Методическая разработка внеклассного мероприятия «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ», с элементами театрализации
методическая разработка (4 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия  «СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ», с элементами театрализации.Форма проведения в виде игры-путешествия по островам -эффект увлекательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саконская средняя школа»

Тема занятия: Внеклассное мероприятие

«СЕКРЕТЫ ЗДОРОВЬЯ».

Подготовила и провела учитель начальных классов:

Сыхраннова Любовь Ивановна

Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования.

 В современных условиях  проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психологические нагрузки. 

Весьма существенным фактором  «школьного нездоровья» является неумение детей самих быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья.

Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является сегодня актуальным.

Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Понимая, что только здоровый ребёнок способен успешно овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении.

Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию через игру.

Поэтому своё мероприятие я провела в виде игры-путешествия по островам -эффект увлекательности. А так как дети очень любят сказки и чтобы побывать в мире сказок, им  показали сценку «Секреты здоровья».

Цель:  актуализация и расширение знаний школьников о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения и укрепления здоровья, сформировать  у них  необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

2. Сформировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

3. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя    нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • учащиеся научатся понимать, что здоровье - главное и невосполнимое богатство человека, которое необходимо беречь;
  • научить детей нести личную ответственность за свое здоровье, принимать правильное решение, т. е. определять конкретные действия, их последовательность и порядок, ориентированные на сохранение собственного здоровья.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные УУД:

  • Учащиеся научатся устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
  • сформировать у школьников определенный объем знаний, представлений о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, определить при помощи дидактических упражнений, поговорок, заданий на сравнение, обсуждения утверждений, компоненты здоровья человека.

Регулятивные УУД:

  • учащиеся научатся оценивать результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
  • воспитание уважительного бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать у учащихся понятие здоровый образ жизни, умение отстаивать свою точку зрения, воспитать в детях тепло, доброту, радостное настроение.

Коммуникативные УУД:

  • учащиеся научатся воспринимать другие мнения, формулировать свои мнения и позицию.

Предметные результаты:

- определение понятия «здоровый образ жизни»

- способствовать формированию мотивации соблюдения здорового образа жизни.

учить навыкам соблюдения правил здорового образа жизни, заботиться о своём здоровье.

Межпредметные связи: литературное чтение, физическая культура.

Методы и формы: наглядный, проблемный, частично – поисковый, объяснительно–иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная, активные методы обучения.

Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология проблемно - диалогического обучения
  • Технология оценки учебных успехов
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Метод решения учебных задач
  • Технология сотрудничества

ХОД УРОКА:

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Звучит музыка ( Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Михайлова “Будьте здоровы!”)

Каждый день по утрам

Делаем зарядку очень нравится нам

Делать по порядку.

Весело шагать, руки поднимать.

Приседать и вставать, прыгать и скакать.

Сначала буду маленьким к коленочкам прижмусь

Потом я вырасту большим до лампы дотянусь.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Говорю вам “здравствуйте”, а это значит, что всем вам желаю здоровья. Почему в приветствии всегда звучит пожелание друг другу здоровья? Потому что здоровье для человека самая главная ценность.

Главное в жизни - это здоровье! 
С детства попробуйте это понять!
 
Главная ценность - это здоровье!
 
Его не купить, но легко потерять.

Здоровье -это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение и постарайтесь определить тему нашего урока.

На зарядку становись,

Подтянись и улыбнись!

Надо спортом заниматься,

Упражняться, закаляться.

Начиная новый день,

Прогони хандру и лень.

А вот вредные привычки

Надо людям позабыть.

И здоровые детишки

Будут долго – долго жить!

- О чём мы с вами будем говорить на уроке?

- О здоровом образе жизни.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в очень необычное путешествие. Приглашаем вас всех принять в нем участие и, конечно хорошо подумать  над тем, что вы увидите и услышите.

Итак, путешествие начинается на нашем корабле, который нас доставит  до острова чистоты и порядка « Секреты здоровья».

 

Наш первый остров - Грязнулькино.

Здесь живут люди, которые совсем перестали заботиться о чистоте и здоровье. Они не моют руки и не чистят зубы, не пользуются носовым платком.

Как вы думаете ребята, правильно они делают?

Ученики: Нет.

  1. Утром и вечером нужно чистить зубы, умываться. Руки надо мыть перед едой, после прогулки, после посещения туалета. Мыть шею, уши и лицо. Микробы, которые находятся у нас на руках приводят к многим болезням, если их не мыть.
  2. Если не чистить зубы, то они разрушаются от кариеса. На зубах все время образуется мягкий налет- это микробы, которые и разрушают зубы и десны. Этот налёт удаляется легко при  помощи зубной пасты и щетки. Только не надо забывать менять зубную щетку через три месяца.
  3. Нельзя выходить из дома без носового платка. Если человек чихает и кашляет, то капельки вылетают изо рта и могут заразить большое количество людей. Зато носовой платок может задержать почти все эти микробы.
  4. Люди живущие на острове Грязнулькино, перестали заботиться о своих  волосах, мыть и подстригать  их.

        -  Их надо расчесывать несколько раз в день, не спеша, аккуратно, чтобы они не  обрывались. Длинные волосы надо расчесывать с концов, нельзя пользоваться   чужой расческой. Надо их мыть шампунем, стричь каждый месяц.

Учитель: Правильно, молодцы все вы, поэтому мы с вами не останемся на этом острове, где все ходят грязные и лохматые, а  поплывем дальше.

  Второй остров Лентяйск.

Этот остров находится совсем недалеко от острова Грязнулькино, да и жители очень похожи друг на друга. Ведь лентяи чаще всего бывают неряхами и грязнулями. Им  лень умываться, чистить зубы, убирать в комнате, застилать свою постель. Вот послушайте, о чем мечтает один из жителей этого острова:

       Если б мыло приходило

       По утрам ко мне в кровать

       И само меня бы мыло-

       Хорошо бы это было!

       Если б книжки и тетрадки

       Научились быть в порядке,

       Знали все свои места-

 Вот была бы красота!

 Вот бы жизнь тогда настала!

 Знай гуляй да отдыхай!

 Тут и мама б перестала

 Говорить, что я лентяй.

Учитель: Как вы думаете, что нужно делать, чтобы вас не назвали лентяем?

     А сейчас время  физкультминутки:

    Вот мы руки развели.

    Словно удивились

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились!

    Наклонились, выпрямились

    Наклонились, выпрямились

    Ниже дети, не ленитесь

    Поклонитесь, улыбнитесь.

Дыхательное упражнение «Аромат цветов». 
(Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и, продолжительно выдыхая, произносят: «А-ах!»). 

Учитель: Лентяи скучают на уроках, плохо учатся, они не любят чисто писать в тетрадях, читать. Они не помогают никому, никого не любят.

Итак, путешествие продолжается. Остров « Загадкино».

 Здесь живут очень любознательные ребята. Они много читают и любят загадки.

  1. Целых 25 зубков

Для кудрей и хохолков

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.              (расчёска)

  1. Ношу их много лет,

А счету им не знаю

Не сеют, не сажают

Сами вырастают.           (волосы)

  1. Гладко, душисто

Моет чисто,

Нужно, чтобы у каждого было « Что, ребята?   (мыло)

  1. Костяная спинка,

На брюшке щетинка,

По частоколу попрыгала

Всю грязь повыгнала.        (зубная щётка)

  1. Лег в карман и караулю

Реву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз.

Не забуду и про нос.      (носовой платок)

  1. Вот какой забавный случай!

Поселилась в ванной туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

На полу не видно луж,

Все ребята любят                    (душ)

  1. Помойся хоть немножко,

Чернила  смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня.             (полотенце)

Учитель:  Молодцы, хорошо знаете тех, кто помогает нам поддерживать  чистоту.

А теперь мы подплываем к острову « Чистюль».

 

Посмотрите, какой он красивый и чистый! Все улыбаются, потому что у них  белые зубы. На этом острове живут ребята, которые  приготовили для вас сюрприз-это сценка.

Сценка « Секреты  здоровья»

Сцена 1.

Котик.

-Ах, как хорошо сегодня я спал.

  Солнышко уже светит.

  День хороший наступает

  Солнце светит нам с утра,

  И природа оживает,

  Всех будить уже пора!

  Здесь живут доктора лесные;

  Всем зверям, кто к ним идут,

  Возвращают силы.

- Машенька, вставай, солнышко уже взошло.

Маша.

Здравствуй, котик, доброе утро!

Котик: Мур-мур, мур-мур.

Маша: Давай, Мурзик, пока бабушка с дедушкой не проснулись, наведем порядок во дворе: я воды налью, а ты двор подметешь!

Котик: С удовольствием.

Маша: Ну вот, теперь всё в порядке, можно будить бабушку с дедушкой. Бабушка, дедушка, доброе утро!

     Бабушка: Доброе утро, внученька!

Дедушка: Здравствуйте, малыши!

Маша и котик: Здравствуйте!

Бабушка: Ты посмотри, дедушка, какая чистота вокруг! Ай, да внученька!

Дедушка: Да, Машенька, молодец ты.

Маша: Это мы вместе с Мурзиком порядок наводили.

Дедушка: Молодцы!

Я хочу, друзья, признаться,

Что люблю я по утрам

Физзарядкой заниматься,

Что советую и всем.

Всем зарядку делать надо

Много пользы от неё

А здоровья – вот награда

За усердие твоё!

- Ну что ж, друзья, на зарядку – становись!

    Бабушка: Ох, сколько бодрости прибавилось! Теперь надо умываться.

Маша: Вот Мурзик – чистюля. Как хорошо у тебя шёрстка блестит на солнце! Молодец! На, пей молочко.

Бабушка: Маша!

Маша: Иду, иду!

Бабушка: Сходи, пожалуйста, в нашу аптеку за лекарствами.

Сцена 2.

Мартышка: Ох как живот болит!

Миша:  Что с тобой, Мартышка?

Мартышка: Миша, так живот болит, что сил никаких нет!

Миша: Наверное, съела что-нибудь грязное?

Мартышка: Нет.

Миша: А это, что такое? Да это бананы! А покажи-ка мне свои лапы, Мартышка.

Ой, какие они грязные! Ребята, посмотрите, какие у неё грязные лапы! Мартышка, как тебе не стыдно с такими грязными лапами бананы уплетать! Пойдём сейчас же к ручью и с мылом вымоем лапы. Вот к чему приводит лень. Придётся тебе идти к врачу.

Мартышка: Ой, не надо, я боюсь, вдруг мне живот разрежут! Я лучше погрею животик на солнышке.

Миша: А я тебя попробую развеселить, и помогут мне мои друзья.

Мартышка: Нет, Миша, ничего меня сегодня не радует. Проводи-ка ты меня лучше к врачу.

Миша: Ладно, я дорогу к доктору хорошо знаю, там живет моя подружка Машенька.

       Идут, а навстречу к ним идёт лиса с перевязанной щекой.

Лиса: Ой- ой- ой!

Миша: А это что у тебя, лиса,  за повязка?

Лиса: Ох, Миша, так зуб болит!

Миша: Пойдем с нами тоже к врачу.

      Идут, а навстречу Маша.

Маша: Здравствуйте, звери! А что это вы такие невеселые?

Миша: Здравствуй, Машенька! Разболелись мои друзья: у Мартышки живот болит, а у лисы зуб.

Вместе: Помоги нам, Машенька!

Маша: Ну что ж, друзья, пойдем со мной к моим бабушке и дедушке, они вам помогут.

Сцена 3.

Маша: Вот мы и пришли. Бабушка, я пришла из аптеки, да не одна. Посмотри, кого я к тебе привела.

Бабушка: Сейчас иду, внученька! Здравствуйте, звери!

Звери: Здравствуйте, доктор!

Бабушка: Ну, подходите по порядку. Кто первый?

  - Я! Нет я!

Миша: Не ссорьтесь. Давайте я вас сосчитаю. На ком из вас закончится считалочка, тот и первый.

    «  Шла лягушка по болоту,

      Увидала муравья,

      Подошла к нему, спросила:

      « Как идут твои дела?»

Миша: Ну вот, иди ты первая.

Бабушка: На что жалуешься?

Мартышка: Живот болит.

Бабушка: Что ты ела?

Мартышка: Бананы.

Мишка: Доктор, она грязными лапами ела, от этого у неё живот и заболел.

Бабушка: Ну что ж , придётся тебя полечить таблетками и каплями. Эта болезнь называется « болезнью грязных лап». Что, Мартышка, согласна ли ты выполнять все мои советы?

Мартышка: Я так хочу поправиться, что буду и таблетки и капли пить.

Бабушка: Ну, хорошо. Машенька, отведи её в мой кабинет.

Маша: Вот, Мартышка, поленилась вымыть лапы перед едой, а теперь мучаешься.

           Идет котик.

Маша: Посмотри на Мурзика, он всегда ходит чистый, поэтому и здоров! Пойдём.

          Уходят.

Бабушка: А у тебя, видимо, зуб болит?

Лиса: Очень болит!

Бабушка: Надо позвать зубного врача. Дедушка, к тебе больной пришёл.

Дедушка: Иду, иду! Что у тебя болит лисонька!

Лиса: Зуб очень болит!

Дедушка: Давай посмотрим. Ох, какой у тебя гнилой зуб! Придётся его вырывать.

Лиса: Ой, как мне страшно!

Дедушка: Не бойся, больно не будет, я тебе укол сделаю, и ты ничего не почувствуешь.

Дедушка: Видишь, какой у тебя был гнилой зуб! Это оттого, что ты плохо чистишь зубы и не полощешь рот после еды. Зубы нужно чистить два раза в день, утром и вечером!

Лиса: Мне совсем не было больно. Спасибо вам, доктор! Я теперь всегда буду чистить зубы.

   А теперь посмотрим, как вы усвоили правила здорового образа жизни.

Учитель: Давайте немного поиграем.
Вам мальчишки и девчонки
Приготовили советы.
Если наш совет хороший,
 
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
 
Говорите нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть,
Для здоровья важно:
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет
?(нет) 
Говорила маме Люба:
-Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?  
(нет)

Навсегда запомните, 
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
 
Вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
(Нет)

Работа с пословицами.        
Объясните смысл пословиц и поговорок о здоровье (дети должны были заранее подготовить их) и попробовать объяснить смысл.

      ПОСЛОВИЦЫ:

1. Чистота – залог здоровья.

2. Кто аккуратен, тот людям приятен.

3. Чистота – лучшая красота.

4.Чисто жить – здоровым быть.

5. Чистая вода – для болезней беда.

         6.Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

        7. Дерево держится своими корнями, а человек пищей.

        8. Чтоб здоровым и сильным быть, надо всем с физкультурой дружить.

Учитель: Здоровье потеряешь – всё потеряешь (Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень трудно)

ИТОГ УРОКА:

                            Стихи.

  1. Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда.

Но добиться результата

Невозможно без труда.

  1. Постарайтесь не лениться

Каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться,

Руки  вымойте водой.

  1. Рано вставать, рано в кровать

Завтра на парте не будешь зевать.

  1. Не бойся воды – мойся!

Трудный и долгий день впереди-

Каждую мышцу с утра заряди!

  1. И зарядкой занимайтесь

Ежегодно по утрам.

И, конечно, закаляйтесь-

Это так поможет вам!

  1. Чистят ножи, и кастрюли  и трубы.

Как же не чистить до завтрака зубы?

  1. Вовремя пей, вовремя ешь-

Будешь до старости крепок и свеж.

Ешь не спеша, пусть работают скулы.

Вы же ребята, а не акулы.

  1. В школе учись и не ленись

Книг не марай, и не пачкай тетрадей.

Вредно ребятам лежачее чтенье.

Вредно для книги, вредно для зренья.

  1. Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст друзья!

  1. Мы открыли вам секреты,

Как здоровье сохранить.

Выполняйте все советы

И легко вам будет жить!

      11. До свидания, ребята,

            Приходите в гости к нам.

      Вместе с нами все зверята

Будут очень рады вам!

Учитель:  Ну вот, посмотрите, какими мы с вами станем красивыми, здоровыми, если будем выполнять все советы, секреты здоровья.

 Наше путешествие закончилось. Мы  желаем вам быть счастливыми, здоровыми, не забывать, что ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ.

Рефлексия «Яблоня настроения».

- А теперь я хочу увидеть ваше настроение на момент окончания нашего урока здоровья. Покажите его при помощи нашей яблони настроения.

- Закончить урок мне хотелось бы такими словами:

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

Грустить и петь, смеяться и любить,

Но чтобы стали все мечты возможны,

Должны мы все здоровье сохранить.

   Будьте здоровы!                  

Результативность занятия.

Мероприятие проходило в непринуждённой обстановке.

Форма проведения внеклассного мероприятия в виде игры-путешествия положительно принимается детьми и создаёт высокий уровень эффективности мероприятия.

Данное мероприятие заинтересовало учащихся. Ученики с удовольствием отвечали на заданные вопросы, выполняли задания, активно участвовали в диалогах, беседах, направленные на закрепление основных правил здорового образа жизни и, конечно, с большим интересом смотрели сценку, подготовленную детьми. Это свидетельствует о том, что мероприятие имело обучающий, развивающий и воспитательный характер. Учащиеся усвоили составляющие здорового образа жизни и секреты здоровья.

Психотравмирующих ситуаций на уроке не было. Благодаря смене видов деятельности работоспособность учащихся не снижалась, дети не устали. Поддерживался положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.

Считаю, что мероприятие прошло достаточно эффективно, поставленная цель была достигнута, задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка / В. Ф. Базарный. // Экспресс-контроль в школе и дома. – 2005. - № 6. – 16 с. 
  2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде: истоки, подходы к профилактике / В.Ф. Базарный. – Сергиев Посад, 1995. – 592 с.
  3. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках / С. В. Бутова. // «Начальная школа».– 2006. -  № 8.  – 98 с. 
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги уроки здоровья. 1-5 классы / Н. И. Деректеева. -М.: ВАКО,  2004.-152с.
  5. Ковалько В. И. Школа физкультминуток (1-4 классы) [Текст] : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005. – 208 с. 
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4классы. Педагогика. Психология. Управление/ В. И. Ковалько. -  М.: «ВАКО», 2004. -  296с.
  7. Мандриков В.Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов педиатрических медицинских вузов: монография / В.Б. Мандриков. – Волгоград: ВГТУ, 2001. – 332 с.
  8. Новикова И. М. Формирование представлений о ЗОЖ у школьников / И. М. Новикова - М.: -  Мозаика-Синтез, 2009. – 237 с.
  9. Ситник И. А. Вредным привычкам – нет! [Текст] / И. А. Ситник // Последний звонок. – 2007. - № 10. – С. 14-15.
  10.  Яковлева Е. Н. Дни здоровья [Текст] / Е. Н. Яковлева // Последний звонок. – 2007.  - № 11. – С. 17 – 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Секреты здорового питания»

Материал для детей младшего школьного возраста...

Внеклассное мероприятие "Секреты здоровья"

Это мероприятие можно проводить в рамках недели здоровья, или как классный час. Ребята знакомятся с правилами сохранения здоровья в познавательной форме. В роли сказочных героев выступили учителя. А э...

Самоанализ внеклассного мероприятия "Секреты здорового питания"

Самоанализ открытого внеклассного мероприятия по ЗОЖ "Секреты здорового питания"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Будьте здоровы!"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Будьте здоровы!"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Будем здоровы!"

Текст содержит материалы, которые могут быть использованы для составления сценариев для выступления учащихся во время проведения "Театров здоровья"....

Внеклассное мероприятие "Секреты здоровья,молодости и красоты"

laquo;Секреты здоровья , молодости и красоты» Цель: помощь учащимся в выборе правил поведения и образа жизни, способствующих сохранению здоровья, отказу от вредных привычекЗадачи.-дать опр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Букет здоровья"

Это внеклассное мероприятие расширяет знание детей о здоровом образе жизни....