Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа (1 класс)

                 Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало  рефлексивные

у            умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается  актуальность программы «Азбука здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zdorovya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Новосибирской области

Купинский район

МБОУ Лицей №2 Купинского района

Утверждено

директор

_____________ Кравченко Н.Г.

                                                                                  Приказ № 189  от  26.05.2022 г                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

для 1-4 класса начального общего образования

на 2022-2025 учебный год

Составитель:

Коляденко Вера Николаевна

учитель  начальных классов

Купино 2022 год

Пояснительная записка

   По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

   Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается  актуальность программы «Азбука здоровья».

   Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Цели программы:

- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;

- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;

- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

- навыков конструктивного общения;

- формировать у учащихся мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

- добиться         потребности         выполнения         элементарных         правил здоровьесбережения.

Обучение:

- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки; упражнениям сохранения зрения.

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся начальной школы. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (33 часа в год).

Планируемые  результаты изучения  программы

Личностными результатами   программы является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными         результатами         программы         является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные ууд:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, таблицей, схемой, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные ууд:

- Делать         предварительный         отбор         источников информации: ориентироваться в         рабочей         тетради         и         дополнительной литературе.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать         полученную         информацию: делать выводы         в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

        Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания рабочей тетради, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные ууд:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

      Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание курса

Программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья» состоит из 5 модулей:

«Как сохранить здоровье»:

Определение понятия "здоровье".  Изменения за лето.

Факторы, влияющие на здоровье человека.

Полезные привычки - наша гордость. Трекер привычек.

Основные правила личной гигиены. Закаливание.

Скелет - наша опора. Осанка - стройная спина.

Гигиена зрения и слуха.

Почему болят зубы. Как сохранить улыбку красивой.

Кожа - надежная защита организма.

«Основы правильного питания»:

Человек ест для того, чтобы жить, а не живёт для того,чтобы есть.

Пирамида здорового питания."Стройматериалы" для организма.

В чём сила воды. Как утолить жажду.

Значение витаминов.

О правилах здорового питания школьников.

«Предупреждение заболеваний»:

Клетка. Иммунная система.

Причина и признаки болезни. Как организм помогает себе.

Домашняя аптечка. Первая помощь.

Пищевые отравления.

Любимые занятия - насколько они полезны.

Привычки, которые убивают. Зависимость.

«Физическое и психическое саморазвитие»:

Моя индивидуальность и уникальность.

Я - успешный ученик.

Развитие мозга и его особенности.

Что такое эмоции. Стресс.

Сон - лучшее лекарство. Как сделать сон полезным.

Семейные ценности. Родители и дети.

Законы дружбы. Кто может считаться настоящим другом. Ложь и обман.

«Основы личной безопасности»:

Поговорим об этикете.

Опасные ситуации.

Солнечно и жарко. Дождь и гроза.

Правила безопасности на воде.

Опасность с крыльями.

Каникулы. Безопасное лето.

Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивая взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне, на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Содержание программы   внеурочной деятельности «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

 Определение понятия  "здоровье". Изменения за лето.

1

2

Факторы, влияющие на здоровье человека.

1

3

 Полезные привычки - наша гордость. Трекер привычек.

1

4

 Основные правила л ичной гигиены.Закаливание.

1

5

 Скелет - наша опора.Осанка - стройная спина.

1

6

 Гигиена зрения и слуха.

1

7

 Почему болят зубы.  Как сохранить улыбку красивой.

1

8

 Кожа - надежная защита организма.

1

9

Человек ест для того, чтобы жить, а не живёт для того, чтобы есть.

1

10

 Пирамида здорового питания. "Стройматериалы" для организма.

1

11

 В чём сила воды. Как утолить жажду.

1

12

 Значение витаминов.

1

13

 О правилах здорового питания школьников.

1

14

Клетка. Иммунная система.

1

15

Причина и признаки болезни. Как организм помогает себе.

1

16

 Домашняя аптечка.  Первая помощь.

1

17

 Пищевые отравления.

1

18

 Любимые занятия - насколько они полезны.

1

19

 Привычки, которые убивают. Зависимость.

1

20

 Моя индивидуальность и уникальность.

1

21

 Я - успешный ученик.

1

22

 Развитие мозга и его особенности.

1

23

 Что такое эмоции.  Стресс.

1

24

 Сон - лучшее лекарство.  Как сделать сон полезным.

1

25

 Семейные ценности.  Родители и дети.

1

26

 Законы дружбы.  Кто может считаться настоящим другом.

1

27

 Ложь и обман.

1

28

 Поговорим об этикете.

1

29

 Опасные ситуации.

1

30

 Солнечно и жарко.  Дождь и гроза.

1

31

 Правила безопасности на воде.

1

32

 Опасность с крыльями.

1

33

 Каникулы. Безопасное лето.

1

Итого

33

Учебно-методическое и материально-

техническое обеспечение курса

Для реализации программы «Азбука  здоровья» необходима материальнотехническая база:

  • рабочая тетрадь;
  • справочная литература;
  • оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций.

Учебно-методический комплекс

  1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебноепособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 3-е издание, стереотипное. –Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017 – 214 c.
  2. Бакулина, М. Основы здорового образа жизни. 1-4 класс. Учебное пособие / М. Бакулина. - М.: Русское слово, 2017. -64., ил.
  3. Баль, Л. В. Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В. Ветрова. - М.: Сфера, 2000. - 112 с.
  4. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012
  5. Белых, В. Правила здорового образа жизни / В. Белых. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 8 с., ил.
  6. Бриленок, Н. Б. Педагогическое сопровождение становления здорового образажизни у обучающихся: учебное пособие для студентов Института физической культуры испорта / Н. Б. Бриленок. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2019 – 29 с.
  7. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. –    М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  8. Здоровье – детям (основы экологической культуры учащихся начальной шко-лы) : монография / Н. Я. Прокопьев, Е. Т. Колунин, С. В. Соловьева, Е. Н. Дергоусова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : РУСАЙНС, 2020 – 238 с.
  9. Здоровье ребенка. Большая медицинская энциклопедия. – Саратов: Научнаякнига, 2019 – 980c.
  10. Ковалько, В. И. «Школа физкультминуток: 1-4 классы». – М.: ВАКО, 2010.
  11. Ковалько, В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 192 с.
  12. Лутовина, Е. Е. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровомуобразу жизни детей и подростков : учебное пособие / Е. Е. Лутовина. – Оренбург : [Б. и.],2016 – 47 с.
  13. Меренкова, В. С. Внутренняя картина здоровья младших школьников в кон-тексте детско-родительских отношений : монография / В. С. Меренкова. – 2-е издание,стереотипное. – Москва : ФЛИНТА, 2019 – 116 с.
  14. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е «135 уроков здоровья, или школа докторов природы». - М., ВАКО 2014г.
  15. Школьная гигиена : учебное пособие / составитель Н. И. Федоровская. – Ком-сомольск-на-Амуре : Издательство АмГПГУ ; Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019 – 141 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровей-ка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровым будь, успешным станешь»

рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс...