Пьеса "Сказка о потерянном времени"
проект (3 класс)

 "Сказка о потерянном времени" разработана по мотивам пьесы Е.Шварца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesa_shvarts.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ.    ( По мотивам сказки Е.Шварца.)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА :

СКАЗОЧНИК
ПЕТЯ ЗУБОВ
МАМА ПЕТИ
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК
1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА
2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА
ВИТЯ
ЛЕНА
ЗИНА
КОЛЯ СНЕГИРЕВ – ДРУГ ПЕТИ ЗУБОВА
БАБУШКА


1 СЦЕНА.( Музыка.)

СКАЗОЧНИК : Эта удивительная история произошла с одним мальчиком, учеником 3-го класса «Б». Звали его Петя Зубов. Петя был очень неорганизованным мальчиком, всюду опаздывал и даже получал двойки по некоторым предметам. При этом он говорил «успею, исправлю, нагоню». Недели шли за неделями, а все оставалось по-прежнему. И опять «успею, исправлю, нагоню»… Не верите ? Давайте заглянем к нему домой, сами убедитесь…

( Музыка. Занавес открывается. На сцене комната Пети. В комнате находятся Петя и его мама.)

МАМА ПЕТИ : Петя, ты долго еще будешь собираться ? В школу опаздаешь !

ПЕТЯ : Успею !

МАМА ПЕТИ : А ты помнишь, что у тебя двойка по арифметике ?

ПЕТЯ : Исправлю !...

МАМА ПЕТИ : И по русскому языку ты стал отставать !

ПЕТЯ : Нагоню !... ( задумался )

( Петина мама уходит за сцену.)

ПЕТЯ : Интересно, обгоню я сегодня Кольку на велосипеде ? ( сидит, размышляет )
Вот был бы у меня реактивный моторчик !...

( На сцене опять появляется мама Пети.)

МАМА ПЕТИ : Петя ! Ты опять в облаках витаешь ? Опоздаешь в школу !

ПЕТЯ : Успею !

МАМА ПЕТИ : ( в зал ) И вот так каждый день !

( Занавес закрывается )

СКАЗОЧНИК : Убедились ? Да, не ценит он время, вот поэтому с ним и приключилась эта удивительная история. Что за история ? А он попал в лапы к злым волшебникам ! Что, думаете такого не бывает ? А вот сейчас посмотрим !


2 СЦЕНА.

( Музыка. Занавес открывается. Мы видим лес. В середине сцены мы видим нарисованную избушку. Она прикреплена к стояку или к ширме. Появляется Главный злой волшебник.)

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Вот мы и дома !
Но почему-то никто не встречает ! Странно !
Спят наверное ! Вот дармоеды !

( Подходит к избушке. Отодвигает стояк или ширму. Там мы видим сидящих за столом трех злых волшебников. Они что-то пишут.)

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Чем это вы занимаетесь ?

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Доносы строчим !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Доносы ? Да кому они теперь нужны ?
От жизни отстали! Думать не хотите ! Обленились !
За последние 10 лет ни одной приличной гадости людям не сделали !
А еще злые волшебники !

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Так ведь старость !
В молодости сам небось помнишь, как я лихо орудовала !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Молчи, лучше !
( обращается к Злому волшебнику ) Вот ты скажи, какая у Вас обязанность ?

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Наша обязанность всячески вредить людям !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : И как же ты вредишь ?

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : ( вздыхает ) Ой, что-то в последнее время плохо получается!

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК: Да вы что, дармоеды ! На покой собрались ?
Не выйдет, голубчики ! Придется еще поработать !

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Но ведь силы уже не те, годы наши преклонные, пенсионные !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : А годы мы себе вернем ! Помолодеем !
И с новыми силами начнем людям вред приносить !

2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : А как же мы помолодеем ?

ВСЕ : Да, как ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : А вот слушайте !
Известно ли вам, что на свете есть множество ребят, которые попусту теряют время ?
Вот мы и должны это время подобрать и себе взять !

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Да, а как же его возьмешь, время-то ? Ведь это же не кошелек.
Вот если кто-нибудь потеряет кошелек, а ты его возьмешь и присвоишь !
А время-то, оно ведь не вещественное !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Это для людей оно не вещественное, а для нас, злых волшебников, очень даже вещественное !
Оно вроде песочка, потерянное время. Его надо только веничком собрать и в мешок положить. И при этом заклинание сказать : «Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды ! Что от вас ушло, то к нам пришло !»

А потом из этого песочка замесим тесто, напечем лепешек, съедим и помолодеем !

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : А старость наша куда денется ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Старость к детям перейдет !
Они вместо нас превратятся в стариков ! Понятно ?
И нам польза и людям вред !

ВСЕ : Ха-ха ! Вот это здорово !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Тихо ! Заклинание запомнили ?

ВСЕ : Запомнили !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Тогда мешки берите, и за работу !

( Музыка. Занавес закрывается.)



3 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Побежали злые волшебники по городу искать ребят, которые время попусту теряют… А это и не трудно, ведь время утреннее, все ребята должны в школе за партой сидеть.

( Музыка. Занавес открывается. Появляется Петя Зубов. Он идет медленно, у него мечтательный вид. Появляется Главный злой волшебник с мешком и с веником.)

ПЕТЯ : ( останавливается ) Да, интересно, обгоню я сегодня Кольку на велосипеде ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : ( торжествующе ) Ага, голубчик, попался !
( обращается к Пете ) Мальчик, ты ведь должен в школе быть !

ПЕТЯ : Я ? Да ! Я и иду в школу !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Так ведь звонок давно прозвенел !

ПЕТЯ : Успею !

( Петя идет дальше. Главный злой волшебник открывает мешок.)

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды !
Что от вас ушло, то к нам пришло !

( Главный злой волшебник заметает веником в мешок. Петя уходит за сцену, вслед за ним идет Главный злой волшебник.
На сцене появляется девочка Лена, она прыгает через веревочку ( все дети должны быть с ранцами за плечами, ведь они идут в школу ). За ней идет 1-я злая волшебница.)

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Девочка ! А ты что же не в школе ?

ЛЕНА : Я ? А я уже иду !

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : ( ехидно ) Так ведь звонок давно прозвенел !

ДЕВОЧКА : Успею !

( Девочка Лена идет дальше. 1-я злая волшебница открывает мешок.)

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды !
Что от вас ушло, то к нам пришло !

( 1-я злая волшебница заметает веником в мешок. Девочка Лена уходит за сцену, волшебница идет за ней.
На сцене появляется девочка Зина, она играет в мячик. За ней идет 2-я злая волшебница. Она открывает мешок и начинает веником заметать.)

2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды !
Что от вас ушло, то к нам пришло !

( Девочка Зина уходит за сцену, вслед за ней идет 2-я злая волшебница.
На сцене появляется мальчик Витя, он держит в руке кораблик. За ним идет Злой волшебник. Он открывает мешок.)

ВИТЯ : Где бы мне этот кораблик запустить ?

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : ( ехидно ) Мальчик, а ты в школу не опоздаешь ?

ВИТЯ : Успею !

( Мальчик Витя идет дальше. Злой волшебник начинает веником заметать в мешок.)

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды !
Что от вас ушло, то к нам пришло !

( Мальчик Витя уходит за сцену. За ним идет Злой волшебник. Музыка. Занавес закрывается.)


4 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Что же случилось с ребятами ? Действительно они превратились в стариков или заклинание не сработало ? Давайте отправимся вслед за Петей и посмотрим…

( Звенит звонок с урока.)

СКАЗОЧНИК : Ай-ай-ай ! Уже звонок прозвенел с первого урока, все ребята выбежали на переменку, а Петя Зубов только в школу пришел… ( пауза )
Первый, кто повстречался Пете в школе, был его друг Коля Снегирев…

( Музыка. Занавес открывается. На сцене Петя и Коля. Петя стоит к залу спиной.)

ПЕТЯ : Привет, Колька !

КОЛЯ : ( удивленно ) Здравствуйте, дедушка ! А Вы кто ?

ПЕТЯ : Ты что, Колька ? Какой я тебе дедушка ?

КОЛЯ : ( растерянно ) Но я не знаю Вас… А-а… Вы, наверное, дедушка кого-нибудь из ребят ?

ПЕТЯ : Да что ты все заладил, дедушка, да дедушка ! Вот как дам сейчас, будет тебе дедушка !

КОЛЯ : ( испуганно ) Ой, извините, дедушка, но я, пожалуй, пойду…

( Коля быстро уходит.)

ПЕТЯ : ( растерянно ) Дедушка ? Почему дедушка ?

( Петя поворачивается к залу. Мы видим дедушку ( у мальчика, который играет Петю, наклеены усы и борода ).)

ПЕТЯ : Посмотрюсь-ка я в зеркало ! Может быть, со мной что-то не так ?
Где-то оно у меня было в ранце.

( Петя начинает искать зеркало в ранце.)

ПЕТЯ : ( говорит, постепенно оживляясь ) Я им еще вчера на уроке пускал зайчиков, а Мариванна не могла понять, кто это, а все ребята смеялись…

( Петя достает зеркало, смотрится в него.)

ПЕТЯ : Ай ! Кто это ?
( хватается за бороду ) Что это ?

( Музыка. Занавес закрывается.)

СКАЗОЧНИК : Испугался Петя, побежал домой к маме, а она его тоже не узнала, думала монтер пришел электричество починить. Вышел тогда Петя на улицу, заплакал. «Теперь у меня нет ни мамы, ни друзей, - говорил себе Петя, - и главное, я ничему не успел научиться. Настоящие старики, те или доктора, или мастера или учителя. А я кому нужен ? Я ведь всего только ученик 3-го класса. Мне даже пенсию не дадут – ведь я всего только три года работал, да и то – на двойки, да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик ! Несчастный я мальчик…»
Так Петя думал и шел, сам не зная куда. Так он вышел за город и вошел в лес. Шел он, шел, вдруг видит – в лесу стоит какая-то избушка. Решил он зайти в нее, отдохнуть…



5 СЦЕНА.

( Музыка. Занавес открывается. На сцене внутренность избушки – стол, стулья, большие часы ( часы могут быть нарисаванны ). В избушке Петя, он оглядывается, потом смотрит в окно. На сцене появляются злые волшебники, они имеют вид детей.)

ПЕТЯ : Какие-то дети идут сюда…
Только они какие-то странные : лица у них злые, и ведут себя не как дети…
Спрячусь-ка я, пожалуй, на всякий случай !

( Петя прячется, а злые волшебники заходят в избушку, они имеют вид детей. Главный злой волшебник держит в руках несколько рогаток.)
ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Для начала мы раздадим разным ребятам вот эти рогатки !
ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Будет сделано !Мы ведь теперь молодые, у нас на все сил хватит !

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Да, теперь с новыми силами начнем людям вредить !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Только мы пока должны быть осторожны!

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : А что такое ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : А вот слушайте ! ( оглядывается )
Нас никто не слышит ?

2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Кажется, никто ! Кому же здесь быть кроме нас ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Дело в том, что превращенные нами ребята еще могут превратиться опять в детей !

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Как же это ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : А вот так !
Если они случайно догадаются и придут сегодня до захода солнца к нам в избушку, повернут часовую стрелку на 4 круга назад и произнесут наше заклинание : « Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды ! », то они опять станут детьми.

ВСЕ : А мы ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : А мы исчезнем !

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Совсем ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Совсем !

2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : ( испуганно ) Тогда, может быть, нам было лучше стариками оставаться?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : ( передразнивает ) Лучше !
Ты ведь сама говорила, что сил у тебя нет !

2-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : ( уныло ) Говорила !

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Да что вы, как же им все это узнать ?

1-Я ЗЛАЯ ВОЛШЕБНИЦА : Да как им нас разыскать !

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Вот именно !
Но все-таки будьте осторожны !А теперь за работу ! Все отправляемся в город !
И с новыми силами людям вредить !

( Злые волшебники уходят за сцену. Петя вылезает из своего укрытия.)

ПЕТЯ : Надо скорее бежать, искать ребят, которые тоже превратились в стариков !
Так… Волшебников было четверо, два мальчика и две девочки. Значит, мне надо найти еще одного мальчика и двух девочек !
Только как же я их найду ? ( пауза )
Все равно надо спешить, ведь сюда надо прийти до захода солнца !
Как они сказали ? Всем четверым собраться в избушке, повернуть стрелку 4 раза назад и произнести заклинание « Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды ! ».
Надо бежать !
( Петя уходит за сцену. Музыка. Занавес закрывается.)

6 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, побежал Петя искать ребят, которых злые волшебники превратили в стариков. Только как же их найти ?

( Музыка. Занавес открывается. Появляется Петя, останавливается в задумчивости. На сцене появлется Бабушка.)

ПЕТЯ : Бабушка, Вы не ученица третьего класса ?

БАБУШКА : ( удивленно ) Что ?

ПЕТЯ : Вы в каком классе учитесь ? Я, например, учусь в третьем классе. А вы в каком ?

БАБУШКА : ( возмущенно ) Да Вы что, смеетесь надо мной ?
Постыдились бы, в такие преклонные годы и не научились себя вести !

( Бабушка уходит за сцену.)

ПЕТЯ : Нет, так ничего не получится ! Только бабушку напугал !
( задумался ) Надо по каким-то признакам искать !
Ведь превращенные дети только внешне старики, а внутри они все равно остались детьми, как и я. Значит, надо искать необычных стариков !

( Появляется девочка Лена, она имеет вид бабушки. Лена прыгает через веревочку.)

ПЕТЯ : Вот ! Эта точно превращенная !

( Петя подходит к Лене.)

ПЕТЯ : Можно Вас спросить ?

ЛЕНА : ( перестает прыгать ) А что ?

ПЕТЯ : Как Вас зовут ?

ЛЕНА : Лена !

ПЕТЯ : А в каком классе Вы учитесь ?

ЛЕНА : В третьем ! А что ?

ПЕТЯ : А то, что ты превращенная !!

ЛЕНА : Как это превращенная ?

ПЕТЯ : А вот так !

( Петя протягивает Лене зеркало. Она смотрится в него и ахает.)

ЛЕНА : А-а-а ! Что это ?

( Петя заклоняется к Лене и начинает шептать ей что-то на ухо.)

ЛЕНА : А что же делать ?

ПЕТЯ : Надо найти еще 2-х ребят – мальчика и девочку и вместе с ними до захода солнца успеть прибежать в избушку злых волшебников, потом повернуть стрелку на четыре круга назад и сказать заклинание « Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды » и тогда мы снова превратимся в детей !

ЛЕНА : А как же мы найдем этих ребят ? Ведь они выглядят, как старики !

ПЕТЯ : Так же, как я нашел тебя ! По признакам !
Ведь они не обычные старики, значит, и ведут себя не как старики !

ЛЕНА : Правильно ! Тогда бежим искать ?

ПЕТЯ : Бежим !

( Петя и Лена убегают за сцену. Звучит музыка. Дальше действие происходит без слов, под музыку. На сцене появляет Девочка Зина ( она имеет вид бабушки ). Она играет в мячик. С другой стороны сцены появляются Петя и Лена. Они подходят к Зине, что-то ей говорят, показывают зеркало, Зина ахает, хватается за голову, затем ей Петя что-то шепчет на ухо, все трое берутся за руки и убегают за сцену. Появляется мальчик Витя с корабликом в руках ( он имеет вид дедушки ). Затем с другой стороны сцены выбегают Петя, Лена и Зина. Они останавливаются, смотрят на Витю, о чем-то шепчутся между собой, потом подходят к Вите. Дальше происходит сцена такая же, как с Зиной. Все это время играет музыка. Все ребята убегают за сцену. Занавес закрывается.)



7 СЦЕНА.

СКАЗОЧНИК : Итак, ребята собрались все вместе и побежали в лес. Только бы им успеть до захода солнца…

( Музыка. Ребята выходят на авансцену.)

ЛЕНА : Ну, где же эта избушка ? Сколько мы уже ходим !...

ВИТЯ : Уже и солнце садится !

ЗИНА : Наверное, мы не успеем и навсегда останемся стариками ! (закрывает лицо руками, плачет)

ПЕТЯ : Ребята, кажется я вспомнил дорогу !
Надо идти вот по этой тропинке ! ( показывает рукой в сторону )

ВИТЯ : А успеем ?

ПЕТЯ : Должны успеть ! Бежим !

ВСЕ : Бежим !

( Музыка. Ребята убегают с авансцены. Через некоторое время занавес открывается. Мы видим избушку. На сцене появляются ребята.)

ПЕТЯ : Вот она эта избушка !

( Петя отодвигает ее и ребята заходят внутрь.)

ПЕТЯ : Вот эти часы !

ВИТЯ : Быстро поворачивай стрелку ! Солнце почти зашло !

ПЕТЯ : Сейчас !

( Петя подходит к часам. На сцене появляются злые волшебники.)

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Дверь открыта !
Наверное, это превращенные ребята !

ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Как же они узнали ?

ГЛАВНЫЙ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК : Не время выяснять !
Надо не дать им повернуть стрелку !

ПЕТЯ : Ребята, злые волшебники !
( Ребята поворачиваются и видят злых волшебников.) 

ЗИНА : Что же делать ?

ПЕТЯ : Задержим их !
Лена, доставай прыгалки !

( Лена достает прыгалки.)

ПЕТЯ : Растягивай !

( Ребята низко растягивают прыгалки. Злые волшебники вбегают в избушку, натыкаются на прыгалки и падают.)

ВСЕ РЕБЯТА : Ура !!

ПЕТЯ : Задержите их !
Я поворачиваю стрелку !

( Петя подходит к часам. Злые волшебники пытаются подняться, друг другу мешают. Витя, Лена и Зина мешают им встать. Петя поворачивает стрелку.)

ПЕТЯ : Раз ! Два ! Три ! Четыре !
Чирлики-мирлики ! Шаранды-баранды !

( Звучит музыка, гаснет свет. За это время злые волшебники убегают за сцену, а ребята быстро снимают с себя усы, бороды, платки и т.д., т.е. как-будто они превратились в детей. Музыка перестает играть, включается свет. Ребята смотрят друг на друга.)

ВСЕ РЕБЯТА : Ура !!
Мы опять дети !
Злые волшебники исчезли !

( Музыка – это может быть полечка. Ребята берутся за руки и начинают кружиться. Занавес закрывается.)

СКАЗОЧНИК : Вот такая история !...
И ведь какие ребята оказались все молодцы, победили злых волшебников !...
А Петя ? Сколько смелости, смекалки он проявил !
Но уж теперь они, наверное, никогда не будут зря терять время !
А вы ? Научила вас чему-нибудь эта история ?

( Музыка.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени»

Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира. Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с п...

Презентация «Сказка о потерянном времени» Е.Шварц

Презентация  содержит  иллюстрации  к  сказке,  которые  помогут  лучше  представить  происходящие  в  ней  события.( к  уроку  «Л...

Урок чтения по сказке Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени"

Урок проводился в рамках открытого МО учителей начальных классов в ЦО№491 и в рамках аттестации учителя....

Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Конспект урока

Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени. (2 урок по теме).Цели: ·         Совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения.·...

Е.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Книга Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...

Литературное чтение.Е.Шварц. "Сказка о потерянном времени". 4 класс

Учитель предлагает наглядное объяснение пословицы "Делу время, а потехе час", на основе которой построен весь урок. Развитие правильного умения оценивать себя, видеть свои недостатки происходят при зн...

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о потерянном времени»

Знакомство с личностью и творчеством Е. Шварца...