Блокада Ленинграда
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Внеклассное мероприятие для 3-4 классов, посвященное блокадному Ленинграду. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блокада Ленинграда

Цели:

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование, экран;
  • презентация со звуковым сопровождением (приложение 1);
  • аудио аппаратура;
  • аудио записи.

Ход мероприятия

(С 1 по 8 слайды фоном звучит музыка Роберта Шумана «Грезы»)

Слайд №1

Стоит над Невой город большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженник. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Назывался город на протяжении своего существования и Санкт-Петербург, и просто Петербург, и Петроград,  и Ленинград, и снова Санкт-Петербург.

Слайд №2,   №3

Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде……… О блокадном Ленинграде.

История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была девятисотдневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной Войны.

Слайд №4

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.

Как вы думаете почему?

Слайд №5

Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда.  Голод, бомбежки, артобстрел – все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не забудется никогда!

Ученик №1.

Опять война, опять блокада…

А, может, нам о них забыть?

Ученик №2.

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне…

И о блокаде прописали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

Правы и убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

НАДО ЗНАТЬ, КАКОЙ БЫВАЕТ ВОЙНА, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ КАКОЕ ЭТО БЛАГО – МИР…

Слайд №6

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу 3 недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице «Астория».

Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду :  разгромить русский народ, то есть истребить, уничтожить.

Слайд №7

Перед командующим группой «Север» Гитлер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым.

Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод.

Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не получилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

Слайд №8  

Чтец.

Покуда небо сумрачное меркнет,

Мой дальний друг, прислушайся, поверь.

Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны,

Мы, смертью попирающие смерть.

Слайд №9

Мы защищаем город наш любимый,

Все испытанья поровну деля.

Клянусь тебе, что мы неистребимы,

За нами - наша русская земля.

Слайд №10.

Город готовился к уличным боям. В короткий срок город был превращён в крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противоздушной обороны, на заводах и фабриках -  отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления.

Слайд №11

Чтец.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады-

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Слайд №12

Эвакуация людей из Ленинграда началась ещё с 29 июня, а затем и промышленных предприятий.

Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград:  железнодорожное сообщение было прервано 27 августа,  на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток.

Слайд №13

Особенно тяжёлой была осень-зима 1941-1942 гг. Враги подошли близко к Ленинграду и теперь могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

У ленинградцев кончились запасы продовольствия и топлива, остановился транспорт, не работали водопровод и канализация.

Слайд №14

 Введенные по карточкам нормы снабжения хлебом снижались в 4 раза, и уже с 20 ноября 1941 года боевым частям выдавалось 500 граммов хлеба в день, а всем остальным лениградцам-250-125 граммов с добавлением до 50% примесей.

Слайд №15

Вот он, блокадный кусочек хлеба- 125 граммов на весь день………… ПАУЗА

Слайд №16

Этот ломтик трудно было назвать хлебом. Его невозможно было есть. Он состоял на 50% из примесей, в число которых входила целлюлоза.

 Из – за голода резко возросла смертность. Только в ноябре 1941 года от голода умерли 11 тысяч человек.

Слайд №17

30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя»……… ПАУЗА

Слайд №18

Да, мы не скроем – в эти дни

Мы ели клей, потом ремни,

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Слайд №19

Необходимые войне.

И он точил, пока рука

Могла производить движенья.

А если падал - у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Слайд №20

Вглядись в эти фотографии - и ты поймёшь, как жили  ленинградцы первой  блокадной зимой……ПАУЗА

Слайд №21

 Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам,…….. падали……… и мгновенно умирали………. ПАУЗА

Слайд №22

 Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов……. ПАУЗА 

Слайд №23

Есть в Ленинграде дом……..

Это дом Савичевых……… ПАУЗА

 Над листками записной книжки склонилась девочка. Её зовут Таня. Таня Савичева ведёт дневник. Записная книжка с алфавитом.

На сцене сидит девочка за ящиком, служащим ей столиком, и пишет. На ящике керосинка, записная книжка. На заднике сцены дети держат «листы» записной книжки (полотна ткани с текстом) со свечками.

Таня.

Бабушка умерла 28 января в 3 часа дня 1942 года.

( ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)

Таня.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года.

( ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)

Таня.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2часа ночи.

( ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)

Таня.

Мама… Мама умерла 13 мая 1942 года в 5 часов утра.

(ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)

Таня.

Савичевы умерли.

(ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)

Таня.

Умерли все.

(ребёнок роняет «лист» и берёт зажжённую свечу)

Таня (встаёт) Осталась одна Таня…… ПАУЗА

Слайд №24

Машинально Таня полистала

Свой немногословный дневничок,

Все семейство Савичевых встало

 Перед нею вновь наперечет.

И она буквально по два слова,

Пишет, как на крайней полосе:

Савичевы

Умерли.

И снова:  Умерли,

И добавляет:  Все.

За окном - весеннее дыханье,

А она сиротски занесла

В свой дневник:

«Осталась одна Таня»,

Даже не поставила числа.

Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи, сюда же Таня положила свой дневник. Несколько фотографий и писем.

Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года.

Слайд №25

На невысоком искусственном холме установлены гранитные "страницы" знаменитого дневника Тани Савичевой.  Танин дневник стал символом ленинградской блокады. Эта маленькая записная книжка была представлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа обвиняющего фашизм. 

Память о Тане Савичевой осталось навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.

Слайд №26

Ленинградцы голодали, мерзли, умирали от истощения.

Слайд №27

Чтец.

 А город был в дремучий убран иней.

Уездные сугробы, тишина…

Не отыскать в снегах трамвайных линий,

Одних полозьев жалобна слышна.

Слайд №28

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

В кастрюльках воду голубую возят,

Дрова и скарб, умерших и больных.

Слайд №29

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо.

Слайд №30

Звучит песня А. Розенбаума «Дорога жизни»

Для спасения города в конце ноября 1941 года по льду Ладожского озера была проведена автомобильная дорога  (знаменитая дорога жизни)……… ПАУЗА

Основными задачами «Дороги жизни» были эвакуации людей из блокадного Ленинграда и доставка продуктов и военных грузов обратно в город.  

Слайд №31 - 35

Обстановка на Ладоге была сложной.  Немецкие самолёты постоянно бомбят машины, которые хорошо видны на фоне снега. Морозы. Поломки.

Слайд №32

Чтец.

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.

Слайд №33
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.

Слайд №34
И вот, в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.

Слайд №35
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.  

В течение 1941-1942 годов было предпринято несколько попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

 Слайд №36

«Всё для фронта, всё для победы!» - боевой девиз рабочих Ленинграда.

Но многие рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!

Слайд №37

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

СТИХ: «ДЕТИ  ЛЕНИНГРАДА»

Слайд №38

(Просмотр фильма «Дети Ленинграда».)

Слайд №39

Чтец.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,

И высятся пустые этажи,

Но мы умеем жить, хотим и будем,

Слайд №40

Мы отстояли это право - жить.

Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,

Слайд №41

Что мы за чечевичную похлёбку

Достоинство своё не продадим.

Слайд №42

В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 г. Были открыты некоторые учебные заведения………………

Слайд №43

 театры и кинотеатры, состоялись даже несколько джазовых концертов………….

 Слайд №44

С 12 января по 18 января 1943 года началась операция «Искра»  

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ  -  в январе 1943 года прорвать блокаду. Воинов – ленинградцев и волховчан – разделяло 15 км болотистой местности.

Слайд №45

13 января  1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной.

Слайд №46

Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано.

Восстановилась связь с Большой Землей.

Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Слайд №47

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 км от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов.

Слайд №48

 Город был полностью освобожден от вражеской блокады………………

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.  Слайд №  49 (чтение со слайда)

Слайд № 50

Чтец.

Мне кажется: когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают.

Они к Неве по улицам идут,

Как все живые, только не поют.

Не потому, что с нами не хотят,

 А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим, мы не видим их,

Но мертвые всегда среди живых.

Идут и смотрят, будто ждут ответ:

ТЫ этой жизни стоишь или нет?

Ведущий  

Прошу всех встать  и почтить погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Слайд № 51

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!

Звучит финал Седьмой симфонии Шостаковича, посвященной Ленинграду.

Слайд № 52 -67

Ведущий

Ребята посмотрите на итоговые слайды. И попробуйте почувствовать их сердцем. Осознать трагизм и мужество положения ленинградцев.

Слайд № 52

Длительность:  872 дня  8 сентября 1941 – 27 января 1944

Слайд № 53

 На город сброшено: 255 636 авиабомб и снарядов

Слайд № 54

Возведено: 41 километр  баррикад

Слайд № 55

Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

Слайд № 56

Суточная норма неработающего человека: 125 граммов хлеба в день.

Слайд № 57

13 140 уничтоженных зданий

Слайд № 58

33 800  раненых

Слайд № 59

16 800  убитых

Слайд № 60

За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн человек; только 3 % из них погибли от бомбёжек и      артобстрелов,  остальные 97 %  умерли от голода.

Слайд № 61

Санкт-Петербург. Пискарёвское кладбище. Здесь похоронены воины,  защищавшие город и жители,

погибшие в блокаду

Слайд № 62

 Под этой плитой похоронены ленинградцы,  погибшие в 1942 году.

Слайд № 63  Из памятников, сооруженных на легендарной трассе, особенно сильное впечатление оставляет монумент в память о детях, погибших в годы блокады, "Цветок жизни". 

Слайд № 64

Возле   памятника   «Цветок жизни »  высажено     900 берез, по одной березе за каждый день блокады…………..  До сих пор в январские дни березы украшают     алыми галстуками.

Слайд №  65

 Санкт Петербург. Памятник Защитникам Ленинграда. Площадь Победы на Московском проспекте.

Слайд № 66

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта память – наша, совесть.
Она как сила, нам нужна.

Слайд № 67
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград  был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады…
8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Ведущий

Давайте ответим на наш главный вопрос

Почему день полного снятия блокады считается днём воинской славы? Надо ли забывать о тяготах, жертвах войны? Напрасны ли были жертвы? (ответы детей).

Слайд № 68

Ведущий

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей свободы, жизни.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

"Дети блокады" (сценарий к 72-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда)

Цель публикации этого материала - приобщение детей к историческому духовному и нравственному наследию Санкт- Петербурга. Этот материал будет полезен для проведения внеклассных занятий....

Сценарий праздничного внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Вахта памяти. «Чтобы помнить... Блокада Ленинграда.»

Цели и задачи:1. Закрепить и расширить знания учащихся о героической обороне Ленинграда.2. Способствовать воспитанию активной гражданской позиции патриотизма, уважения к истории своей Родины, любви к ...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Проектная работа по теме"Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-герой, получивший орден "Красной звезды"за снятие блокады Ленинграда"

quot;Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Васнецов Проектная работа по теме "Моя семья в истории моей страны. Город-герой Ленинград и мой прадедушка-...

Мероприятие, посвященное снятию блокады Ленинграда "Ты выстоял, великий Ленинград"

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями....