Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у Знайки".
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствиис требованиями Федерального   государственногообразовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_znayki.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В гостях у Знайки»

 для 1 класса составлена в соответствии с положениями:

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности  «Умники и умницы» в 1 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2018 г. - с. 191 - 210, программа внеурочной деятельности 1-4 классы.

Программа введена в часть учебного  плана по внеурочной деятельности,   формируемой образовательным учреждением в рамках научно – познавательного  направления.

Цель: развитие познавательных способностей обучающихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Актуальность программы

       Программа курса «В гостях у Знайки»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.  

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное  влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,  замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы.  Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –  это   возможность   научить   ученика   рассуждать,   сомневаться,   задумываться,  стараться  и самому найти выход – ответ.  

           

Основное содержание внеурочной деятельности

«В гостях у Знайки».

(33часа)

  • Вводное занятие. Число и цифра.(4ч)

                Знакомство с работой в кружке (для чего нужен кружок, чем дети будут заниматься ,в этом кружке и как будем работать).

       Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10, 20). Загадки. Объяснение игры  «Узнай цифру»

  • Как предметы можно измерять на глаз.(5ч)

Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом проверить результат измерения линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число. 

     Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Задумай число», в основу которой положены формулы: а+х= b, х+а=b .

  • Сравнение фигур.(5ч)

                Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.

      Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

4.Игра «Задумай число».(5ч)

Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а, где а - число, которое предлагает прибавить ведущий эту игру. 

Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок». В процессе этой игры дети решают задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.

      Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). В основе игры лежит вычитание числа из суммы вида: (х+а)-х=а. Задачи в стихах на разностное сравнение. Задача – смекалка. Занимательный квадрат. Задачи – шутки.

Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).

5.Математическая газета.(3ч)

Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии). 

      Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра, «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).

6.Загадочные слова.(5ч)

Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 24. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.

        Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 24).

7.Весёлые задачки.(6ч)

Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).

       Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». Презентация.

Возраст детей, участвующих в реализации программы, и режим занятий:

 «В гостях у Знайки» рассчитана на обучающихся 1 класса, 1 раз в неделю (66 занятий в год) во внеурочное время с группой  12 человек.

  • Место проведения: школа 34, кабинет 5
  • Продолжительность занятия: 35 минут.

         

Основные методы:

1.Словесный метод:

  • Рассказ    (специфика  деятельности учёных математиков, физиков),  беседа,    обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);
  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 2.Метод наглядности:

  • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

  • Тренировочные упражнения;
  • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Ценностными ориентирами содержания данного   являются:

 – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 – освоение эвристических приемов рассуждений;

 –  формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

 – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 –  формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 –  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения;

 – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

          Преобладающие  формы занятий – групповая и индивидуальная.

            Формы  занятий младших школьников     очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования, проекты. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия,   экскурсии по сбору числового материала,  задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.  Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

          Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях кружка применение наглядности - обязательное условие.   В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей в работе кружка способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается  в организации и проведении экскурсий, в организации  и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Работа кружка оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике не только кружковцев, но и остальных учащихся класса.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира,  труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

            Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «В гостях у Знайки»

Личностные результаты:

  • Результаты первого уровня (приобретение учениками начальных  математических знаний, первичного овладения основами логического мышления): приобретение учениками знаний в области знания счёта, измерения; овладения основами логического мышления; способах решения по алгоритму; развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. Приобретение умения работать в парах и группах.

  • Результаты второго уровня (формирование умения строить рассуждения, формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных): развитие умения легко решать занимательные задачи, ребусы, математические загадки, задачи повышенной трудности; умения выбирать рациональные способы решения, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека.

  •  Результаты третьего уровня (приобретение учениками опыта самостоятельного математического действия): приобретение учениками опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта участия  в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления. Умения вести исследовательские записи, систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли, вести поисковую и исследовательскую работу.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • сознание качества и уровня усвоения (на сколько усвоили полученную информацию);
  • способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.

Познавательные УУД:

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Календарно - тематическое планирование внеурочной деятельности

 «В гостях у Знайки»

1 класс

Дата

Время

Тема Занятия

Количество часов

Вводное занятие.Число и цифра.(4ч)

1.

Вводное занятие.Математика- это увлекательно. Числа окружающие нас.

2.

Занимательные задачи на сложение. «Загадки- смекалки».

3.

Упражнения на проверку знания нумерации. Игра «Узнай цифру».

4.

Числа в загадках, пословицах и поговорках.

Как предметы можно измерять на глаз.(5ч)

5.

Как предметы можно измерять на глаз. Форма. Размер.

6.

Игра «Задумай число».

7.

Задача смекалка. Задача шутка.

8.

Задача- шутка. Загадки. Игра- соревнование. «Весёлый счёт».

9.

Упражнения в измерении на глаз. Загадки. Задачи- смекалки.

Сравнение фигур(5ч)

10.

Сравнение фигур. Геометрия вокруг нас.

11.

Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус?

12.

Геометрические фигуры. Животные. Ребусы.

13.

Весёлая геометрия. Геометрические фигуры. Ребусы.

14.

Прятки с фигурами. Лабиринты.

Игра «Задумай число»(5ч)

15.

Игра «Задумай число». В лабиринте чисел.

16.

Магия чисел. Задачи- смекалки. Задачи в стихах.

17.

Задачи смекалки. Загадки. Задачи со спичками.

18.

Математические головоломки. Магические квадраты.

19.

Математическое путешествие в страну Числяндию.

Математическая газета.(3ч)

20-22.

Математическая газета. «Праздник числа»(проект)

Загадочные слова (5ч)

23-24.

Загадочные слова.

25-26.

Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача- шутка.

27.

Математические игры. Загадочные слова.

Весёлые задачки. (6ч)

28.

Весёлые задачки.

29.

Задачи в стихах на сложение и вычитание.

30.

Задача- шутка. Задачи- смекалки.

31.

Загадки. Ребусы.

32.

Весёлые задачи. Загадки. Ребусы.

33.

Презентация "Моя любимая математика".

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  34 Лесозаводского городского округа»

 УТВЕРЖДАЮ                                                                                                             Директор МОБУ СОШ №34                                                                                                               _________   Т. В. Григорьева

« 31» августа 2022 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности  

«В гостях у Знайки»

1 «В» класс

Учитель: Витченко В.А.

                                         

                                 

Лесозаводск - 2022 год

                                                                           

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100...

ФГОС Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности   «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начально...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Знайка"

Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов, как отмечают психологи, играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "В гостях у сказки" (театр).

Рабочая программа составлена в соответстввии ФГОС второго поколения для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....

ФГОС Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа внеурочной деятельности   «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образованияДанная ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа курса и календарно-тематическое планирование....