Классный час, экологическое направление
классный час (4 класс)

Матреничева Мария Алексеевна

Разработка классного часа для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pnk-3.2_klassnyy_chas.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

Классного часа

Выполнила:

Студентка группы ПНК-3.2.

ФИО: Матреничева Мария Алексеевна

Проверил:

Учитель-наставник:

________________(Подпись)

Преподаватель: Петренко Н.М

Отметка:___________________

______________________(Подпись)

Волгодонск, 2023


Класс: 4

Тема:«Огонь как друг и враг человека»

Направление:Экологическое

Цель:сформировать у обучающихся понимание о пользе и вреде огня для человека

Задачи:

Воспитательные: воспитывать ответственность и находчивость в трудной жизненной ситуации; воспитывать бережное отношение к своей жизни

Развивающие: развивать чувство коллективизма, взаимовыручки; развивать у детей умения анализировать различные ситуации;

Образовательные: познакомить с историей появления огня; ознакомить детей с пользой или вредом, который может принести человеку огонь; узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;

Планируемые предметные результаты:

  • знакомить ребят с тем, какую пользу приносит огонь и какой он причиняет вред;
  • познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров, со степенью их опасности;
  • учить умению правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • прививать навыки осторожного обращения с огнём;
  • воспитывать умение владеть собой в опасных ситуациях.

Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала; корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата

Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; управлять поведением членов группы; корректировать и оценивать их действия; отвечать на итоговыевопросы и корректировать свои достижения на уроке

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, ставить проблему поискового характера; применять методы информационного поиска; проводить рефлексию результатов деятельности; проводить анализ и синтез

Планируемые личностные результаты: развивать самостоятельность выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свое здоровье на основе представлений о правилах безопасности при пожаре

Методы обучения:

Словестные: беседа

Наглядные:демонстрационный материал

Практические:выполнение практических заданий


№ п/п

Этапы урока

Деятельность

УУД

Учителя

Учащихся

1

Организационная часть

-Здравствуйте ребята, посмотрите какой прекрасный день сегодня.

Давайте мы с вами сделаем его великолепным. Для этого вам нужно улыбнуться друг другу и сказать своему соседу справа приятные слова.

А теперь представьте, что мы с вами попали в лес, где деревья-великаны, где живут птицы и животные, где речка журчит. Но, мы заблудились и для того, чтобы нам с вами выбраться, нужно пройти очень много испытаний

Слушают учителя

Л: самоорганизация

2

Вводная часть (введение в тему классного часа)

- И первым нашим испытанием будет определение темы нашего занятия

-Я сейчас вам загадаю загадки, тот, кто знает правильный ответ, должен поднять зеленый круг. Когда кто-то поднял круг, другие не должны мешать отвечать, если ответ не верный, то право ответа передается другому.

Он друг ребят, но когда с ним шалят,

он становится врагом и сжигает всё кругом. (Огонь)

Он может сильно бушевать

И все вокруг испепелить.

Не хочешь если жертвой стать,

Так поспеши водой залить.

(огонь)

Скажите, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

-Верно, тема сегодняшнего занятия – «Огонь, как друг и враг человека»

- Нам дали часть карты, которая поможет нам с вами выйти из леса. Нам встретилось еще одно испытание. Давайте мы с вами соединим начало пословиц, с их окончанием и определим, зачем нам нужно знать о пользе и вреде огня.

Огонь не вода — пожитки не всплывают.

От искры пожар рождается.

Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь.

Искру тушидо пожара, беду отводи до удара.

Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя.

Человек без огня не живет ни единого дня.

(Верный вариант)

- Скажите, зачем нам нужно знать о пользе и вреде огня?

-Верно. А теперь давайте попробуем обобщить все ваши слова. Посмотрите на слайд.

- Вы молодцы, нам с вами дали еще один кусочек карты. Посмотрите, кто к нам пришел. Это Огонек. Он принес нам с вами историю. Хотите ее послушать?

Огонь

Огонь

«Огонь, как друг и враг человека»

Соединяют верно пословицы

Для того чтобы мы знали о том когда огонь полезен для человека, а когда нет.

Л: Обеспечивать ценностную смысловую ориентацию учащихся; учебно-познавательный интерес к новому материалу за счет постановки целей.

Р:постановка учебной задачи на основе имеющихся знаний у обучающихся

3

Основная часть

- Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в легенде о Прометее.

– В давние времена, когда миром правил Зевс, люди, только-только расселившееся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море, высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.

– Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили дружнее и веселее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовали огонь.

- Скажите, для чего люди стали использовать огонь в легенде?

-Верно, скажите, а огонь являлся другом или врагом в легенде для человека?

-Да, он являлся другом. Но как вы думаете, если бы люди не умели обращаться с огнем и не соблюдали технику безопасности, он все равно был бы им другом? А почему?

-Все верно. Трудно представить нашу с вами жизнь без огня. Огонь- друг человека. Без него не возможна жизнь на земле. А для того, чтобы получить еще одну часть карты, нам с вами нужно выполнить задание.

-Вы с соседом по парте должны придумать и записать, отчего может возникнуть пожар. То есть назвать причины возникновения пожара. Но прежде чем мы с вами начнем выполнять задание, давайте вспомним, как работать в парах.

Говори тихо и спокойно

К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра

Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца

Делай замечания тактично, не груби

В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

 

Все верно, на выполнение задания у вас 2 минуты.

- Все справились? Молодцы. Давайте проверим. Посмотрите на слайд и если у вашей пары все верно, поднимите зеленый круг. У нас появился еще один кусочек карты. Вы молодцы, так мы быстро соберем карту и найдем дорогу домой.

-Давайте мы с вами узнаем, что нужно делать, чтобы обезопасить себя от вреда огня. А для этого нам с вами нужно составить в группах памятки. У вас на столе лежат правила, но они все перемешались правильные и неправильные, вырежете и приклейте только те, которые помогут вам. На выполнение задания у вас 3 минуты.

-Давайте теперь проверим, что получилось и все ли правильно вы сделали.

-Скажите, а знаете ли вы, что бывает, если играть со спичками дома?

-Верно, может случиться пожар. Скажите, а знаете ли вы правила поведения при пожаре?

Давайте посмотрим видеоролик.

https://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs

А теперь, я вам раздам правила поведения при пожаре.

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды. НО ПОМНИ: НЕЛЬЗЯ тушить водой приборы, находящиеся под напряжением, а также бензин, керосин и масло.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по номеру «01». Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • При пожаре дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. По возможности дыши через мокрую ткань.
  • При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты не сможешь выбраться.

- У нас с вами есть еще одна часть карты. Давайте теперь сыграем в игру. Если вы услышите правило, которое относится к пожарной безопасности вы крутите фонарики вверх, а если вы слышите неправильное правило, то пожимаете плечами и говорите к чему относится это правило

1. Не балуйся со спичками и зажигалками.

2. Не кричи. Громкие звуки пугают местных жителей.

3. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы.

4. Дети должны купаться только под присмотром родителей.

5. Не суши белье над плитой.

6. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.

7. Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то нельзя.

8. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу.

9. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

10. Не выдирай цветы, растения и грибы с корнем. Они навсегда погибнут. Многих растений осталось совсем мало. Возможно именно этот яркий цветок – последний.

11. Не разводи костер в лесу.

12. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений.

13. Не вешай на лампу бумажный абажур.

14. Будь осторожен с газом.

-Скажите, а знаете ли вы, почему некоторые наши пункты с правилами пожарной безопасности относились и к правилам поведения в лесу?

Пожары бывают не только в квартирах или домах, но и в лесу. Давайте посмотрим, что же такое пожар в лесу и что делать при его возникновении.

https://www.youtube.com/watch?v=C_swOBPfS1c

-Ура, посмотрите, нам с вами достался еще один фрагмент карты. Давайте с вами проверим, как хорошо вы запомнили правила поведения при пожаре.

1. Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:

 а)сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;

б)начну тушить пожар в квартире;

в)спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

2. Если комната начала наполняться густым едким дымом?

а) открою окно и дверь;

б) буду продвигаться к выходу;

в)закрою нос и рот мокрым платком и буду продвигаться к выходу, прижимаясь к полу.

3. Что делать, если огонь в квартире еще маленький?

а) оповестить соседей и приступить к тушению огня;

б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;

в) открыть в комнате окна.

4. Что ты будешь делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде?

а) залью сковороду водой;

б) вынесу ее из кухни;

в) выключу газ, накрою сковороду крышкой.

5.Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым?

а) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;

б)залью телевизор водой;

в) убегу в другую комнату.

6.Что делать, если включенную конфорку газовой плиты залило водой из кипящего чайника?

а)проветрить кухню;

б)зажечь конфорку снова;

в)выключить газ, проветрить кухню, протереть плиту.

-О пожарах, о бедах, которые приносит огонь, написано много книг. В том числе детских.

Из каких произведений взяты следующие строки:

Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
Из огня спасает дом…
(С. Михалков «Дядя Степа»)

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй! Пожарные, бегите!
Помогите, помогите!».
(К. Чуковский «Путаница»)

И вдруг заголосили: «Пожар! Горим!»
С треском, щелканьем, и громом
Встал огонь над новым домом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С. Маршак «Кошкин дом»)

-Вот таких героев очень много. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасали жизни других людей, спасали государственное имущество. Юных героев награждают медалями «За отвагу на пожаре».

Слушают легенду

Около огня  собирались семьями, жарили мясо, грелись, танцевали, научились людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие

Он является другом

Нет, он бы навредил людям, они могли погибнуть

Выполняют задание. Вспоминают правила работы в группе

Проверяют правильность решения задания

Вырезают нужные правила и приклеивают их на лист

Случится пожар

Смотрят видеоролик

Выполняют задание

Нет, не знаем

Смотрят видеоролик

Выходят по одному и решают тест у смарт доски

(С. Михалков «Дядя Степа»)

(К. Чуковский «Путаница»)

(С. Маршак «Кошкин дом»)

К: умение слушать и слышать одноклассников

П: закрепить знание детей о пожаре и пожарной безопасности

Пр: систематизировать знания детей по данной теме

4

Рефлексия

Давайте вспомним, о чем сегодня узнали, чему мы с вами сегодня научились, что запомнили.

  1. Какой момент урока вам больше всего запомнился?
  2. Что совершенно новое вы узнали на уроке?
  3. А когда и где нам могут пригодиться знания, полученные на этом уроке?

Мы с вами получили все фрагменты карты. Давайте соберем ее и скорее выберемся из леса.

Поднимите зеленый кружочек, кому было все понятно сегодня на занятии.

Вы молодцы, на этом наше с вами занятие окончено.

Слушают учителя, повторяют цель и задачи занятия

Р: планирование своей деятельности, оценивание своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение.Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности эколог...

Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе.

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренчески...

Методическая разработка «Использование экологических игр и упражнений на занятиях экологической направленности»

В дополнительном экологическом образовании особое место занимают такие технологии и методы, которые обеспечивают активное участие в занятии каждого ребенка, повышают его индивидуальную ответственность...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...

Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»

Диплом 3 место в районном конкурсе методических разработок экологической направленности в номинации «Лучшее внеклассное мероприятие экологической направленности (начальная школа)»...

Свидетельство проекта инфоурок (Внеклассное мероприятие экологической направленности «Путешествие по экологической тропе»)

Свидетельство проекта инфоурок  (Внеклассное мероприятие экологической направленности «Путешествие по экологической тропе»)...