"волшебный мир тряпичной куклы.Зайка"
план-конспект занятия (2 класс)

Ширяева Зоя Николаевна

формирование интереса детей к народной культуре, народным традициям и обрядам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zaychik.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Формирование интереса детей к народной культуре,

народным традициям и обрядам.

 

Исполнитель:

Ширяева Зоя Николаевна, воспитатель;

 

2023г.

Оглавление

Введение………………………………………………..…..3

План-конспект занятия………………………………..…..4

Заключение,,,,,…..…………………………….……………8

Литература ……………………………………………….9

Приложение ……………………………………………….10

Введение

«Только та страна,

в которой люди помнят о своём прошлом,

достойна будущего»

Народная мудрость

Актуальность

Выбранной нами темы состоит в том, что интерес к народным традициям русского человека в современном мире возрастает. Наше сегодняшнее желание знать, какой была народная игрушка, что она значила – это стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Народные куклы существуют столько, сколько этнос, нация помнят себя. Куклы отражают мировосприятие того народа, который их сотворил. Кукла не рождается сама: её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Почему народная аутентичная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами?

 Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Цель: Знакомство с элементарными приемами рукоделия, создание условий для коррекции недостатков психофизического развития детей с ОВЗ, проявления их индивидуальных способностей через практическую деятельность.

 

План-конспект занятия 

«Волшебный мир тряпичной куклы. Зайка»

Цель: развитие творческих способностей у воспитанников.  

Задачи: - изучить технологию изготовления тряпичного зайчика;

- изготовить зайчиков своими руками;

-обобщить полученные данные, сделать вывод.

 Продолжительность: 40 мин.

Материально-техническое оснащение для занятия: кусок материала10*20, ножницы, нитки по цвету тряпочки, атласная ленточка.

Форма проведения: практическое занятие по конструированию зайки

Методы работы: 
словесный, наглядный, практический; 
исследовательский (умение самостоятельно распределять этапы работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы: 
объяснение;
рассказ;
беседа с показом практических действий;
создание коллективного произведения декоративно-прикладного искусства.

Этапы занятия:

1. Организационный момент (3 мин)

2. Актуализация знаний (5 мин)

3. Постановка задачи (5 мин)

4. Изготовление тряпичного зайчика (17 мин)

5.физминутка (5 мин.)

6. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин)

Ход занятия

  1.  Организационный момент (3 мин)

Всем, всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!

Проверяют готовность рабочих мест, настраиваются на работу.

 (дети организовывают своё рабочее место)

2. Актуализация знаний. (5 мин)

                                   История тряпичной куклы.

- Что вы знаете о тряпичной кукле? 

Известно, что тряпичные куклы были еще в древние времена, хотя они не могли сохраниться до настоящего времени. Кукла – наиболее популярная до сих пор игрушка. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Кукла имела большое значение в воспитании девочек: дети учились рукоделию, учились проигрывать различные житейские ситуации на куклах, учились быть матерью.

- Ваши бабушки, мамы делали вам тряпичные куклы?

Давным-давно их делали не для продажи, а для себя – как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Верили, что куклы способны защитить, отвести беду, вылечить болезни, избавить от бессонницы, поспособствовать урожаю, привлечь в дом счастье, богатство, лад и прочее. Их мастерили (сматывали, скручивали, сворачивали) неспешно, обстоятельно. С надеждой и, главное, с большой любовью.

А потому в процессе изготовления не использовали ни ножниц, ни иголок (ну кто же станет резать и колоть будущего хранителя и защитника?). Нити рвали руками, так же поступали и с тканью – лоскутами ношеной одежды или бывшего в использовании постельного белья. И обязательно использовали ткань природную (натуральную) и «счастливую», ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни стрессами.

        Детали кукол не сшивали, а связывали между собой, приматывали друг к дружке. В некоторых случаях навивали нити «по солнышку», т. е. с востока на запад, в других – по особой схеме, избегая повторных витков. При этом формулировали желания, напевали, приговаривали или читали молитвы (и только в редких специальных случаях хранили полное безмолвие).

        Отсюда и положительная энергетика, которую мы, глядя на результат, неосознанно чувствуем даже сегодня. Отсюда ощущение уюта, спокойствия и тепла. Специалисты называю этот эффект симпатической магией, т. е. способностью вещей воздействовать друг на друга на расстоянии, передавая импульсы посредством чего-то весьма похожего на эфир.  

- Какие виды кукол вы знаете? (5 мин)

Виды кукол: Куклы-обереги, Обрядовые куклы, Игровые куклы (Идёт показ кукол, дети рассматривают шитые, сделанные куколки)

Кукла-оберег: Кукла-навертка – традиционная кукла в России. Безликая.(Приложение) Накручивалась ткань.

Обрядные куклы: Куклы-зерновки,зерновушки. Эти куклы делали изо льна. Шился мешочек, его набивали зерном, по линии шеи стягивали ниткой - формировали голову. Надевали платочек. Можно сделать косу и надеть передник. Такую куклу не передаривали. Это кукла-оберег. Дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба.

Игровые куклы: Куклы-забавы предназначались для детской забавы.

3. Практическая работа (17 мин)

В любое время, а особенно на Новый год, всегда приятно получать и дарить подарки. И как здорово, если этот подарок сделан своими руками. Сегодня изготовим  символ 2023 года народной игрушки «Зайчик», В старину такую игрушку делали деткам для забавы. Тряпичного зайчика одевали ребенку на пальчик, чтобы он не скучал в отсутствие родителей. А нашему зайчику можно нашептать на ушко самое сокровенное желание. Ведь они у него такие длинные!

Для изготовления «Зайчика» нам понадобиться: кусок хлопчатобумажной ткани размером 20см. на 10 см., желательно с мелким рисунком, крепкие нитки, не больший кусочек синтепона или ваты, тонкая атласная ленточка, ножницы.

Приступаем к работе.

-Сгибаем кусок ткани пополам. С одной стороны делаем складку во внутрь, в виде треугольника. Получились ушки зайчика. Крепко обматываем их ниткой несколько раз и завязываем узелок.

-Сворачиваем из синтепона или ваты комочек и вставляем в складку около ушек, закрываем комочек тканью, оборачиваем ниткой и крепко завязываем. Получилась голова.

-Расправляем складочки. Кладем ткань на стол, по нижнему краю сворачиваем валик в 3 раза. Это будут лапки зайчика.

-Переворачиваем заготовку на другую сторону. Фиксируем валики- лапки с двух сторон. Обматываем ниткой и завязываем узелки.

-Далее привязываем туловище к голове ниткой, делая подхват под лапки, вокруг головы и крест на крест по туловищу.

-Зайчику на шейку можно повязать бантик и отправить в сказочный лес навстречу с друзьями.

4.физминутка «Зайка» (5 мин)

Зайка серенький сидит

(сидим как зайки)

И ушами шевелит.

Вот так, вот так!

(шевелим ушами-ладошками)

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок.

(Прыгаем как зайчики)

5. Рефлексия (5 мин.)

Друзья наше занятие по изготовлению «Зайчика» подошло к концу. Попробуйте выразить свои впечатления от занятия несколькими словами.                     Я предлагаю ответить вам на вопросы.

Вопросы детям:

1.        Что вам больше всего понравилось на занятии?

2.        Что нового вы узнали за это время?

3.        Чему научились?

4.        Чуму бы вы хотели научиться в будущем?

5.        Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Спасибо всем. Приятно было проводить занятие в дружном коллективе. Наше путешествие не прерывается, а откладывается на время. Волшебный клубочек нас ждет.

До новых встреч друзья!

Заключение

Наиболее эффективной и действенной формой в развитии творчества является практическое участие детей в создании изделий. При этом причастность к творческому процессу изготовления традиционные тряпичные зайчики, не только развивает технические навыки работы с материалом, но и позволяет ощутить радость оттого, что научился делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя рукодельным. Данное занятие способствует формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, формируют творческое отношение к окружающему миру и знания традиций нашего народа.

В ходе занятия дети узнали, что первые куклы появились много лет назад. Итак, кукла известна с глубокой древности, но остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.  Кукла - это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Выводы:

Результат проведённого занятия подтвердили наши предположения о том, что

1. Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

- она была участницей многих праздников и обрядов;

- являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

- была оберегом;

- в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

- самодельная кукла дает большие возможности для творческого развития ребенка, развивает фантазию.

2. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить по назначению на 3 вида– Куклы-обереги, Обрядовые куклы, Игровые куклы  

Работая над этой темой, мы поняли: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу-зайчика, каждая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаю, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия и чем чаще мы будем возвращаться к традициям своего народа, помнить и знать свое прошлое

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

3. Практическое применение

Выполняя эту работу, мы познакомились с разнообразием народных кукол и научилась изготовлять простые своими руками. В дальнейшем буду учиться мастерить более сложные куклы.

Разные на свете куклы, разные у них имена, но кукла тряпичная будет актуальна всегда. Мы уверены, что созданные руками человека куклы доставят радость людям и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

Список литература:

  1. Брагина, М. Модные игрушки своими руками/ М. Брагина. – М.:Феникс , 2015.

 

  1. Бережнева Е., Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – Белый город, 2013 г. – 112 с.
  2. Волкова Я. Детские куклы – обереги. - Хоббитека,2016 г. – 88 с.
  3. Денисова Т. Народные куклы – обереги. – Питер, 2016 г. – 64 с.
  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – Спб: «Паритет», 2006 – 240 с.
  5. Моргуновская Ю. Славянские обережные куклы. - ЭКСМО,2015, - 64 с.
  6. Морева М. Старославянские куклы-обереги. Лар предков современной женщине. – Контэнт,2015 г. – 64 с.
  7. Чурекова, Т. М. Нравственные ценности личности: теория и практика формирования в школе [Текст] : монография Т. М. Чурекова, И. В. Москаленко. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2014 – 178 с.

  1. Интернет – источники

http://kuklaobereg.com/

http://www.krupenichka.ru

http://www.stranamasterov.ru

 

Приложение

- Какие виды кукол вы знаете?

Виды кукол:

  1. Куклы-обереги.  Безликие куклы. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. Кукольные платья сшили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Вышитый узор тоже был не случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки – знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей – символы плодородия, волнообразные линии – знак земли, ромбики с точками внутри – символ засеянного поля, вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета. Куклу оберег вешали над изголовьем кровати. В подарок на именины делали ангелочка. (Бессоница, Берегиня, Кукла-Кубышка, Зерновушка, День и Ночь, Крупеничка)
  2. Обрядовые куклы.  Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть, сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток в доме и хороший урожай. Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лыка. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. (Кувадка, Мартинички, Кукушка, Русалка, Коза, Купавка, Десятиручка, Коляда)
  3. Игровые куклы предназначались для детский забав. Они были сернутыми, делались без иголки и нитки. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготовливались так: туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленной ниткой. Так же делали и руки, а небольшой шарик-головку с помощью нитки прикрепляли к туловищу. (Пеленашка, Стригушка,).

- Почему куклы делали безликими?

Примечательно, что в большинстве случаев кукол оставляли безликими – даже приблизительно не намечали ни глаз, ни ртов, ни носов. И это подчеркивало неодушевленность предмета. Согласно поверью, безликая кукла не сможет стать чьим-либо двойником и, следовательно, никогда не причинит вред человеку. Ни намеренно, ни случайно. Единственное, чем допускалось отмечать кукольные лица – это крест (древний могущественный солнечный знак). В некоторых случаях именно он придавал текстильной или соломенной фигурке магический статус оберега.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Делали кукол, в основном, женщины – хранительницы родовых традиций еще со времен эпохи матриархата. Кроме того, многие обрядово-обережные фигурки столь миниатюрны (не большемизинца), что справиться с ювелирной работой способны лишь проворные женские пальчики. Плюс, прекрасная половина человечества всегда отличалась особым созидательным даром, который в те далекие времена особенно ярко проявлялся в быту. К тому же, как по сей день утверждают поэты, каждая женщина – чуть-чуть колдунья.

К примеру, их нельзя было делать в «плохое» для любого рукоделия время. Не только в праздничные и выходные дни, но также ночью, плюс – по средам и пятницам. Считалось, что в это время с текстилем (нитками, пряжей, холстами) «работают» духи и нечистая сила (в частности, кикиморы и русалки). Зато, занятие рукоделием в «хорошее» время (особенно в зимний сезон) приветствовались и нередко проводились мастерицами массово, в форме девичьих посиделок с длинными разговорами, шутками и песнями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная тряпичная кукла

Урок технологии в 4 классе. Конспект урока+презентация....

Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»

Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...

Внеклассное мероприятие "Тряпичные куклы"

Внеклассное мероприятие знакомит детей с игрушками наших прабабушек, помогает приобщить детей к народному творчеству....

Традиционная русская тряпичная кукла

Данную презентацию можно использовать на уроках технологии в любом классе начальной школы...

"Тряпичные куклы"- информационный проект учащегося 2 класса Овчухова Никиты.

Информационный проект "Тряпичные куклы" рассказывает об истории тряпичных кукол, их разновидностях. Особое внимание уделено тряпичной кукле - оберегу "Колокольчик"....

Технологические карты по изготовлению тряпичных кукол "КУВАДКА ВЯТСКАЯ" и "КУВАДКА ТУЛЬСКАЯ".

Технологические карты по изготовлению тряпичных кукол "КУВАДКА ВЯТСКАЯ" и "КУВАДКА ТУЛЬСКАЯ"помогут вам легко создать эффектные поделки-куколки....

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Волшебный мир тряпичной куклы»

Данная программа будет полезна учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков. В ней собраны видеоматериалы, которые будут полезны в работе....