«Сказочный денёк» (конкурсная программа)
классный час (1 класс)

Калюжная Елена Валентиновна

Вы знаете, что такое сказка? Где она живёт? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живёт человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые и дети. В них много разных чудес, событий и поводов для размышлений. Задания предложенной викторины вовлекут школьников в сказочную атмосферу, а дух соревнования не даст скучать участникам данного мероприятия. Интерактивную игру можно приурочить ко многим знаменательным датам календаря: 26 февраля - День рассказывания сказок; 2 апреля - Международный День детской книги; 6 апреля – День русской народной сказки; 27 мая - Всероссийский День библиотек; 7 июня – Международный день сказок; 21 сентября – День поиска сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 17 «ЮНАРМЕЕЦ»

г. Мичуринска Тамбовской области

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО  МЕРОПРИЯТИЯ

 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 В КЛАССА

«Сказочный денёк»

(конкурсная программа)

     

            Е. В. Калюжная,  

            учитель

            начальных классов

            МБОУ СОШ № 17

            «Юнармеец»

Мичуринск - наукоград РФ, 2021

Цель: выявление  знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о сказках;
  • создать условия для пропаганды здорового образа жизни;
  • способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;
  • развивать речь учащихся, читательский интерес, память;
  • воспитывать нравственные качества через сказочных героев и их поступки;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, листы ватмана и фломастеры, плакаты: народные сказки, авторские сказки, волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки;  жетоны, шкатулка (игла, подснежники, мыльные пузыри,  яйцо, стрела, мочалка); костюмы Бабы Яги,  почтальона  Печкина, телеграммы,  2 ведра, шишки; грамоты. Зал украшен иллюстрациями из русских народных сказок.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Ведущий:  

В мире много разных сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!»

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить сказки, которые любили с детства. Как вы думаете, чему учат сказки? О чём они?

- Вот мы, вспомним сказки и поучимся доброте у сказочных героев.
Вед: В нашей конкурсной программе принимают участие команда «Колобок» и команда «Жар – птица», а оценивать их будет «Совет мудрейших» – жюри. – Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. За правильный ответ – жетон. Все ваши ответы будет оценивать жюри и  в конце конкурса объявит  результат.

И так, мы начинаем «Сказочный денёк», будем гулять по сказочному лесу. Крикнем  вместе: «Здравствуй сказка!»

Чтец:

О чём- то скрипит половица и спице опять не спится;

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица

Меняются звуки  и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка….

I этап. Разминка.

 – Сказки бывают народные, а бывают авторские (плакаты). Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки.

- А почему они так называются? (Называются они так потому, что их придумал народ.  Кто то начнет сочинять, а кто - то продолжит или закончит. Народные сказки передавались из поколения в поколения). Какие народные сказки вы знаете?

- А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

- Ребята нашего класса получили задание: нарисовать иллюстрацию к эпизоду сказки. Сейчас они нам представят свои рисунки, а вы постарайтесь отгадать сказку и определить к какому виду она  относится. (Дети распределяют  рисунки: народные сказки или авторские сказки). Ученики получают жетоны.

II этап. “Хорошо ли ты знаешь сказки”. Каждой команде по 3 вопроса. Если команда не может дать ответа вопрос переходит другой команде.

 За правильный ответ – жетон).
Вопросы:

1. Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я всё стал видеть злым и безобразным».

( Кай. Х. Андерсен «Снежная Королева»)

  1. В какой сказке братец не послушался своей сестрички и превратился в животное? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  2. В какой сказке лесной зверь обманул девочку и выбрал короткую дорожку? (Красная шапочка - волк)

1. Какой серый зверь обидел маленьких козлят? (Волк и семеро козлят – волк)

    2. Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской    народной сказки , чтобы попасть во дворец к царю? (Емеля – на печи,  «По щучьему велению)

    3. Как Маша из сказки: «Маша и медведь» вернулась домой к дедушке и бабушке? (В коробе у медведя за спиной)

III этап. «В гостях у сказки».

 - Сказки  бывают волшебные,  бытовые и о животных.

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

Это и стандартное начало – «Жили-были в некотором царстве в некотором государстве…», или финал «И я там был, мед-пиво пил…», и стандартные формулы вопросов-ответов «куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь», и другие.

Бытовые сказки отличаются от волшебных. В их основе лежат события каждодневной жизни. Здесь нет чудес и фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др. Это сказки о женитьбе героев и выходе героинь замуж, исправлении строптивых жен, неумелых, ленивых хозяйках, господах и слугах, об одураченном барине, богатом хозяине, барыне, обманутой хитрым хозяином, ловких ворах, хитром и смекалистом солдате и др. Это сказки на семейно-бытовые темы. В них выражается обличительная направленность; осуждается корысть духовенства, не следующего священным заповедям, жадность и завистливость его представителей; жестокость, невежество, грубость бар-крепостников.

С симпатией в этих сказках изображен бывалый солдат, который умеет мастерить и рассказывать сказки, суп варит из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть черта, барина, глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуаций.


В сказках
о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка".

Инсценировка русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».


IV этап. Сказочная шкатулка (по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке?).

1. С помощью этого предмета находящегося внутри шкатулки, можно смастерить разные вещи, а можно убить страшного злодея из русской народной сказки? (игла – Кощей бессмертный).

2. В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, что бы угодить мачехе и её дочке? (подснежники- 12 месяцев).

3. Что за предмет, который находится в шкатулке от смеха погиб? (3 героя отправились путём через реку, один из героев от смеха погиб - Пузырь, соломинка и лапоть).

4. Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? (яйцо – Курочка ряба).

5. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл счастье – мудрую жену, которая была заколдована? (стрела – Царевна лягушка).

6. Здесь находится вещь, которую съел крокодил, скажите, что это веешь, как называется сказка? ( Мочалка – Мойдодыр»).

V этап.  Остановка возле леса и встреча со сказочным героем.

Почтальон Печкин.

(Он несёт в сумке телеграммы от сказочных персонажей, но они не подписаны и просит детей помочь разобраться в адресе телеграмм).

1. Вот вам телеграмма от гиппопотама…Приезжайте в Африку скорей и спасите моих малышей. (Гиппопотам – Доктор Айболит).

2. «Приплыви ко мне рыбка, смилуйся, дай новое корыто. Умоляю… (сказка о рыбаке и рыбке – старик).

3.  Буду, буду умываться по утрам и вечерам» (Мойдодыр – грязнуля).

  1. Котик – братик, выручай. Уносит меня лиса  - а  - а. (Кот, петух и лиса- петух).
  • “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
  • “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
  • “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
  • “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
  • “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
  • “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
  • “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

VI этап. «Дополни имя».

Ведущий:  - Сказочные герои часто носят длинные имена. Сейчас, я буду говорить одну часть имени, а вы – вторую.

Задания: Кощей… (Бессмертный), Елена .. (прекрасная), Иван…(Царевич), Василиса…(премудрая), Мальчик с …(пальчик), Змей…(Горыныч), Крошечка…(Хаврошечка), Конёк (Горбунок), Заяц…(Хваста).
VII этап. Приход Бабы Яги.

Ведущий:  - Отгадайте загадку кто к нам сейчас придет?

Всех она пугает, всем мешает. На ступе летает!»

Яга (поёт песенку):

Я летела на метле,

Пироги пекла в золе,

Да загадки сочиняла.

В гости к лешему сходила –

Все отгадки позабыла.

Помогите мне ребятки,

Отгадать мои загадки!

Загадки:

1.Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

2.У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они гудят. (Гуси – лебеди)

3. Был друг у Ивана

Немного горбатым,

Но сделал счастливым

Его и богатым. (Конёк – Горбунок)

4. Тем, что кормит нас досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна (Скатерть – самобранка)

  1. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовёт и ,

В дороге слёзы льёт (Федора).

Ведущий:

-  Молодцы ребятишки,

Знаете отгадки!

Игра с Бабой Ягой  «Кто вперёд на ступе!»

VIII этап. Эстафета “Юный художник”.

– Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился ……..
(колобок)

– Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.) 

4 конкурс  «Путаница».

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев.

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2 команда

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

X этап. «Музыкальный калейдоскоп».

Ведущий:  - Узнайте песенку героя и подпевайте:

а) песенка Красной Шапочки;

б) волк и семеро козлят (песня козы);

в ) песенка колобка;

г) «…Я водяной»;

д) «Снегурочка»;

е) Буратино.

(Дети подпевают знакомые песенки из мультфильмов, сказок).

Ученики  читают стихи.

 Сказка по лесу идёт-

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

 Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка умница и прелесть

С нами рядышком идёт.

 Чтобы,

Чтобы,

Чтобы снова

Добрый злого победил!

 

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

 

В сказке солнышко горит

Справедливость в ней царит!

Сказка-умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

Подведение итогов жюри.

 

Ведущая:  -- Вот и закончился «Сказочный денёк». Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

 

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.  Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

 Сказка ложь, да в ней намёк… (добрым молодцам – урок).

Мы жюри попросим все
Подвести итог игре.

 Слово предоставляется Совету мудрейших (Подведение итогов. Награждение победителей).

 (Жюри объявляет результаты конкурса, вручает грамоты.)

Мы со сказкой вовсе не прощаемся,

Мы к ней очень часто возвращаемся.

В сказке – правда, вымысел, намек,

В сказке - радость, счастье и урок.

Ждут тебя тепло, веселье, ласка

В маленькой стране с названьем «Сказка»!

ПЕСНЯ «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» (исполняют ученики 1 класса)

Есть за горами, за лесами

Маленькая страна.

Там звери с добрыми глазами,

Там жизнь любви полна.

Там чудо-озеро искрится,

Там зла и горя нет,

Там во дворце живет жар-птица

И людям дарит свет.

Припев:

Маленькая страна, маленькая страна,

Кто мне расскажет, кто покажет где она, где она.

Эта страна мне только снится,

Но светлый миг придет.

И на крылатой колеснице

Я совершу полет.

Мне час свиданья предназначен

В звездной моей стране

Ждет там меня красивый мальчик

На золотом коне.

Припев.

Льет за окошком дождь осенний,

Дома сижу одна.

Верю в тебя, мое спасенье,

Маленькая страна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Моя мама и я".

Данное мероприятие нацелено  на создание  условий для организации досуга, развитие взаимопонимания между родителями и детьми, привитие эстетического вкуса. Развитие творческого потенциала се...

"Осенины" праздничная конкурсная программа ко дню пожилого человека

Внеклассное мероприятие, которое можно провести в месячник пожилого человека в любом классе в начальной школе....

Конкурсные программы для девочек к 8 марта.

В данной разработке содержатся материалы для проведения конкурсной программы для девочек к 8 марта....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА "СКАЗОЧНЫЙ ДЕНЁК"

МЕРОПРИЯТИЕ, КОТОРОЕ Я ПРОВЕЛА В 1 КЛАССЕ  ВОСПИТЫВАЕТ В ДЕТЯХ СПЛОЧЁННОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ СКАЗОК. ДЕТЯМ МЕРОПРИЯТИЕ ПОНРАВИЛОСЬ. ДЕТИ ВО ВРЕМЯ МЕРОПРИЯТИЯ РАБОТАЛИ В ГРУППАХ, ...

Сказочный денёк

Игра КВН по литературному чтению для учащихся 1 -3 классов...

Сказочный денёк

Внеклассное мероприятие «Сказочный денёк» способствует привитию интереса к чтению. Включает в себя викторины, ребусы, загадки и кроссворды....

Конкурсная программа " Сказочный чемпионат" 2-3 классы

Развивать познавательные способности, быстроту реакции и внимание....