?

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

- А чистый воздух пахнет? (нет)

- На самом деле воздух насыщен разными ароматами, приятными или нет, но чистый воздух не имеет запаха.

Какой вывод сделаем? Воздух не имеет запаха.

- Можно ли попробовать воздух на вкус?

- Лизните воздух. Какое свойство воздуха мы откроем?                         (Воздух не имеет вкуса)

- Что происходит с воздухом при нагревании?

- Что происходит с воздухом при охлаждении?

- Чтобы ответить на эти вопрос, посмотрите на (слайд 3)

- Посмотрите, когда ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло с шариком?  (Он надулся )

- Когда опустили в холодную, что произошло.                           (Он сдулся)

- Потому что при охлаждении воздух сужается).

- И в третий раз, ученый опустил бутылку с шариком в горячую воду, что произошло?

- Какой вывод из этого мы можем сделать?(При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении воздух сужается).

- Попробуйте дома проделать опыт: возьмите шарик, надуйте его, но не сильно, измерьте его диаметр. Затем, положите шарик в холодильник, через час проверьте диаметр шарика еще раз. Шарик должен стать меньше.

- А почему он станет меньше? (Потому что при охлаждении воздух сужается)

- Воздух – это вещество.

- Итак, подводя итоги, как мы можем охарактеризовать воздух?(Слайд 4) (Воздух прозрачен, не имеет цвета, запаха и вкуса, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении, наоборот, сужается).

- Чистый воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, вкуса, при нагревании расширяется, при охлаждении сужается. Запомните это!

IVДинамическая пауза

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)

Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)

Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

V.Первичное закрепление во внешней речи

- А сейчас откройте страницу 48. Прочитайте текст под названием «Воздух должен быть чистым!»

- Кто прочитает, поставьте руку на локоток.

- Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? (Воздух нельзя загрязнять, потому что им дышат человек и другие живые существа. Если вдыхать загрязненный воздух, можно отравиться, нужно вдыхать только чистый воздух, поэтому воздух должен быть чистым)

(Слайд 5)

- Всегда ли воздух чист и прозрачен?  ( Нет . Воздух может выглядеть темным из-за вредных примесей ).

- Почему происходит загрязнение воздуха?  ( Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы , сажу, пыль.  Автомобили выделяют отработанные газы , в которых очень много вредных веществ)

(Слайд 6)

- Можно ли с этим бороться? ( Да , на многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. А также, ученые разработали электромобили – которые не будут загрязнять воздух).

(Слайд 7)

- Что вы предлагаете предпринять для сохранения чистоты воздуха?

- В мире для сохранения чистоты воздуха, планируют создавать экогорода.

- Ребята, какую темы мы сегодня изучили с вами на уроке? (Воздух и его охрана)

- Что необходимо человеку для дыхания? ( воздух)

- Перечислите свойства воздуха       (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо проводит солнечные лучи, занимает пространство в окружающем мире, при охлаждении воздух сжимается, а при нагревании расширяется).

- Что надо делать для охраны чистого воздуха? (тщательно следить за кострами в лесах, стараться меньше пользоваться автомобилями, правильно утилизировать отходы, сажать больше деревьев).

- Ребята в завершении нашего урока, я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения «Воздух»

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,

Кофе, завтраком, бензином.

Он из фена вылетает,

Тёплым он тогда бывает.

А когда вокруг мороз,

Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

VI. Рефлексия деятельности

- Вы узнали о составе и свойствах воздуха?

- Определили для чего человеку, растениям и животным нужен воздух?

- Вы теперь знаете от чего нужно охранять воздух?

- Если вы все узнали, значит вы полностью изучили материл и были внимательны на уроке.

- Всё ли было понятно?

- Что было интересным?

-Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

Урок по окружающему миру "Воздух. Охрана воздуха от загрязнений" 3 класс

Материал урока опирается на ранее полученные знания обучающихся о воздухе по УМК "Планета знаний". Урок позволяет развивать наблюдательность детей, их познавательный интерес к окружающему ми...

Урок окружающего мира . 3 класс. Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.Выяснить свойства воздуха опытным путем.Определить значения воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения.Воспитывать бережное отношение к природе.В...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме " Свойства воздуха. Охрана воздуха."

Урок  окружающего  мира  в  3 классе  по  теме  "Свойства  воздуха. Охрана  воздуха."Тип  урока:  изучение  нового  материала...

Конспект урока по окружающему миру «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3 классе.Учебник: Окружающий мир 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013Тема урока: «Свойства воздуха. Охрана в...