Лесомания
план-конспект урока (1 класс)

Орлова Лидия Романовна

Воспитательное мероприятие, направленное на формирование нраввственного отшения к природе, здоровому образу жизни у младших школьников. Разработка представлена в виде урок-путешествие, В ней присудствует инфографика и одна стилистическая цепочка, что позволяет привлечет внимание даже самого непоседливого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТАННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ ИЛИ МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(приводится методическая разработка студента-практиканта)

Тема урока: «Лесомания»

Цель урока (для учителя): формирование ответственного и бережного отношения школьников к лесам и обучение навыкам разумного выбора и использования продукции из древесины.

 Задачи урока:

Образовательные: дать учащимся представление о ключевой роли лесов в обеспечении жизненно важными ресурсами всех живых существ на планете и, в частности, каждого из нас;

Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать;

 Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую культуру и грамотность.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с причинами и последствиями исчезновения лесов на планете;

- научить школьников бережному отношению и разумному использованию продукции из древесины;

- развивать наблюдательность, умение анализировать;

Метапредметные:

Регулятивные:

- учиться определять цель учебной деятельности;

- составлять план действий по выполнению учебной задачи;

- работать по заданному алгоритму, соотносить выполненное с образцом.

Познавательные:

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике;

Коммуникативные:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

- строить монологическое высказывание;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

- формировать положительную мотивацию к изучению предмета, желание узнать больше;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и приемы: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, работа в парах и группе.

Понятия, формируемые на уроке: диаграмма, масштаб диаграммы, цвет столбцов, надписи.

Оборудование урока для учителя: презентация, учебное пособие, мультимедиа-проектор, раздаточный материал.

Оборудование урока для учащихся: Клей, ножницs

План урока

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые

результаты этапа урока

ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный момент

(1 мин.)

Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать их внимание

- Добрый день! Меня зовут Лидия Романовна. Сегодня урок окружающего мира у вас я.

- Проверьте, всё ли готовы к уроку?

- Я очень рада, войти в приветливый ваш класс.

- Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Формировать положительную мотивацию к изучению предмета, желание узнать больше;

Презентация

Актуализация знаний

(7 мин.)

Учитель демонстрирует слайды презентации и рассказывает лежащую в основе урока легенду, погружающую учащихся в проблему исчезновения лесов.

- Ребята, у меня для вас срочные новости! Мы вот сейчас с вами сидим тут, в классе, как обычно, учимся. А в лесу, оказывается, произошло необычайное событие. Представляете, лесные обитатели сегодня проснулись и обнаружили, что их лес исчез…( Приложение 1)

- Ребята, а вы вроде бы не так сильно разволновались, как звери и птицы. Может, нам стоит подключиться к лосьследованию? Ведь нас исчезновение леса тоже касается. Или нет? Как вы думаете, на нас с вами как-нибудь повлияет то, что лес исчез?

- Ребята реагируют на слова учителя.

- ДА!

- Конечно, повлияет.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

- Выполнять устные и письменные вычисления.

- Составлять план действий по выполнению учебной задачи

- Работать по заданному алгоритму, соотносить выполненное с образцом

- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами

- Строить сообщение в устной форме

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Осуществлять действие взаимоконтроля

- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей

Презентация

Слайд 1,2,3,4,

Определение темы и цели урока, постановка проблемного вопроса

(3 мин.)

- Активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию

- Выявлять место затруднения

-А давайте-ка оглядимся вокруг и попробуем найти вещи в классе, которые пришли

к нам из леса. На счет «три» дотроньтесь до предмета, который сделан из чего-то лесного.

Проводится подвижная мини-игра, с помощью которой ученики осознают, как много продукции из древесины они используют в повседневной жизни.

- До чего вы дотронулись?

-Как видите, лесу мы обязаны множеством вещей, которые нас окружают. Это мебель, строительные материалы, книги, тетради, игрушки. Представьте, если все эти предметы вдруг исчезнут... Нам будет непросто обойтись без них.

Ой, ребята! Мне тут неожиданно пришла в голову вот какая мысль. Ведь чтобы сделать все эти вещи, пришлось срубить деревья. Мы нашли так много предметов из леса в нашем классе. А представьте, что и в каждом соседнем классе нашей школы тоже есть множество предметов родом из леса. И в каждом доме, и в любом другом здании. Ой-ой-ой. Что же это получается? (Шепотом.) Может, это мы украли лес, из-за нас он исчез?

 

- До парты, карандаша, линейки, стула, тетради, учебника.

- Давайте узнаем это!

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

- Выполнять устные вычисления

- Учиться определять цель учебной деятельности

- Работать по заданному алгоритму, соотносить выполненное с образцом.

- Строить сообщение в устной форме

- Находить в материалах ответ на заданный вопрос

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Учитывать другое мнение и позицию

- Осуществлять действие взаимоконтроля

- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей

Презентация

Слайд 5,6

Лента времени

Обобщение и систематизация знаний

(5 мин.)

- Ну вот! Лось нас услышал, и мы теперь первые подозреваемые. У него все еще нет помощников, а у животных все еще нет леса. Не можем же мы сидеть сложа руки. Как у настоящего детектива, у Лося должно быть несколько версий случившегося и план действий. Может быть, мы все-таки сможем присоединиться и ускорить лосьследование, чтобы помочь найти еще какую-нибудь полезную информацию и снять с себя подозрения? Шерлок Лось, поручите нам какое-нибудь задание.

Нужно поскорее оповестить всех об исчезновении леса. А как же нам это сделать? Ребята, у вас есть идеи?

Лось предлагает нам стать редакторами и подготовить срочный выпуск лесной газеты. Новость разлетится повсюду — долетит даже туда, где нет интернета и электричества, и мы сможем получить новую информацию от читателей. Но для начала нам, как и всем редакторам газет нужно собрать материал для газеты.

 

- Письмо, громкоговоритель, объявление.

- Дети внимательно смотрят информацию в ленте времени, выделяют необходимую информацию для выполнения будущего задания.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

- Составлять план действий по выполнению учебной задачи

- Работать по заданному алгоритму, соотносить выполненное с образцом

- Строить сообщение в устной форме

- Находить в материалах ответ на заданный вопрос

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

- Осуществлять поиск нужной информации из различных источников.

- Использовать различные способы кодирования информации

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения

- Строить монологическое высказывание

- Учитывать другое мнение и позицию

- Осуществлять действие взаимоконтроля

- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей

Презентация

Слайд 5,6

Лента времени.

https://www.sutori.com/story/copy-1-of-liesomaniia--HYGSE5vzDSx61DcRTD2fuGdQ

Практическая работа

(9 мин.)

- Тренировать умение работать в команде;

- Формировать умение использовать полученную информацию в практическом задании

Небольшая газета, которая выпускается очень срочно и сообщает об очень важных новостях, называется газета-молния. Чтобы справиться побыстрее, каждая группа сделает свою часть, а потом мы соединим их вместе и получим готовый выпуск. Я раздам вам заготовки, а вы подберете важные статьи и иллюстрации, разместите их в вашей части газеты и расскажете другим группам, что вы опубликовали.

Инструкция выполнения:

1.Вырезаем заготовки;

2. Внимательно читаем текст на заготовках (3 текста, 3 заголовка, 3 картинки)

3. Нужно сопоставить текст с заголовком и картинкой;

4. Разложить материал на листочке;

5. Проверяем правильность соотношения текста с заголовком и картинкой.

6. Только после проверки, можно приклеить заготовки.

Сейчас вы будите работать в группах, разделитесь на 6 групп по 4 человека.

- Если у кого-то будут затруднения, вы можете меня позвать, или, я для вам приготовила готовые работы, я их вывешу на доску, если будут вопросы, вы можете подойти к доске и посмотреть.

Отлично! Наша газета готова. Пора отправить ее читателям.

Во время подготовки выпуска мы с вами узнали о том, сколько невидимой важной работы делают леса. Многие думают, что лес — это просто участок земли, на котором выросли деревья. Но лес — это гораздо больше, чем просто деревья.

 

Выполнение задания «Лесная газета-молния».

Ребята делают газету в группах и презентуют свои части. Учитель собирает все три части газеты и размещает их на доске.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

- Выполнять устные и письменные вычисления.

- Составлять план действий по выполнению учебной задачи

- Работать по заданному алгоритму, соотносить выполненное с образцом

- Находить в материалах ответ на заданный вопрос

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Строить монологическое высказывание

- Учитывать другое мнение и позицию

- Договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе)

- Контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- Осуществлять действие взаимоконтроля

- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей

- Презентация, заготовки

Презентация

Слайд 7

Изучение нового материала (продолжение).

- Формировать умение использовать полученную информацию в практическом задании

-Лес состоит из множества частей, и каждая часть очень важна. Почва — основа жизни в лесу. В ней содержатся питательные вещества и вода. В освещенной солнечным светом почве прорастают семена растений и наполняют лес травами, кустарничками, кустарниками и деревьями. Животным необходимы растения в качестве места обитания и пищи. Грибы и бактерии разрушают умершие растения и животных и превращают их в частички почвы. Все части леса слаженно работают вместе, создавая круговорот веществ и энергии, который поддерживает жизнь не только в самом лесу, но и далеко за его пределами.

-Лес обеспечивает нас множеством вещей, о которых мы чаще всего даже не за- думываемся. И это не только бумага, дрова, древесина для изготовления мебели, полезных вещей и строительства, но еще и лекарства, чистый воздух и вода, красивые места для отдыха и восстановления сил, путешествий и исследований. Лес защищает от засухи и навод- нений, помогает планете не перегреваться, оберегает поля, на которых люди выращивают себе пищу.

Лес приносит столько пользы! Да уж, лесные обитатели паникуют не зря. Теперь мы точно знаем, что опасность от исчезновения лесов грозит животным, растениям и людям. Так что дело серьезное. Возвращаемся к нашему лосьследованию.

- Пока мы восхищались суперспособностями леса, новости быстро распространи-лись, и к нам в редакцию стали приходить письма от читателей. Лось их уже прочитал и хо- чет поделиться с нами важной информацией, которую ему удалось узнать из этих писем.

Оказывается, не только мы столкнулись с этой проблемой: леса исчезают повсюду на планете.

Учитель зачитывает письма.

- Такое ощущение, что на нашей планете безобразничает какой-то монстр, которому особенно нравится уничтожать деревья. Хорошо бы его найти и обезвредить. Чтобы кого-то разыскать, детективы составляют фоторобот — портрет по описанию свидетелей. Как вы думаете, как может выглядеть этот монстр — уничтожитель лесов, какие у него могут быть приспособления?

Презентация

Слайд 8, 9

Закрепление изученного материала

(5 мин.)

- Закрепить изученный материал

- Вот несколько портретов, которые составил Лось. Давайте проголосуем и выберем главного подозреваемого. Кто считает, что нужно искать первого монстра? Кто голосует за второго? Кто за третьего? А кто за четвертого?

Ребята поднимают руки, голосуя за тот или иной портрет. Учитель объявляет главного подозреваемого по результатам голосования. Возможно, ребята скажут, что это никакой не монстр, а человек. Спросите их, что это за человек и почему, по их мнению, он так поступает.

-Ребята, а вам не кажется, что этот монстр, кем бы он ни был, нам вредит и помогает одновременно? Ведь нам, людям, нужны поля и пастбища, чтобы выращивать еду, нужны полезные ископаемые, чтобы создавать материалы и топливо, нужны города, дороги, древесина для строительства, производства бумаги и других полезных вещей. Но и лес со всеми его суперспособностями нам тоже нужен. Так что же все-таки нужнее?

- Лось называет это равнолесием. Для того чтобы получить то, что слева, приходится забирать у леса деревья. Мы знаем, что деревья могут вырастать снова и снова, но это происходит не за один день, а за 50, 70 и даже 100 лет. Равнолесие означает, что нам нужно следить за тем, чтобы не брать у леса слишком много, чтобы он успевал выращивать новые деревья — восстанавливаться. Тогда лес никуда не исчезнет и не будет никакого монстра, а у людей и животных будет все необходимое для жизни.

Погодите-ка, наше лосьследование приобретает неожиданный поворот. Теперь мы понимаем, что важнее не найти и обезвредить монстра, а найти способы достичь равнолесия — сохранить лес, пока не стало слишком поздно.

Если мы хотим что-то изменить, всегда лучше начинать с себя. Давайте узнаем, сколько деревьев мы с вами используем.

Лось, конечно же, не терял времени зря и собирал улики. Вот какое досье на наш класс у него получилось(Статистика использование бумаги на 1 «А» класс)

Голосуют за выбранный портрет.

- Хочется, чтобы у всех было все необходимое, и при этом никому не причинялся вред.

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

- Выполнять устные и письменные вычисления.

- Составлять план действий по выполнению учебной задачи

- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами

- Строить сообщение в устной форме

- Находить в материалах ответ на заданный вопрос

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Учитывать другое мнение и позицию

- Осуществлять действие взаимоконтроля

- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей

- Презентация

Слайд 9,10,11

Домашнее задание

(1 мин.)

- Закрепление знаний, полученных на уроке

Я хочу подарить вам вот такие плакатики-напоминалки. Мы с вами на прошлом уроке делали буклет «Берегите природу!» вклейте на свободную стороны плакатики-напоминалки.

Итог урока

(2 мин.)

- Подвести итог урока

- Проверить достигнута ли цель урока

-Оказывается, мы можем быть похитителями леса, даже не подозревая об этом, а можем быть хранителями и помощниками леса. Выбор за нами, ведь теперь мы знаем способы достижения равнолесия. Мы научились бережно относиться к продукции из древесины. Правильно ее выбирать и использовать. Поддерживать производителей, которые не просто забирают древесину из леса, но и заботятся о том, чтобы лес был здоров, и помогают ему восстановиться.

- Теперь из-за нас лес не исчезнет, ведь мы знаем, как много важного и полезного он делает. Посмотрите, как радуются лесные обитатели. Да здравствует равнолесие — леса для всех навсегда!

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

- Выполнять устные и письменные вычисления

- Составлять план действий по выполнению учебной задачи

- Работать по заданному алгоритму, соотносить выполненное с образцом

- Пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами

- Строить сообщение в устной форме

- Находить в материалах ответ на заданный вопрос

- Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

- Осуществлять поиск нужной информации в учебнике

- Использовать различные способы кодирования информации

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Учитывать другое мнение и позицию

- Ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей

- Презентация

Слайд 13, 14

Рефлексия

(2 мин.)

- Самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ребята, какие способы сохранять лес вам понравились больше всего? Что вы готовы начать делать сами? Что можете делать дома всей семьей? А что мы могли бы делать всем классом?

Благодарю вас за ответы

Отвечают на вопросы

- Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

- Воспринимать другое мнение и позицию

- Учитывать другое мнение и позицию

- Понимание причин успехов в учебе

- Презентация Слайд 14