Картотека игр для детей с РАС
картотека

Алексеева Елена Юрьевна

Игры для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для ребенка с РАС

Вся коррекционно-воспитательная работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры. При обследовании игровой деятельности ребенка обращается внимание на уровень его взаимодействия во время игры с другими детьми (игра одиночная, рядом, с кратковременным либо долговременным взаимодействием). Выясняется наличие игровых действий, умений, сюжета. Обращается внимание на использование игрушки в соответствии с ее функциональным назначением, использование предметов-заместителей, умение выполнять цепочку игровых действий. Уточняется уровень трудностей ребенка для предложения ему посильных заданий. Определяется, насколько тяжело аутичному ребенку произвольно сосредоточиться, понять требования педагога, усвоить способ действия, а затем осуществить его.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:                                        

- переживание приятных эмоций;

- возникновение эмоционального контакта со взрослым;

- получение ребенком новой сенсорной информации;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов.

Обучение детей с РАС игровым действиям основывается на создании у них положительного отношения к игрушкам. Этому способствуют игры с машиной, мишкой, матрешкой и другими игрушками. Ребенка учат выполнять одни и те же действия с разными объектами: кормить зайку, куклу, мишку и т. д. Изменение и усложнение имеющихся стереотипов поведения ребенка проводятся введением в них новых эмоционально положительно окрашенных деталей.

Первые сюжетные игры детей с проявлениями аутизма всегда сначала слишком обобщены. Например, игра "Путешествие" заключается в двух действиях: поехали - приехали. Рекомендуется постепенно наполнять ее разнообразными деталями: выбор средств передвижения (автобус из стульчиков); выбор попутчиков (кукла, зайка); введение цели путешествия (прогулка с зайкой в сквер). Эта работа очень длительная, так как при отказе ребенка от предложений нельзя настаивать, чтобы не вызвать нарастания негативизма. Не стоит лишний раз обращаться к ребенку с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его, а затем обратиться с просьбой.

Игры с водой

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и посмотреть, что получится; заглянуть в лужу на асфальте и попробовать разглядеть в ней свое отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и наблюдать, как расходятся по воде круги, запускают кораблики. В воду пускаются резиновые игрушки, разбрызгивают, хлопают по воде). Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Игры с водой проводятся ежедневно, ребенок не перевозбуждается во время этих игр, а наоборот, успокаивается.

«Переливание воды» Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь – полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую. 

 «Фонтан» Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится «фонтан». Обычно этот эффект приводит детей в восторг: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Подставьте пальчик под струю «фонтана», побудите ребенка повторить действие за вами.

«Бассейн» Наполнив таз водой, организуйте игру в «бассейн», где учатся плавать игрушки. «Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать – вот так. Поплыли!».

«Озеро» Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро – много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки – маленькие утята. "Кря-кря-кря! – говорит утка. – Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке».

«Море» Этот же таз с водой может превратиться в «море», по которому плывут кораблики: «Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! Кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик, давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше».

«Купание кукол» Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наша Ляля. Хорошо. Давай спросим у Ляли, нравится ей водичка? Не горячо?».

«Мытье посуды» Вымойте посуду после кукольного «обеда», используя губку и средство для мытья посуды: «Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую – тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Посуда стала чистая!»

Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

«Прячем ручки» Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга – немножко колется, да?».

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

«Пересыпаем крупу» Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

«Покормим птичек» В этой игре понадобятся гречневая или рисовая крупа и игрушечные фигурки птичек – это могут быть воробушки, или курочки, уточки. «Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички едят? Да, зернышки. Давай насыплем птичкам зернышек. Ешьте, птички, зернышки!».

«Вкусная кашка» Добавив в манную крупу воды, сварите «кашку» для куклы, а затем покормите ее. Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пусть он достанет кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой. Можно из круп «приготовить» другую еду для кукол –«шоколад с орехами», если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина.

«Разложи по тарелочкам» Перемешайте в мисочке немного фасоли и гороха. Затем попросите ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: «Смотри, горошинки и фасолины перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолины на эту».

Захват сыпучих предметов указательным типом хватания

 «Горошины»

Покатаю я в руках

Бусинки, горошки,

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Выкладывание дорожек и простых предметов из мелких предметов и мозаики

«Дорожка»

Взяли горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчик или кошка.

Начать формировать умение можно с выкладывания дорожек, затем переходить на выкладывание простых геометрических фигур, и затем на выкладывание несложных предметов.

«Чашки-ложки» Пересыпаем горох и фасоль столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Усложнение: Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Захват сыпучих и мелких предметов щепотью

«Золушка» Перебор крупы. Постепенно можно переходить от крупной (фасоль) на более мелкую крупу.

«Посолим суп» Ребенок берет щепотку песка, манки, соли, пшена и сыпет в кастрюльку с воображаемым супом. Можно посыпать «сахаром» куличи или печенья из песка.

«Посыпаем дорожки» предложите ребенку посыпать песком (песок, манка, пшено) дорожку на столе шириной 3 – 5 см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожа может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок нужно сыпать так же тремя пальцами, не выходя за края дорожки.

"Кап-кап" Бросание ребенком гороха в коробку.

Захват сыпучих материалов, мелких предметов обеими руками (захват ладонями)

Переносить в горсти горох, крупу, затем песок.

Размашистые движения кистей рук на поверхности

Стереть надписи с доски губкой. Протереть пыль с мебели. Вымыть стол после приема пищи.

Игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Выбирайте экологически чистый пластилин без запаха, естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам.

Для работы с пластичными материалами нужно обучить ребенка навыкам работы с ними:

- Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких кусочков. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, затем – глину. Обратите внимание на то, что разные материалы непохожи на ощупь, обладают различными свойствами.

- Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим движением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке или листу картона (в результате должна получиться круглая лепешечка). Если же сначала надавить пальцем на пластилин, а затем сместить палец, то таким способом (размазывание) мы получаем пластилиновую линию.

- Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Покажите ребенку два основных приема лепки (скатывание шариков круговыми движениями и раскатывание колбасок движениями вперед-назад): на плоскости стола или между ладонями, если работаем с большим куском, или между пальцами (большим и указательным, или большим и средним), если кусок пластилина маленький. Поначалу действуйте руками ребенка (если он не станет сопротивляться). Затем предложите малышу попробовать делать это самостоятельно.

- Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин или тесто на кусочки различных размеров с помощью пластмассовой стеки.

После того как ребенок усвоит каждый прием отдельно, можно в одной игре комбинировать разные методы. Например, когда «лепим пирожки», мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

«Пластилиновые картинки» При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно быстро делать самые разнообразные «картины» из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин – это «травка», отщипните от бруска красного пластилина небольшие кусочки и прилепите их – получилась «полянка с ягодками». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками. Размажьте на темном фоне разноцветные кусочки пластилина – получился «салют». А если к картонному кругу придавить разноцветные пластилиновые лепешечки, то получатся «конфетки на тарелочке».

«Приготовление еды» Скатаем маленькие шарики из пластилина красного цвета – получились «ягодки», а разноцветные шарики станут «конфетками» или «витаминками». Если в разноцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (можно использовать «ватные палочки», предварительно удалив вату) – получаются фруктовые леденцы «чупа-чупс». Раскатаем кусочек красного пластилина – получаем «колбасу», а если тонко-тонко раскатать белый пластилин – выкладываем на тарелку «спагетти». Разрежем кусок светло-коричневого пластилина на кусочки – это «хлеб». Вот угощение готово, приглашаем кукол на обед. Можно из кусочков пластилина разных цветов вылепить праздничный пирог, вставить свечку и организовать «День рождения». Когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попробуйте организовать с ним лепку «пирожков».

«Огород» На куске плотного картона выложите пластилиновые грядки. Теперь «сажайте овощи», для этого можно использовать крупы – так, горох станет «репкой», а красная фасоль – «картошкой»; разноцветная мозаика превратится в «красные помидорчики» и «зеленые огурчики»; некоторые овощи (например, «морковку») можно попытаться вылепить из пластилина. Если ребенку понравится эта игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут «ягоды и грибы», а на полянке – «цветочки» из мозаики.

Игры со звуками

«Послушаем звуки» Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка – прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

«Постучим, погремим!» Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

«Найди такую же коробочку» Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы (коробочек с одинаковой крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, – пусть он найдет коробочку, звучащую так же. Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы. Количество пар коробочек увеличивайте постепенно.

«Свистульки» Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки – погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

«Музыканты» Приобретите для ребенка детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку. Когда ребенок научится различать на слух их звучание, правильно играть на них, используйте его умения в сюжетных играх – «У мишки день рождения. Давай сыграем для него на дудочке», когда поем песенку про Антошку – играем на гармошке и др.

«Звуки природы» Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка... Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры для установления эмоционального контакта с ребенком

Совместное вращение колес игрушечной машины.

Перекладывание палочек, разрывание бумаги.

Игры с пуговицами (перекладывание, катание по столу).

Игры со светящимися и блестящими предметами (перекладывание, рассматривание, хождение по комнате с предметом в руках).

Игры с мячом "Прыг-скок" - взрослый подпрыгивает, имитируя движения мяча.

Игры с использованием протестных действий ребенка

Ребенок разбрасывает игрушки, взрослый подключается и использует эти действия как адекватные для игрового контакта, обыгрывает ситуацию - игры "Салют", "Дождь", "Фонтан".

"Купание зверей" - разбросанные резиновые звери "бегут купаться, прыгают в воду".

"Птицы летают", "Солдаты прыгают с парашютом" - аналогично предыдущей игре.

Игры с вовлечением в бытовую жизнь

"Помоги подмести пол" Ребенок разбрызгивает воду, взрослый подметает.

"Помоем ванну" Ребенок из душа поливает ванну.

"Выбьем пыль из диванной подушки" Ребенок хлопает по подушке рукой.

"Покормим кошку" и другие.

Игры для совершенствования способности взаимодействия

Игры типа "Куку", "Выкатывание мяча", "Ладушки", "Иди ко мне", "Возьми шарик", "Кати, не кати", "Покорми птичку", "Найди свою игрушку"', "Прятки" (проводится с двумя взрослыми: один взрослый прячется, другой помогает искать и наоборот). "Умывание с прибаутками".

Игры на развитие координации, игры с различными предметами

Игры типа "Сложи башню", "Положи кубик в банку", "Построй ворота", "Построй по образцу", "Подбери по цвету", "Построй лесенку из разноцветных кубиков". "Провези кубики в машине" и др.

Игры с игрушками на выполнение цепочки игровых действий

"Угости куклу чаем", "Уложи спать мишку" и "т. д. Возможно вариативное и избирательное использование педагогом аналогичных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физминуток для детей с ОВЗ

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм. В состав уп...

Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста, обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2).

В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры, а также при составлении сценариев спортивных праздников и во внеурочной деятельности спортивно-оздор...

Картотека игр (для детей с ОВЗ)

   Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, ...

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Экспериментальная и опытническая деятельность детей старшей и подготовительной групп.

1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. 2. Побуждать детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. 3. Развитие двух типов активности: собственной и активности, ст...

картотека игр для детей с РАС

картотека игр для детей с РАС...

Дидактическая картотека игр для детей разных возрастов

Игра - это форма ознакомления с новыми знаниями и закрепление профессиональных компетенций. Это наиболее широкое понятие, которое объединяет все игровые формы интерактивного обучения. Ключевой зд...