Кто курит табак - тот здоровью враг!
классный час

Кухаренкова Светлана Вячеславна

Кто курит табак - тот здоровью враг!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_-_kopiya.doc471.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Ленинская основная школа»

Хиславичский район

 Смоленская область

Материал подготовила и провела мероприятие:

Кухаренкова Светлана Вячеславна,

учитель начальных классов, высшей категории,

заместитель директора по УВР

"Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации"

Оноре де Бальзак

Классный час по теме

"Курить – здоровью вредить!"

Ход классного часа:

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

(Заранее проводится анкетирование учащихся «Здоровый образ жизни», дети  делают рисунки по теме)

II. ПРАКТИЧЕСКИЙ  (ТВОРЧЕСКИЙ) ЭТАП

  1. Организационный момент

а) Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

б) Определение эмоционального состояния присутствующих:

- Ребята, предлагаю  вам шаблоны светофора. Закрасьте  «глазок», соответствующий    вашему  настроению:

«желтый» – не знаю, зачем пришел  (полное безразличие)

«зеленый» – мне интересно узнать много нового   (хорошее настроение)

«красный» – сказали, и пришел (отрицательное настроение)

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций).

  1. Введение в тему

– Ребята, какие привычки вы знаете? (ответы детей).

(На доске карточки,  на которых написаны  привычки).

- Как Вы  думаете, на какие две группы их можно разделить? (На вредные и полезные)

- Первая группа ребят  составьте кластер «Вредные привычки»,  а вторая  - «Полезные».

Карточки:

Алкоголизм, умываться, чистить зубы, делать зарядку, курение; токсикомания; заправлять постель, игровая зависимость; соблюдать режим дня, класть вещи на место, наркомания; не опаздывать. 

Составление кластера

– О какой вредной привычке пойдет речь на нашем занятии, вы узнаете, просмотрев  отрывок из мультфильма «Ну, заяц, погоди!»  (1 мин 50 сек)

3. Определение темы и целей классного часа

– На сегодняшнем классном часу, как вы уже догадались, мы поговорим о такой вредной привычке как курение. Во время нашего мероприятия мы узнаем, как курение влияет на человека, его здоровье, поведение и жизнь в целом.

Об   этой  привычке  людей   в  последние  годы  много  говорят  и  пишут. Ни   одна  из   пагубных  привычек  не  уносят  столько  здоровья, сколько курение. Но  многие, соглашаясь с этим,  продолжают  курить. Наносят  вред  себе  и  окружающим.

    Курящими  не  рождаются.  Ими  становятся  люди,  которых  вовремя  не  предупредили,  не  остановили  руку,  протянутую  к  сигарете.

    В ходе  нашего  разговора  попытаемся  убедиться  в  том, что  по-настоящему  культурный  человек  не  может  губить своё  здоровье  и  здоровье  окружающих, попадая  в  табачную  зависимость.

4.  История  распространения  табакокурения ( с просмотром презентации)

     - Знаете ли  вы  историю  распространения  табакокурения?

     В  Европу  табак  был  завезён  в 1496 году  испанским монахом  Романом  Пано, который  побывал  в  Америке с экспедицией  Христофора  Колумба. Французский  посол  в Португалии  Жан  Нико  в  1559 году  подарил  табак   французской  королеве  Екатерине  Медиче. Она  применяла  его как  целебное средство при  мигрени и назвала  его  в  честь  ЖаноНико  никотином. Табак  курили  и  нюхали, пока  не поняли, что  он  опасен  для  здоровья.

      В  Россию  табак  был  завезён  англичанами  и  немцами в  начале  17 века. Курение  табака  и  нюханье его  в  России жестоко  преследовалось. В  1634 году  царь  Михаил  Фёдорович   издал  указ, в котором  говорилось, что  курильщиков табака  будут  наказывать  60  палочными  ударами  по  подошве  ног. При  царе  Алексее  Романове  курильщиков  велено  было  бить  кнутом,  пока  не  признаются, где  взял табак. Торговцев табаком тоже наказывали: пороли  ноздри, резали  носы, ссылали  в  дальние  города. Однако,  несмотря на  строгие  меры, курение  продолжалось.

      Лишь  император Пётр 1, который был заядлым  курильщиком, в 1698 году  снял  запрет  на  курение  табака. С тех пор  курение  стало  быстро  распространяться  среди  слоев населения.

В  последнее  время   из-за  курения, число  больных  людей становится  больше  и  больше.  Третий четверг ноября каждого  года,  является    днем  отказа  от  табака.

5.  Рассказ учителя  о  вредных веществах

      В  табачном  дыме обнаружено 500-600 видов  вредных веществ.

Состав    табака

А основное  ядовитое  вещество, содержащееся  в табаке, никотин.  Никотин – это  бесцветная  прозрачная жидкость, сильный  яд.  При  горении  сигареты  50% никотина  с  дымом  уходит  в  воздух, 25% разрушается  при  горении  табака, 5% остаётся  в  окурке, 20% попадает  в  организм  человека.

       К  никотину  чувствительны  все  живые  существа. Птицы  гибнут  от  1  капли  никотина,  кролики – ¼  капли, собаки – 0,5 – 2 капель, лошади – 3 – 6 капель. Для  человека  смертельная  доза – 0,01-0,04 гр. Если  человек  выкуривает  20 сигарет  в  день, то  за  год – 6-7 тыс. Это  5кг  табака, т.е. 30 грамм  никотина, а это есть 330 смертельных  доз.

- Что же такое табак? Это однолетнее травянистое растение. Высокое, до одного метра. У него красивые цветки. Из листьев скручивают сигары. А если измельчить растение, то получится масса, которой наполняют бумажные трубочки, т.е. сигареты.

-Кто из вас стоял около курящего человека?

- Приятно ли дышать дымом, который выдыхал курящий?

В дыме содержится 200 опасных ядов.  Это: никотин, окись углерода, углекислый газ, аммиак, табачный дёготь, полоний 510, свинец, мышьяк, а также масляная, уксусная, муравьиная, валериановая, синильная  кислоты, сероводород, формальдегид и мн. другие. (записано на доске).

  Поговорим о первом яде - никотин. Это маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом. Имеет коричневый цвет. Никотин вызывает зависимость, т.е. трудно бросить курить. Никотин-  сильнейший нервный яд. Он отрицательно влияет на работу сердца - оно быстро изнашивается.

Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм, а табачные смолы засоряют лёгкие.

6. Мозговой штурм «Причины курения».

 - Ребята, а как вы думаете, по каким причинам  начинают курить и курят ваши сверстники, ребята  младших и  старших классов, взрослые люди.

Причины побуждающие к курению:

  • Самоутверждение, добиться уважения
  • Из любопытства;
  • Чтобы казаться взрослее
  • За компанию
  • Чтобы похудеть
  • Потому что модно

Причина «самоутверждение, добиться уважения» - курение делает младшего школьника смешным в глазах более старших людей. Добиться уважения можно и нужно с помощью способов, которые позволят стать умнее, сильнее, талантливее. Это может быть развитие и совершенствование способностей к рисованию, сочинению и чтению стихов, пению, танцам, театральных способностей.

Запомните! Болезни сердца, задержка умственного развития, рак легких, язва желудка – вот расплата за пристрастие к табаку.

Народная мудрость давно гласит: «Курить – это значит здоровью вредить

- Мне, кажется, что ни одна из названных вами причин не может стать оправданием курения. Еще раз внимательно запомните название этих страшных болезней, чтобы их вылечить, нужны огромные деньги на лекарства и операции, а некоторые заболевания и вовсе являются неизлечимыми и вызывают смерть.

7.  Просмотр мультфильма “Валентин и  курение”  ( 2 мин 50 сек).

8. Беседа

- Скажите, пожалуйста, ребята, к чему пристрастился мальчик?

-  Почему он стал курить?

- К чему могла привести  эта привычка?

-  Значит, мы можем сказать, как называется эта привычка? (Вредная).

- Вредная привычка плохо влияет на организм человека.

Курение -  это вредная привычка, от которой трудно избавиться. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Табак губительно действует не только на людей, животных, но и на растения. Если поливать растения крепким настоем табака, то они погибнут.

Три капли никотина убивают лошадь, а одной каплей никотина отравили кролика.

- В последнее время появились электронные сигареты. «Доказано: электронные сигареты даже опаснее обычных как средство для введения в организм курильщика еще больших доз никотина. Ведь никотин сразу попадает в легкие — и в этом главная опасность таких сигарет.

9.  Чтение  стихотворения  подготовленным учеником

Стихотворение «Цапля-курильщица»

Жила цапля на болоте.

Выходила на охоту:

Свежей травки пощипать

Да лягушек погонять

И могла стоять носатая

Целый день в воде,

Как статуя.

Скучно стало цапле жить,

Цапля начала курить...

Выйдет цапля на болото

- Ну какая тут охота?!

Стал у цапли бледный вид,
И пропал вдруг аппетит!
Так курила цапля лето,
Хоть и знала:
Вредно это!

Стало вскоре цапле плохо:

Цапля чахла, цапля сохла.

К осени бедняга сдохла…

А могла бы долго жить!

А зачем было курить???

-   Что случилось с цаплей?    Почему?

- Смерть может наступить даже от одной сигареты, если она выкурена впервые. При первом курении у человека обычно першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту – неприятный  вкус, в глазах темнеет, голова начинает кружиться, тошнит... И это не случайно. Так организм человека борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда не пробуй больше!».

10. Рассказ о  спайсах  

             10 лет назад в свободной продаже появились курительные смеси (спайсы), под видом безвредных благовоний, которые просто помогают человеку расслабиться после тяжёлого трудового дня.

           Было установлено, что действующим компонентом смесей, являются не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабиола – основного действующего вещества марихуаны.

           Последствия спайса губительным образом сказываются на состоянии здоровья человека, они  разрушают головной мозг, пагубно влияют на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему.

11. Беседа о курильщиках.

-Ребята, как мы называем человека, который курит? (Курильщик) Курильщики бывают активные и пассивные.

Активные - те люди, которые по -  настоящему курят сигареты.

Пассивные - это все те, кто дышит дымом, который выходит из сигареты.

-Кто из вас стоял рядом с активным курильщиком?

-Значит, мы являемся тоже курильщиками, но «пассивными».

- При выкуривании сигареты дым поступает в лёгкие человека. Курильщику достаётся 25% яда, 60% рассеивается в воздух, а 15% попадает в лёгкие окружающих, т.е. нам.

Таким образом,  мы не курим, но являемся пассивными курильщиками.

- Что же надо делать, чтобы не быть курильщиком?

1. Попросить, чтобы курящий не курил в доме.

2. Проветривать комнаты, если курят в доме.

3. Отойти от курящего человека.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли бороться с курением?

В некоторых странах борются с курением так:

В  Америке,  например, за курение в многолюдных местах наказывают штрафом в 1000 долларов или сажают в тюрьму на 1 год; шофёр такси, выкуривший сигарету в машине, платит штраф в 2000 дол. Подвергаются  штрафу люди, вошедшие в лифт с закуренной сигаретой, едущие в общественном транспорте. Даже на работу  принимают  желательно некурящих, чем курящих. Курить запрещено в магазинах, школах, больницах, даже в городах на свежем воздухе! Во многих общественных местах висят призывы  «Если вы затягиваетесь сигаретой, то не выпускайте дым из себя». Очень тяжело приходится человеку в США.    

Сегодня в Голландии не курят 11млн. человек – больше половины всего населения.    

В России,  во времена царствования Михаила Романова  курильщиков  наказывали в первый раз 60 ударами палок по стопам ног, во 2 раз –  отрезанием носа или ушей. А после сильнейшего пожара в Москве в 1643г, причиной которого стало курение, оно было запрещено под страхом смертельной казни.  Торговля табаком и курение были разрешены в России при царствовании Петра 1,  который сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии.                                                                                                                  

– С  тех самых пор многие не расстаются с сигаретой. В нашей стране, к сожалению, люди мало прислушиваются      к  предупреждению медиков о вреде курения, и поэтому Россия остаётся  в  ряду самых курящих стран мира.                                                                                                                           – Ребята, а где запрещено курить в нашей стране?                                                                           - В каких местах  вы повесили бы этот знак?                                                      

12. Работа с пословицами и поговорками «Собери пословицу».

- Разделимся на две группы  и  соберем  рассыпанные  пословицы и поговорки.

(Работа в группах)

Кто курит табак,                                           

чем с табаком

Лучше знаться с дураком,                            

брось курить

Если хочешь долго жить,                             

новое не купишь

Здоровье сгубишь,                                       

тот сам себе враг

- К счастью, многие даже длительное время курившие люди сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и своевременно делают это по собственному желанию. Начать курить легко, а бросить трудно. Так давайте же не начинать курить! Давайте беречь здоровье своё и близких!

13. Выставка детских рисунков

Учащиеся   представляют свои рисунки на тему: “За здоровый образ жизни” (о вреде  курения). Подводятся итоги. Называются лучшие детские рисунки.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. (Подведение итогов)

а) Составление синквейна .

Творческая работа учащихся по написанию синквейна.

Мы  уже разделились  на 2 группы. В течение 3 минут  каждая команда пишет свой синквейн  (детям   работа  известна), затем представители зачитывают варианты.

Синквейн – это особая краткая запись основной обсуждаемой проблемы с учетом ряда требований.

Правила написания синквейна:

В синквейне 5 строк.

1.     Понятие (одно слово);

2.     прилагательные (два слова);

3.     глаголы (три слова);

4.     предложение (из четырех слов);

5.     существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.

Пример синквейна по данной теме:

1.  Табак

2. Опасный, вредный.

3. Убивает, губит, разрушает

4. Я не хочу курить.

5.Враг.

IV. ИТОГ

  1. – На сегодняшнем занятии мы узнали, как на человека, его здоровье, способность мыслить, работать, общаться с окружающими влияет курение.

Ваша жизнь и здоровье во многом зависят от вас.  Каждый из вас является хозяином своей жизни и своего здоровья. За вас вашу жизнь никто не проживет: ни родители, ни педагоги, окружающие и заботящиеся о вас, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так все и будет.  И я надеюсь на то, что вы все-таки сможете выбрать верный путь и следовать ему в жизни, несмотря ни на что, потому, что ваше здоровье – только в ваших руках.

Всякий курильщик должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других!

  1. Упражнение «Ладошка» (модификация упражнения Хухлаевой О.)

– В заключение нашей встречи я предлагаю выполнить упражнение «Ладошка», которое поможет понять, почему же вы не будете  курить. У каждого из вас на столе лежит контур ладошки, в центре ладошки надпись: «Я не буду курить, потому что…»: 

– В контурах пальчиков вы должны написать, почему же вы не будете курить и употреблять  спайсы. Ответы у вас могут получиться разные. В своей ладошке я запишу, например, следующее: «…курение разрушает организм», «…плохо влияет на ум» и т.д. Итак, начнем (дети самостоятельно выполняют упражнение).

– Давайте обсудим, что у нас получилось (предлагается зачитать свои ответы)

3. Определение эмоционального состояния присутствующих:

- Возьмите  чистый шаблон  светофора  и   и закрасьте «глазок»,  соответствующий вашему настроению.

«желтый» – не знаю, зачем пришел  (полное безразличие)

«зеленый» – я узнал  много нового   (хорошее настроение)

«красный» – сказали, и пришел (отрицательное настроение)

- Сравните  свои   светофоры  - поменялось ли у вас настроение после проведения занятия?

- Что нового узнали на занятии?

- О чем еще бы хотели узнать?

- Каждый человек имеет право на выбор, какой образ жизни ему вести. То ли  двигаться вперед, совершая хорошие поступки, добиваясь своей мечты или же губить свою жизнь, вредными привычками,  нанося вред не только своему здоровью, но и окружающим его людям.
- Закончим наше занятие замечательной кричалкой. После каждой строчки отвечайте громко: «Да, да, да!»

Будем беречь мы здоровье всегда. (Да, да, да!)

Будем спокойны, как в речке вода. (Да, да, да!)

Мудрыми будем, как в небе звезда. (Да, да, да!)

Хоть трудно бывает нам иногда. (Да, да, да!)

Курить мы не будем нигде, никогда. (Да, да, да!)

Все замечательно будет тогда! (Да, да, да!)

Желаю вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Спасибо за работу!

На следующих занятиях   можно  посмотреть фильмы  по данной теме:

  1. https://www.youtube.com/watch?v=R5Uo-5wjCbY  Мультфильм "Живи как мы". Серия "Валентин и курение"
  2. https://www.youtube.com/watch?v=gMxoeqcZm1Y  Курение - вред. Советский мультик 1983
  3. https://www.youtube.com/watch?v=ET57CpxLAKo  Иван Царевич и табакерка (мультик про вред курения)
  4. https://www.youtube.com/watch?v=IsuzT37joLw  Баба яга \ Не кури мультик портив курения.

Источники:

  1. Как легко бросить курить . М. Андреева – С. – Пб. ООО «Издательство «Тригон», 2007 – 384 с.

2.    Школьнику о вреде никотина и алкоголя.  – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

3.http://www.aif.ru/health/children/delo_tabak_o_vrede_kureniya_podrostkov Аргументы и факты.

4.http://www.takzdorovo.ru/deti/podrostki/kak-pomoch-podrostku-brosit-kurit/- Портал о здоровом образе жизни

5.https://www.nicorette.ru/ - официальный сайт препаратов для борьбы с курением

6.https://vse-sekrety.ru/560-kurenie-vred-kureniya-dlya-zdorovya.html 

7.https://kureniesigaret.ru/vred-kureniya/vred-kureniya.html

8.https://sovets.net/13384-vred-kureniya.html

9.https://mznanie.ru/kurenie/interesnye-fakty-o-kurenii

10.https://ribalych.ru/2012/01/06/samye-interesnye-fakty-o-tabake/

11.http://www.russlav.ru/tabak/poslovici_o_kyrenii.html

Приложение №2

Раздаточный материал для упражнения «Ладошка»: заготовка «Ладошка»

Приложение №3

Раздаточный материал для определения  эмоционального состояния «Светофор»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Табак-друг или враг?

Классный час "табак -друг или враг?" на доступных примерах рассказывает детям о вреде курения....

Кто курит табак - тот сам себе враг

Сценарий классного часа для первоклассников с презентацией.  Материал поможет сформировать осознанное отрицательное отношение к курению, поможет детям развивать в себе привычку к здоровому и образу жи...

Классный час "Кто курит табак, тот сам себе враг!"

Классный час на тему здорового образа жизни.Курение наносит непоправимый вред здоровью, понятия "дети" и "курение" несовместимы.К классному часу прилагается презентация....

Программа МОО ПСК «Альтаир» по профилактики табакокурения среди детей начальных классов «Табак – наш враг».

Цели: - познакомить учащихся с вредом курения, его отрицательным  влиянием  на организм человека;-  учить находить правильный выход из различных   жизненных ситуаций;- развива...

Классный час: "Вредные привычки. Кто курит табак- тот сам себе враг."

Классный час о вреде курения с проведением опыта "Курильщик". Дети готовят пьесу С. Михалкова "Как медведь трубку нашёл"....

декабрь16 Кто курит табак, тот сам себе враг.

Классный час о вреде табака на здоровье человека...

Классный час "Кто курит табак, тот сам себе враг"

Цель: на доступных примерах познакомить детей с разрушительным воздействием никотина на организм....