Проект "Гиганты прошлого"
проект по окружающему миру

Соколова Светлана Алексеевна

Проект одинозаврах "Гиганты прошлого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_giganty_proshlogo.docx73.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №3 детский сад «Сказка»

Познавательно-исследовательский   проект для детей  старшей группы

«Гиганты прошлого»

                             

                                                       

                                                                                Воспитатель 1 квалификационной категории:

                                                                                                               Соколова Светлана Алексеевна        

   

г.Шахунья 2019г.

Содержание проекта

1. Информационная карта

2. Актуальность выбранной темы

3. Сбор и анализ информации по выбранной теме

4. Реализация плана действий проекта

5. Ожидаемые результаты проекта

6. Фотографии, освещающие процесс реализации социального проекта

Приложение

Список литературы

  1. Информационная карта.

Наименование проекта

«Гиганты прошлого»

Автор проекта

Воспитатель 1 категории

Соколова Светлана Алексеевна

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности в первую очередь, развивает наблюдательность. Основываясь на интересах детей, мы должны создать увлекательный мир познания, который бы помогал проявлению самостоятельного исследовательского интереса, желания заняться продуктивной и творческой деятельностью, чтобы больше узнать об объекте исследования. Выбор данной темы вызван интересом детей к динозаврам. Если детям создать благоприятные условия для самостоятельной поисковой деятельности по теме "Гиганты прошлого", то у них разовьётся интерес к изучению истории древнего мира, значительно расширится кругозор.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

Формирование    познавательного интереса детей старшего возраста к   эпохе  динозавров.

Задачи проекта:

- расширить   представление  детей  об  удивительных  животных  прошлого –  динозаврах: разнообразием  их  видов , внешними особенностями, особенностями   жизни, питания условиями  жизни;

- способствовать развитию познавательного  интереса детей  к   истории  развития  жизни  на планете Земля  ,  к  доисторическим животным  ;

-развивать  стремление отображать в продуктивной  деятельности  полученные  знания ;

- Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей

Краткая аннотация содержания проекта

Данный проект проводился с детьми старшей группы МБДОУ д/c №3 «Сказка» « Непоседы». В проектной деятельности участвовали воспитатели, дети старшей группы, родители. Для реализации проектной деятельности использовались различные формы работы:  тематические беседы, НОД, опыты, наблюдения, праздники, развлечения, игры драматизации направленные на реализацию тематики проекта. Реализация проекта проводилась в 3 этапа.

Сроки выполнения проекта

01.05.2019-01.08.2019

Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта

Фотоаппарат, цветной принтер, ноутбук, наглядные материалы,  дидактические пособия.

Примерная стоимость – 400 руб.

  1. Ожидаемые результаты по проекту

В результате  работы над проектом  :

- расширились   представления  у детей  о  доисторических  животных- динозаврах , условиях их жизни, среде  обитания , видах;

- у детей   появился   интерес   к доисторическим животным – динозаврам;

- дети  отображают  в  поделках, рисунках, макетах  полученные  знания о динозаврах;

-родители  активно включились в совместную проектную деятельность

  1. Актуальность и важность данной проблемы.

Дети  дошкольного возраста развиваются  тем  успешнее, чем  больше они  получают ярких впечатлений, интересной  информации  и чем активнее обмениваются со взрослыми и со сверстниками полученными знаниями. Конкретный проект «Гиганты прошлого»  создаёт среду практических коллективных и индивидуальных действий, которая позволяет детям выявлять и раскрывать в себе творческие способности, наклонности  и  предпочтения; она даёт возможность детям заниматься тем, что детей интересует; нарабатывать  простейшие  исследовательские  методики  и навыки; расширяет кругозор и учит детей не замыкаться в данном опыте, выходить за его границы;  учит улавливать взаимосвязи конкретного изучаемого предмета с окружающими объектами и средой;  и  этим приближает детей, занятых в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира.  Это и есть первые  шаги  юных натуралистов  на территорию научного поиска и новых открытий.

Необходимо отметить, что идея проекта возникла, достаточно спонтанно, после посещения ребёнком нашей группы  вместе с родителями выставки динозавров на ВДНХ.  Эмоциональный рассказ мальчика вызвал всплеск  интереса у многих детей группы, которым они заразили своих родителей, и так возник проект о динозаврах.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Знание истории - помогает развивать в ребёнке познавательно – исследовательские способности, формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение этому растущая любознательность в старшем дошкольном возрасте. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а помочь ее развить. К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность переходит в особую деятельность ребенка со своими мотивами, целями, осознанным намерением понять, как жили динозавры, чем питались, почему вымерли, т. е. дошкольники стремятся узнать новое о мире, хотят упорядочить свои представления об окружающем мире. Сотни миллионов лет назад на планете царствовали динозавры и примитивные млекопитающие. Из-за природных катаклизм от них остались окаменелые скелеты и следы да далекие потомки вроде черепах и крокодилов, благополучно переживших многие земные катастрофы. Проблема исследования была выявлена в процессе рассматривания энциклопедий и чтения художественной литературы. Дети задавали такое количество вопросов, что и подтолкнуло нас к созданию данного проекта. Теме доисторических обитателей планеты в детском саду не уделяют внимание, а она вызывает огромный интерес дошкольников.

 Палеонтологи уже давно спорят о том, когда жили и когда вымерли динозавры. Особенно эта тематика интересует наших маленьких людей – деток. Когда жили динозавры, и почему они исчезли – вопросы, которые часто задают дети. И им нужно постараться дать максимально правдивую и доступную их пониманию информацию. Ведь однозначного ответа  о причине исчезновения динозавров до сих пор нет.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы.

Однажды Кирилл принес в детский сад новую игрушку. Это был большой динозавр. Ребята очень заинтересовались этим необычным животным. Детьми задавалось большое количество вопросов, относительно того, когда жили динозавры, чем они питались, как размножались. В связи с чем, стало понятно, что тема доисторических обитателей планеты вызывает интерес у детей нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причины вымирания динозавров. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных. Кроме того, актуальность темы состоит в том, что это – прошлое нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для разработки данного проекта: «Гиганты прошлого».

Содержание проекта «Гиганты прошлого»

Целевая аудитория – дети дошкольного возраста 5 - 6 лет, педагоги, родители воспитанников.

 Цель проекта: Формирование    познавательного интереса детей старшего возраста к   эпохе  динозавров.

Задачи проекта:

- расширить   представление  детей  об  удивительных  животных  прошлого –  динозаврах: разнообразием  их  видов , внешними особенностями, особенностями   жизни, питания условиями  жизни;

- способствовать развитию познавательного  интереса детей  к   истории  развития  жизни  на планете Земля  ,  к  доисторическим животным  ;

-развивать  стремление отображать в продуктивной  деятельности  полученные  знания ;

- Привлечь родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создать атмосферу общности интересов для развития и воспитания детей

Срок реализации проекта: 1 мая 2019 – 1 августа 2019.

Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой, среднесрочный.

Формы реализации проекта:

-беседы;

-опыты;

-рассматривание иллюстраций, макетов, игрушек;

-чтение художественной литературы;

-дидактические игры;

-компьютерные презентации;

-творческая мастерская.

Продукты реализации проекта:

• Создание альбома «Гиганты прошлого»

• Создание макета «Эра динозавров»

   Выставка игрушек динозавров

• Итоговое мероприятие квест-игра «По следам динозавров».

3. Сбор и анализ информации по избранной теме

  • Наблюдение за детьми.
  • Беседы с воспитанниками.
  • Постановка цели проекта.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Составление плана работы.
  • Подбор методических материалов и информационных ресурсов.
  • Наполнение предметно-развивающей среды в группе.
  • Составление информационных буклетов и консультаций для родителей.

  1. Реализация плана действий проекта

1 Этап – подготовительный

Задачи

Мероприятия

Сроки

Повышение собственной профессиональной компетентности.

-Подбор и изучение методической литературы.

-Подбор диагностического материала.

1-3 неделя мая

Педагогическое просвещение родителей.

- Оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта,

 - Подборка фото, литературы.

 - Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Создание условий для организации работы.

- Подбор и приобретение дидактического материала.

 - Приобретение и изготовление настольно-печатных и дидактических игр.

2 этап – основной

Мероприятия проведенные с детьми

- Беседа по иллюстрациям и фотографиям «Кто такие динозавры и когда они жили?» Беседа «Жизнь и гибель динозавров»

-чтение художественной  литературы (Приложение 1),

- просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций (Приложение 2),

-  организованная деятельность по ознакомлению с динозаврами:

• НОД по ручному труду «Поляна с динозаврами»;

• НОД по лепке «Динозавры»;

• НОД   «Жили-были динозавры» (приложение 3);

-дидактические игры «Кто спрятался в мешочке» «Найди одинаковых динозавров» «Найди отпечаток динозавра» «Найди лишнее в каждой строчке», «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Я начну, а ты продолжи», «Что сначала, что потом»;

-рассматривание иллюстраций и энциклопедий «Динозавры».

-Настольные игры: «Мир динозавров» Пазлы «Динозавры» Домино «Динозаврики» «Собери картинку» Самостоятельные сюжетные игры с игрушками – динозаврами.

-Викторина «Планета динозавров».

-Экспериментальная деятельность: «Растущее животное - динозавр»

-Конструирование из различных видов конструктора «Динозавры».

-Работа в раскрасках «Динозавры»

-Слушание песен из м/ф «Поезд динозавров». Разучивание песни «Мне приснился динозаврик»

-Подвижные игры: «Тиранозавр и диплодоки», «Поймай хвост динозавра» Игра малой подвижности «Хищники и травоядные» Физкультминутка «Динозавры» Пальчиковая гимнастика «Динозавры»

В  течение всего проекта

Работа с родителями

-проведение  консультации на тему «Зачем детям знать о динозаврах» (Приложение 4) ,

-Предложить родителям совместно с детьми нарисовать рисунок и подготовить небольшой доклад о наиболее понравившемся динозавре. 

-организация выставки детских рисунков по теме.

В течении всего проекта

3 этап – заключительный

- Итоговое совместное  мероприятие квест-игра «По следам динозавров» (Приложение 5),

- Создание макета «Эра динозавров».

Последняя неделя проекта

  1. Ожидаемые результаты по проекту

• повысится уровень знаний о вымерших животных.

• обогатится словарный запас детей.

• познакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла, освоят способы работы с различными пластическими материалами.

• разовьётся творческое воображение и конструктивное мышление.

работа над проектом поможет участникам:

детям:

приобрести знания об эпохе динозавров;

расширить представление о видах динозавров.

педагогам:

накопить информацию и лучше понять идеи и действия детей дошкольного возраста врамках образования для устойчивого развития;

родителям:

активно участвовать в проектной деятельности, через совместную познавательно - исследовательскую деятельность.

- для детей

• дети получат знания о динозаврах: об условиях их жизни, видах, среде обитания;

• развитие умение самостоятельно получать и фиксировать новые знания;

• воспитание экологического сознания;

• повышение познавательной активности.

- для педагогов

• повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);

• повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников;

• удовлетворенность работой.

- для родителей

• установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

• приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

1.Дети приобретают опыт совместной работы и реализации своих творческих потенциалов.

2.Расширение кругозора у детей, их знакомство с историей развития

жизни на земле.

3.Ознакомление с некоторыми видами динозавров, их особенностями.

4.Участие детей в выполнении тематических поделок и фигурок динозавров.

5.Рисование изображения полюбившихся детям динозавров.

6.Приобретение родителями  для своих домашних библиотек книг, энциклопедий и буклетов по теме проекта.

7.Подготовка совместных детско-родительских докладов по теме проекта

Вывод:

В процессе реализации проекта, результат получился достаточно интересным. Ребята  расширили кругозор и повысили уровень знаний о динозаврах.

Таким образом, у ребят повысилась познавательная активность.

Такая работа позволила нам систематизировать представления детей, вызвать интерес к вымершим животным.

 Таким образом, в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт, который позволяет помочь детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению.

Подводя итоги, можно сказать, что в ходе выполнения проекта дети получили знания о жизни динозавров была создана книга раскрасок  «Эпоха динозавров», также изготовлен макет «Эра динозавров»

В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:

• Социальная – дети взаимодействовали друг с другом.

• Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки, сказки.

• Информационная – получали информацию из разных источников и делились ею.

• Деятельная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта.

• Здоровьесберегающая – играли в подвижные игры по данной теме. Поэтому и считаю проект «Гиганты прошлого» успешным.

  1. Фотографии, освещающие процесс реализации социального проекта.                                                

Приложение 1.

Чтение художественной литературы:

  • Башкирова Е. Невиданные животные: Сказка о жизни динозавров// Дошкольное воспитание.-1998.-№8.- с.82-83.
  • В гостях у почемучки// Веселые уроки.-1998.-№2.-С.2-3.
  • Диденко М.В. Про динозавров: моя первая книга о животных/ М.В.Диденко; худож. В.Д.Колганов.-Москва: Дрофа-Плюс, 2008.-144c.: ил.-(Познаём мир).
  • Динозавры/ пер. с англ. Л.Яхнина, А.Зайцевой.-Москва: Кристина и К: TIME-LIFE, 1994.-87c.: ил.-(Моя первая энциклопедия).
  • Динозавры и планета Земля: Пер. с англ./ Ред. Е.С.Аксенова; Пер. Е.В.Комиссаров.-М.: Росмэн, 1996.-64с.: ил.-(Хочу все знать).
  • Ершов И. Приключения Незнайки в ЛЕГО-Парке и динозавры: Повесть-сказка/ И.Ершов; Худож. А.Штыхин.-Минск: Современная лит.: Диалог, 1994.-159с.: ил.-(Приключения Незнайки).
  • Карде И. Что едят динозавры?: стихи для детей/ И.Карде; худож. А.Яковлев.-Москва: Априори-Пресс, 2011.-48c.: ил.-(Книжулечка).
  • Коржиков В.Т. Коготь динозавра: повесть/ В.Коржиков.-Москва: Планета детства: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.-190[1]с.-(Любимое чтение).
  • Крюкова Т. Динозаврик ищет маму/ Тамара Крюкова; Худож. Наталья Соколова.-Москва: Аквилегия-М, 2006.-47c.: ил.
  • Кузнецов А. Ящер из Котельнича// Вокруг света.-1997.-№4.-С.22-27.
  • Лебедев В. К динозаврам в гости: [Палеонтологический музей им. академика Ю.А.Орлова, Москва]/ Владимир Лебедев// А почему?: журнал для мальчиков, девочек и их родителей о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом.-2008.-№10.-С.14-17.-(Музеи мира).
  • Маттер Ф. Волчонок и динозавры: пер. с фр./ Ф.Маттер; пер. М.Д.Яснов.-Москва: Рипол классик, 2010.-24c.: ил.-(Приключения Волчонка).
  • Мэлам Д. Большая иллюстрированная энциклопедия динозавров: пер. с англ./ Д.Мэлам, С.Паркер; пер. Ю.Амченко; худож. Н.Берджин и [др.].-Москва: Махаон, 2008.-255с.: ил.
  • Сабуда Р. Энциклопедия древностей. Динозавры: [книжка-игрушка]: пер. с англ./ Р.Сабуда, М.Рейнхарт; ил. авторов; пер. С.Крускоп.-Москва: Розовый жираф, 2007.-10с.: ил.
  • След динозавра: Рассказ о древних животных /Худож. Р.А.Варшамов.-М.: Росмэн, 1993.-191с.: ил.-(Мир животных).
  • Харрис Н. В поисках динозавра: пер. с англ./ Н.Харрис; худож. П.Деннис.-Москва: Астрель, 2012.-48c.: ил.-(Ключ времени).
  • Яковлева И.Н. След динозавра: рассказ о древних животных/ И.Н.Яковлева; Худож. Р.А.Варшамов.-М.: Росмэн, 1993.-191с.: ил.-(Мир животных).

Приложение 2

Мультфильмы о динозаврах:

1.Земля до начала времен

2.Ледниковый  период 3. Эра динозавров.

3.История динозавра.

4.Гора динозавров.

5. Вася и динозавр.

6. Остров динозавров

7. Хороший динозавр.

8.Диномама.

9. Прогулки с динозаврами.

Мультимедийные презентации:

1.Динозавры. Кто они?

2. Путешествие в прошлое, к динозаврам.

3. Мезозойская эра.

4. Почему вымерли динозавры.

Приложение 3

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Жили-были динозавры»

Программное содержание:

закрепить знание детей об изменениях в окружающем мире и на планете Земля;

помочь детям представить образ животного, жившего в далёком прошлом, до появления человека на земле;

воспитывать у детей стремление к познанию, развивать связную речь, учить отвечать на вопросы полным и четким ответом, развивать творческое воображение детей (имитировать движения и звуки динозавров);

развивать мелкую моторику рук, закрепить навыки лепки.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением разных видов динозавров, пластмассовые фигурки динозавров, книги о динозаврах из серии «Моя первая энциклопедия», альбом «Детям о динозаврах», пластилин.

Предварительная работа:

чтение стихотворений и историй про динозавров, игры с фигурками динозавров, рассматривание книг, иллюстраций, видео презентации «Всё о динозаврах», мультфильма «Земля до нашей эры»

Ход занятия:

Дети стоят перед выставочной экспозицией с фигурками динозавров, иллюстрациями различных видов динозавров.

Воспитатель:

– Ребята, внимательно посмотрите на эти иллюстрации, кто на них изображен?

Дети:

– Разные динозавры.

Воспитатель:

– Действительно, динозавры жили на нашей планете много миллионов лет назад. «Ужасный ящер», так переводится слово «динозавр» с латинского языка. Учёные нашли много видов динозавров: все они отличались друг от друга внешним видом (у некоторых были наросты в виде различных рогов и шипов, длинные шеи, короткие передние лапки, когти, окраской, величиной, средой обитания. Были такие, которые жили в воде, летали в небе, передвигались на двух ногах. Среди них были гиганты и карлики, были те, которые питались насекомыми, травой, а были плотоядные или хищники.

Воспитатель:

– Ребята, посмотрите на фигурки динозавров, возьмите их в руки, рассмотрите, потрогайте щипы, рожки, ноги, посмотрите на внешний вид. А теперь давай те попробуем их описать и поиграем в игру «Опиши динозавра» (дети описывают игрушки, характерные особенности, 3-4 человека).

Воспитатель:

– Дети, если у динозавра есть шипы на хвосте, то он какой?

Дети:

– Шипохвостый.

Воспитатель: А если у динозавра длинный хвост? А если короткие передние лапы? Если острые зубы? А если крылья? А если питается травой?

Дети:

–Длиннохвостый, коротколапый, острозубый, крылатый, травоядный.

Воспитатель:

–Молодцы! Динозавры существовали как травоядные, так и хищники с острыми зубами, огромными когтями, мощными челюстями. Как вы думаете, зачем им это нужно было?

Дети:

– Для того, чтобы нападать на других динозавров и питаться.

Воспитатель:

– Но среди травоядных динозавров тоже были с рогами, шипами, пластинами. Для чего они им были нужны? (ответы детей) – Правильно, для того, чтобы защищаться от хищников, для устрашения других динозавров.

Воспитатель:

– Ребята, а теперь давайте представим, что мы с вами попали в лес, где живут разные динозавры. Как надо себя вести в таком лесу? (ответы детей: тихо, осторожно). – Давайте, с вами поиграем в игру «Хищники и травоядные» (дети играют в игру малой подвижности).

Дети становятся вкруг и делятся на две команды – на «Хищников» и «Травоядных». Дети начинают движение по кругу. По команде воспитателя«Хищники!» – дети «хищники» принимают позу нападения и угрожающе рычат, а дети «травоядные» приседают на корточки и замирают. По команде воспитателя«Травоядные!» – дети «травоядные» имитируют движения динозавров, поедающих корм (вытягивают шеи, встают на носочки, иммитируют щипание листьев, травы, а дети «хищники» замирают в позе нападения. Игра проводится 2-3 раза по желанию детей.

Воспитатель:

– А теперь, ребята, садитесь тихонько на ковер, чтобы не разбудить динозавров и послушаем стихотворения о них (дети рассказываю заранее приготовленные и выученные стихотворения о динозаврах).

Данька любит динозавров:

Их рисует целый день.

Птерозавров, бронтозавров,

Рисовать ему не лень,

Самых древних на планете,

Тех, что вымерли давно,

И рисует он, и лепит,

Посмотрев про них кино.

Что творится в нашем доме?

Динозавры там и тут:

На диване, на балконе,

Даже в Данькином альбоме

Динозаврики живут.

В. Пахомов

Очень страшный, крупный хищник,

Как ножи, его зубищи.

Вымер он давным-давно,

Встретить можно лишь в кино

Мы собрали рюкзаки, и одели сапоги,

Чтоб не просто погулять - Динозавра отыскать.

Где же нам его найти?

Может, в Африку пойти?

- Нет, - сказал нам бегемот, -

Динозавр здесь не живёт.

Нет его в полярных льдах,

Нет на дальних островах,

Не видали его звери

Ни в саваннах, ни в горах.

А в пустыне лишь верблюд, -

Динозавра нет и тут.

Наконец его нашли

Мы, когда в музей пришли.

Е. Аэрова

Воспитатель:

– Ребята, правда, замечательные стихи? Вот посмотрите, в нашем городском музее была выставка динозавров и многие из вас посещали её (просмотр семейных стенных газет о походе в музей).

Воспитатель:

– А знаете ли вы, что динозавры (и хищники и травоядные) были заботливыми родителями. Мамы-динозаврихи – самки, терпеливо высиживали отложенные яйца, и покидали их только для того, чтобы поесть, а иногда оставались голодными, потому что боялись оставить гнездо, потому что могли напасть хищники (рассматривание иллюстраций о детёнышах динозавров, о яйцах динозавров).

– Ребята, назовите самого грозного и опасного для всех динозавров хищника, который охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров»(ответы детей). Правильно, это Тираннозавр (показ фигурки Тираннозавра). Давайте найдем его на плакате «Динозавры», посмотрите, задние ноги тираннозавра были сильными и мускулистыми, а передние – маленькими. Челюсти Тираннозавра были с зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же острыми. А давайте сейчас попробуем показать, как Тираннозавр двигался: будем делать большие шаги, громко и грозно рычать и топать (дети изображают динозавра).

Воспитатель:

– Ребята, отгадайте загадку: этот динозавр был втрое выше и в десять раз длиннее, чем слон, питался травой и листьями с деревьев, его шея была длинной? (ответы детей – Диплодок, показ иллюстрации) – Давайте походим как Диплодоки, высоко подняв голову и вытянув шею, как будто срываем листочки с дерева (дети изображают динозавра).

Воспитатель:

– А теперь посмотрите сюда, кто это? (показ картинки носорога) – ответы детей – Правильно, носорог! А какие динозавры были похожи на носорогов? (ответы детей) – Да вот они (показ игрушек и иллюстраций, они носили костяные воротники, на голове у них были рога и наросты, они были очень тяжёлые, сердитые и ни кого к себе не подпускали. Еще существовали динозавры, которые могли летать – это летающие ящеры и жившие в воде – ихтиозавры или рыбоящеры (просмотр иллюстраций). – Ребята, посмотрите сюда, у нас здесь есть макет земли с озером, лесом, деревьями и растениями, но здесь не хватает животных, давайте мы с вами вылепим динозавров и населим нашу землю! (дети присаживаются за столы, лепят животных и «населяют»землю).

Воспитатель:

– Ребята, куда мы сегодня путешествовали? (ответы детей) – Правильно, в лес, где жили динозавры! Ваши родители не знают о таком путешествии и думают, что вы просто сегодня в группе играли, расскажите им об этом, и спросите, знают ли они животных, которые являются потомками динозавров (крокодилы, черепахи, ящерицы, змеи).

В конце занятия воспитатель вместе с детьми рассматривают выполненные работы и оформляет выставку для родителей.

Приложение 4

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах»

Всё тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребёнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно.

Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно сравнить с крокодилами, черепахами и змеями. Это огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями.

Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или фанеры. Разместите их в песочнице, присыпав песком. Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина.

Динозавров можно назвать «звёздами телеэкранов». Снимается много фильмов о временах юрского и мелового периодов, леденящих от ужаса кровь. Такие фильмы старайтесь смотреть без детей. А дошкольнику предложите посмотреть мультипликационный сериал «Поезд динозавров». Почитайте сказки о динозаврах: «Сказка о динозавре по имени Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах».

Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными руками. Можно сделать блокнот. Из бумаги, сложенной «гармошкой» вырежьте силуэт понравившегося ребёнку динозавра. Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах» Всѐ тайное и загадочное всегда привлекает детей. Жажда познания может быть удовлетворена в ходе поисково – исследовательской деятельности. Предлагаю Вам расширить представления детей о динозаврах – самых древних животных нашей планеты. Конечно, же все названия динозавров ребѐнку запомнить сложно, но услышать необычные имена этих представителей фауны ему будет очень интересно. Нам понадобятся картон, цветная бумага, компакт – диск, клей, двусторонний скотч и фантазия. 1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно. 2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра. 3. Вырежьте обведѐнные детали. Это может сделать и ребѐнок. 4. Приклейте вырезанные детали на бумагу контрастного цвета, добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2-3 мм. 5. Обведите на листе картона диск, рассчитав его место в соответствии с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы. 6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска. 7. На диск приклейте кусочки двустороннего скотча, отклейте защитную плѐнку и соедините с контуром основы. 8. Дорисуйте маркером или фломастером глаза, наклейте окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов. Вот такая красота получается у нас. Творческих успехов!

Приложение 5

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

hello_html_3888f850.gif


Приложение 10

Список литературы

1.От рождения до школы, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы. –М.:Мозаика-

Синтез, 2012.

2.Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.

Методическое пособие. –М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3.Проекты в ДОУ: Практика обучения детей 3-7 лет, Румянцева Е.А.

Волгоград: Учитель, 2014.

4.Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». –М.: «Скрипторий 2003»,2011.

5. Конспекты занятий по обучению детей пересказу, старшая группа, Лебедева Л.В. И др., Учебно-методическое пособие –М.: ООО Центр педагогического образования, 2009.

  • Программа «от рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
  • «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в средней группе» (Г. Я. Затулина)
  • «Развитие игровой деятельности в средней группе» (Н. Ф. Губанова)
  • «Перспективное планирование во 2-ой младшей и средней группе» (Н. С. Голицина)
  • «Конспекты занятий для детей 4-5 лет» (О. Е. Громова)
  • Открытые мероприятия для детей средней группы д/с. (ФГОС)
  • «Лепка», «Рисование», «Аппликация» (Д. Н. Колдина)
  • «Ознакомление с предметами и социальным окружением» (О. В. Дыбина)
  • «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет» (Т. В. Потапова) — М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • «Профессии, какие они?» (Т. А. Шорыгина), Издательство ГНОМ и Д, 2011.


Рассказ «Кто такие динозавры и когда они жили?»

Динозавры – это рептилии, жившие миллионы лет назад. Динозавры властвовали почти 150 миллионов лет. Динозавры были самыми удивительными животным из всех когда – либо живших на земле. Первые динозавры были плотоядными. Растительноядные появились позднее, воспользовавшись буйством окружающей растительности. Одни были размером с цыпленка, другие величиной с современный лайнер. Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой.

Триасовый период.

Триасовый период начался около 250 миллионов лет назад и длился 35 миллионов лет.

Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры. В середине триасового периода появились самые первые представители динозавров.

Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров.

тринаксодон — длина 40 см

Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные.

Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде.

Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер росли древовидные папоротники и хвощи. В триасовом периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней.

Юрский период.

Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет назад и длился около70 миллионов лет. Именно в юрский период динозавры достигли вершины своего расцвета.

Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали лягушки. Моря бороздили морские рептилии-ихтиозавры и плезиозавры. В небе на расправленных крыльях парили летающие ящеры, такие как впафобетор, кетцалькоатли, птерозавр. Рамфоринх был первым летающим ящером. Крыльями ему служили кожистые перепонки между передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних землероек. Но «главными» животными на суше в юрский период стали динозавры. Они встречались повсюду, такие как

травоядные

брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра,

стегозавр–вес 6 -8 тонн, длина – 9 метров,

апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр.

Хищники

диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров.

цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров.

аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров

Облик Земли. В юрском периоде Пангея начала распадаться на части. Образовались два новых континента — Гондвана и Лавразия, разделенных древним океаном Тетис.

Климат по-прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю обрушивались проливные дожди, полноводнее стали реки и озёра. Пустыни исчезали, отступая в глубь континентов. На смену им пришли пышные зелёные леса.

Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности нет ни одного цветка. В юрском периоде произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает пучок раскидистых листьев. На самом деле саговники – нечто о среднее между древними папоротниками и хвойными растениями. Часть видов сохранилась в тропических районах до наших дней. Саговник – настоящее «живое ископаемое».

Меловой период

Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле.

Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел. В ветвях щебетали птицы. В небе по-прежнему царили крылатые рептилии, в морях морские, а на суше появились огромные хищные тираннозавры, а земля дрожала под ногами растительноядных гигантов — сейсмозавров.

Травоядные:

паразавролофус-вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс-вес 6 тонн.9 метров в длину

пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину.

Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину.

велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину.

Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой.

Климат быстро менялся. Он напоминал климат наших дней, хотя был значительно теплее. Тропические леса занимали огромные пространства. В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники. На смену им пришли широколиственные деревья. А под ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле.

В конце мелового периода произошло самое известное и очень крупное вымирание многих групп растений и животных. Вымерли многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из гипотез гласит, что динозавры были уничтожены метеоритом, столкнувшимся с Землёй. Мощный удар был способен поднять в небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть.

Беседа «Появление и образ жизни динозавров».

Задолго до появления людей, по земле уже разгуливали первые настоящие динозавры. Первыми типичными представителями динозавров того времени были двуногие хищники; средних размеров (тероподы). Вскоре появились более крупные и все чаще переходящие на четыре ноги растительноядные динозавры, например платеозавр. И, наконец, возникли первые небольшие двуногие растительноядные животные (орнитоподы).

Ископаемые останки динозавров доказывают, что они приспособились жить в разных условиях.

И всё – таки: от кого произошли динозавры и что это за удивительные животные, жившие 150 миллионов лет назад?

Первые наземные позвоночные животные – древние пресмыкающиеся или древние ящеры – появились свыше 300 млн. лет назад. В отличие от земноводных, они откладывали яйца не в воде, а на суше. Эти первые наземные животные размером с ящерицу и были предками всех пресмыкающихся. Они могли существовать только в жарком, влажном климате. В то время на древней Земле были именно такие условия. Очень скоро появились группы животных, которые четко делятся на две группы - травоядных и плотоядных ящеров.

Большинство динозавров были растительноядными. Наиболее заметными среди них были брахиозавры. Это были "жирафы" мира динозавров, питались они, поедая листья с вершин деревьев. Одними из самых необычных травоядных динозавров были утконосые динозавры (гадрозавры, конец их морды "украшал" клюв, очень похожий на утиный. Во рту гадрозавров умещалось около двух тысяч зубов, которые перетирали растительную пищу.

Травоядными были также рогатые динозавры, стегозавры, анкилозавры, и многие другие динозавры.

Хищные динозавры были "вооружены" острыми когтями и зубами. Самыми огромными сухопутными хищниками всех времен были тиранозавры (ящеры-тираны, обитавшие на территории Северной Америки.

Аллозавр - его длина составляла, в среднем 8,5 м. Он передвигался на крупных и мощных задних лапах, его передние конечности были маленькими, с тремя крупными, загнутыми когтями. Массивная верхняя часть тела уравновешивалась длинным, тяжелым хвостом.

Тарбозавр- относится к группе тиранозавров- наиболее крупных хищных динозавров за всю историю земли. Тарбозавр в переводе означает «устрашающий динозавр». Это был очень крупный хищник. Длина его тела составляла около десяти метров, а размер головы- больше метра в длину, с огромной пастью, усеянной огромными кинжально острыми зубами. Мощные зубы позволяли тарбозавру справляться даже с таким динозавром, как протоцератопс, голова которого была покрыта мощным костяным панцирем.

Птеродактиль - был небольшим. Размах его крыльев составлял всего около полутора метров, питался он рыбой, или даже крупными насекомыми.

Велоцирапторы - динозавры до двух метров длиной, с вытянутыми челюстями и острыми зубами, были хорошими бегунами. Они активно охотились за мелкими подвижными животными.

Зауролоф - один из самых крупных травоядных хищников. Высота его составляла 10-12 метров. Строение конечностей и морды говорят о том, что это животное питалось водными растениями.

Овираптор - длина тела достигала всего два метра, с мощными ногами и небольшими передними конечностями, с большим гребнем на голове и клювом, во многом напоминал страуса

И всё же, чем отличались динозавры от других групп пресмыкающихся, обитавших в тот период и ранее.

Это были только наземные животные, все они передвигались на прямых ногах. У динозавров не было меха, шкура у них была, как шкура носорога.

У динозавров, были довольно большие глаза, а значит, и неплохое зрение. У большинства динозавров глаза размещались по бокам головы, благодаря чему они могли вовремя заметить приближение хищника, а остроглазый хищник вполне был способен оценить расстояние, отделяющее его от намеченной жертвы.

Беседа « Динозавры – великаны».

Из всех видов динозавров, я бы хотел рассказать о великанах- динозаврах, среди которых были как растительноядные, так и хищники.

Одним из представителей растительноядных динозавров является – брахиозавр, хищников – тираннозавр.

Брахиозавр

Длинная шея и приподнятая передняя часть туловища помогали доставать ветки с высоких деревьев.

Питались брахиозавры только растениями и должны были потреблять огромное количество пищи, не менее 500 килограммов в день, чтобы обеспечить необходимой энергией свое гигантское тело. Поэтому всё своё время брахиозавры посвящали пережевыванию зелёной массы и были совершенно не агрессивны.

Вокруг постоянно рыскали хищные динозавры (например, аллозавры, которые были не прочь пообедать мясом брахиозавра. Перед лицом смертельной опасности неповоротливый брахиозавр вполне мог попытаться сокрушить нападающего хищника, обрушив на него мощный удар своего длинного хвоста.

Жил брахиозавр до 70 – 80 лет.

Тираннозавр- один из самых известных динозавров, его называют ещё «королём ящеров – тираном». Тираннозавры достигали длиной 15 м и более, свыше 6 м высоты в двуногой позе, а вес — до 7 тонн — одни из самых крупных наземных хищников, обитавших когда-либо на Земле. Для хищника масса огромная, иных животных он проглатывал целиком.

Тираннозавр — один из последних динозавров, обитавших на Земле.

Эта тема для меня интересна так, как мне нравятся динозавры. Я хочу доказать, что динозавры одни из самых удивительных существ, когда - либо живших на нашей планете. Для того, что бы побольше узнать о динозаврах, мы читали энциклопедии, просматривали фильмы, посещали музей, делали поделки разными техниками.

Я узнала, что палеонтологи работают группами, разыскивая кости динозавров и восстанавливая скелеты. Большинство динозавров питались растениями. Это были травоядные динозавры. Но существовали и плотоядные динозавры, которые питались ящерицами, рептилиями, жуками – скарабеями и другими динозаврами.

Яйца динозавров были разной формы круглые и овальные. Но всё же, даже самое большое из найденных яиц не превышало по размерам футбольный мяч. Некоторые динозавры, долго выкармливали детёнышей. А некоторые сразу же бросали их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Прошла война, прошла беда.."

Утренник, посвящённый Дню Победы....

Внеклассное мероприятие к празднику Победы "Прошла война, прошла беда..."

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся начальной школы. Несет огромное воспитательное значение. Показывает все ужасы войны. Положение детей во время войны. Недопущение такой беды снова....

Прошла война, прошла беда

«Прошла война, прошла беда». Учитель; Чепрасова Светлана ВикторовнаУчитель начальных классов МОУ «СОШ № 61»           Форма мероприятия – устный журнал.Уч...

" Прошла война, прошла беда"

Разработка воспитательного мероприятия к Дню Победы....

Прошла война, прошла беда.

Данная презентация может использована на классном часе или мероприятии, посвященная дню Победы....

Линейка в начальной школе к празднику 9 мая "Прошла война, прошла беда"

В сценарий линейки, посвященной  Дню Победы,  вошли некоторые исторические факты, стихи о войне и победе, песни...

Сценарий мероприятия ко Дню Победы «Прошла война, прошла беда…»

Цели:- формирование гражданского самосознания учащихся;- воспитание патриотизма, гуманизма и других нравственных и культурных ценностей;- развитие интереса к истории,  к жизни людей, к своей семь...