03-04
материал

03-04

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 03-04.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

МДК 04. 1.Разработка аппарата исследования ВКР по теме (цель, задачи, объект, предмет, база и тд.).

Тема: Дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Цель: теоретически обосновать и практически доказать роль дизайн-проектов на уроках технологии как средства формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования;

- выявить условия формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;

- определить возможности уроков технологии в повышении мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;

- теоретически обосновать роль дизайн проектов на уроках технологии в формировании учебной мотивации у младших школьников;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку влияния дизайн-проектов на формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.

- проанализировать результаты этапов эксперимента по формированию учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.

Объект: формирование мотивации к учебной деятельности на уроках технологии у младших школьников.

Предмет: дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.

База: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №38» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

В современной школе вопрос о мотивации учения можно назвать основным, так как мотив является источником деятельности, вносит в неё смысл и осуществляет функцию побуждения. Мотивированные дети - это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже самым сложным, потому что сами понимают, зачем им это нужно.

Особый вклад в изучение мотивации внесли такие учёные, как Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М. Аргайл, К. Левин, Ж. Нюттен, П.М. Якобсон и многие другие.

Тем не менее, учителя постоянно сталкиваются с отсутствием у ребенка желания учиться. К сожалению, очень немногие учащиеся получают удовольствие от занятий, большинство детей младшего школьного возраста воспринимает школу как источник либо скуки, либо тревожности. Отсутствие положительных мотивов учения неизбежно приводит к снижению общей успеваемости, снижению самооценки ученика.

Это обстоятельство препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности школьников и противоречит естественному ходу развития познавательных потребностей и интересов. Возникает необходимость и потребность в том, чтобы перевести учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному, осознанному, ответственному.

Таким образом, главная задача, которая сейчас стоит перед педагогом средней общеобразовательной школы, это создание педагогических условий для формирования мотивации учебной деятельности.

Остановимся на уроках технологии. Уроки технологии должны побуждать у детей желание - «хочу узнать», «хочу сделать», вселять уверенность - «могу сделать» и помогать довести работу до конца – «я сделал!». Поэтому они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием увлекательных для детей практических работ. Только такие уроки способствуют формированию у школьников желанию трудиться с охотой, интересом. Такой подход к проблеме развития мотивации требует от учителей затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности.

На уроках технологии дети сталкиваются с возможностью работы с разными конструкционными материалами и художественными техниками. В своей работе мы хотели апробировать возможности дизайн-проектов на уроках технологии на формирование мотивации младших школьников. В связи с вышесказанным нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы «Дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования учебной мотивации младших школьников».

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: каковы условия формирования мотивации младших школьников посредством работы над дизайн-проектами на уроках технологии?

Решение данной проблемы является целью исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать роль дизайн-проектов на уроках технологии как средства формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью мы определили задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования;

- выявить условия формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;

- определить возможности уроков технологии в повышении мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста;

- теоретически обосновать роль дизайн проектов на уроках технологии в формировании учебной мотивации у младших школьников;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку влияния дизайн-проектов на формирование учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.

- проанализировать результаты этапов эксперимента по формированию учебной мотивации у младших школьников на уроках технологии.

Объектом исследования является формирование мотивации к учебной деятельности на уроках технологии у младших школьников.

Предмет исследования: дизайн-проекты на уроках технологии как средство формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников.

 Гипотеза исследования: если при проведении уроков технологии активно применять дизайн-проекты, то это будет способствовать формированию учебной мотивации у младших школьников.

При проведении работы нами были использованы такие методы научного исследования, как анализ педагогической литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнение, теоретический анализ, классификация, анкетирование учащихся, организация тестирования, проведение эксперимента.

Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что нами систематизированы и обобщены взгляды ученых на проблему формирования мотивации к учебной деятельности на уроках технологии; описана система работы с использованием практической работы над дизайн-проектами на уроках технологии в младших классах.

Практическая значимость исследования: материалы педагогического исследования могут быть использованы учителями в ходе организации образовательного процесса на уроках технологии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии при использовании практических заданий по дизайн-проектам.

Вторая глава посвящена описанию проведения и результатов опытно - экспериментальной проверки влияния работы над дизайн-проектами на уроках технологии на формирование мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Экспериментальной базой являлось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №38» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

МДК 03. 7.Календарный план воспитательной работы на месяц.

3 класс.

Направление деятельности

Содержание

1.

Гражданско-патриотическое, правовое направление

1.Кл. час «Мои права и обязанности».

2. Посещение скульптурной композиции «Я знаю- город будет».

3.Кл. час «День нефтяника».

2.09

22.09

03.09

2.

Духовно-нравственное направление

1. Кл. час «Правила поведения в общественных местах».

2. Кл. час «Азбука вежливости».

3.Кл. час «Как семья провела лето».

4. Осенняя неделя добра ( сбор корма для животных).

04.09

10.09

24.09

Сентябрь

3.

Спортивно-оздоровительное направление

1.Первая медицинская помощь.

2.Беседа «Для чего нужно знать и выполнять правила дорожного движения».

Сентябрь

Вторая неделя сентября

4.

Интеллектуальное направление

1.Практикум-игра «Тренировка памяти».

2.Игра «Веселая математика».

3. Викторина «Животные леса».

06.09

14.09

29.09

5.

Художественно-эстетическое направление, общение и досуг ученика, школьное самоуправление

1. Запись в кружки и секции.

2.Планирование работы самоуправления в классе.

3.Конкурс поделок из природного материала «Осенний калейдоскоп».

4.Экскурсия в картинный зал краеведческого музея.

5.Встреча с интересным человеком ( Нижнекамская поэтесса Евставьева Н.А.) - Занятия кружка «Вокал».

До 15 сентября

Сентябрь

22.09

3 неделя сентября

В течение месяца

6.

Работа по безопасности, трудовое направление

1.Экологические субботники.

Сентябрь

7.

Работа с родителями

1.Организацинно – родительское собрание.

Сентябрь

8.

Профилактика

1.3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом.

2.Беседа «« Профилактика табакокурения».

03.09

Вторая неделя сентября

МДК 03. 9.Составление программы работы с определенной категорией детей (овз, трудные, тревожные).

Данный индивидуальный план направлен на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами.

Цель: коррекция недостатков в физическом или психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

Задачи:

  • диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
  • развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).

Организационно-социальная работа

Содержание

Дата выполнения

Выполнено\не выполнено

1.

Сбор и анализ информации

сентябрь- октябрь

2.

Планирование, организация, координация

октябрь- декабрь

3.

Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды

январь, май

4.

Регуляция и корректировка 

февраль-апрель

Диагностическая работа

Содержание

Дата выполнения

Выполнено\не выполнено

1.

Изучение особых образовательных потребностей воспитанников, анализ «Карт индивидуального развития».

Проведение  психологической диагностики по изучению уровня развития психологических качеств дошкольников.

Май

2.

Проведение педагогической диагностики по изучению уровня овладения общеобразовательной программой.

Сентябрь.

Октябрь.

3.

Проведение углубленного диагностического обследования.

Октябрь

Январь

4.

Обследование особенностей личностного развития, коммуникативных способностей.

Октябрь

Май

5.

Диагностика семейной и социальной ситуации развития.

В течение учебного года

6.

Динамическое  наблюдение за учащимися в рамках деятельности ПМПк

В течение учебного года

7.

Проведение повторного обследования, выявление динамики развития учащихся.

Апрель

Май

Коррекционная работа

Содержание

Дата выполнения

Выполнено\не выполнено

1.

Определение программы индивидуальной траектории развития в рамках деятельности ПМПк

Анализ рекомендаций ПМПК.

В течении года

2.

Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения.

3.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса

Динамическое наблюдение за воспитанниками  в рамках работы ПМПк.

4.

Индивидуальные консультации специалистов.