Фольклорный праздник "Масленица"
план-конспект занятия (4 класс)

Воронкова Елена Ивановна

Фольклорный праздник – это пробуждение интереса учащихся к культурному наследию своей страны, их приобщение к древним культурным традициям своего народа. Фольклорные праздники выполняют не только образовательную, но и воспитательную задачу. В этом заключается их огромное значение

Цель мероприятия: создание благоприятной атмосферы для взаимодействия колледжа и семьи; пробудить интерес учащихся к культурному наследию своей страны, познакомить и приобщить к древним культурным традициям и обычаям своего народа, обыграть Масленичные дни недели. Воспитание культуры взаимоотношений учащихся на духовных и нравственных традициях своего народа.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: чучело масленицы, столики застелены скатертями, на одном из столиков самовар, чай, блины и сладкие угощения, варенье

 

 1 Дорогие господа!

Отложите все дела,

Веселиться всем пора

Масленица к нам пришла!

Мимо не проходите,

К нам скорей идите!

 

Ведущий 1

 Милости просим к нам на праздничные гулянья. У нас сегодня представленье — всем на удивленье. Приходите все без стесненья. Билетов не надо — предъявите хорошее настроение!

 

Ведущий 2

 Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

 

Ведущий 1

Масленицу называли веселой, честной, широкой, госпожой, боярыней, блиноедкой. У Масленицы все дни поименованы, и перечень их представляет, собственно масленичную программу.

 

Ведущий 2

Мы предлагаем вам путешествие по всей неделе Масленицы.

 Начнем с первого дня понедельника, который называется «Встреча». 

 

Понедельник - встреча.

Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

В этот день проходит встреча Масленицы. На месте для гуляний ставили карусели, качели, заливали ледяные горки, строили снежный городок. Также в этот день заготавливают продукты к праздничному столу. Хозяйки пекли блины. Первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули души умерших родственников. Невестки навещали своих родителей.  Люди делали соломенное чучело Масленицы, рядили в женскую одежду, привязывали косу изо льна, разрисовывали лицо.

 

Учащиеся вносят чучело. Встречаем Масленицу со словами (все вместе говорят):

1.Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да на саночках возить.

 

 

Ведущий 1

 Как же мы весело и хорошо встретили Масленицу! Задобрили, приветили. 

Тем временем наступает день второй, вторник – «Заигрыш». 

 

Не пора ли нам размяться 

Да с зимою поквитаться?

Вспомним русские забавы,

Чтоб блины вкуснее стали!

Со вторника начинались масленичные гулянья, разного рода развлечения: катание на санях, тройках, обледенелых горках. Девушки катались на качелях, играли в снежки. Начинались масленичные гуляния.

Традиционно на Масленицу проводились кулачные бои, чтобы силушкой померяться да народ повеселить. А ну-ка, молодцы-удальцы, не хотите ли померяться силушкой?

 

Ведущий 3

Внимание-внимание, предлагаем соревнование. 

Игра «Богатырские схватки»

Инвентарь: на земле прочерчивается круг диаметром 2 м, этот круг называется «толкалищем».

Участники игры выходят попарно. Задача: вытолкнуть соперника из круга.

- упираясь ладонями в ладони противника;

 

Ведущий 3

Предлагаем следующее соревнование 

Конкурс Лучший танцор («Барыня», «Яблочко»)

Приглашаются желающие. Победитель за лучшее исполнение получит сладкое угощение.

 

Ведущий 2

Потом наступала среда – «Лакомка».

В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.

Блины на Масленицу пекут каждый день.

 

Ведущий 1

В среду тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родственников.

Тёща – это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

 

Ведущий 3

 Проводится конкурс «Продолжи поговорку» на знание русских пословиц. Приз вручается тому, кто вспомнит, как заканчивается пословица.

 

Один пирог два раза не … съешь.

С кем поведешься …от того и наберешься

Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого.

Сам заварил кашу, сам и … расхлебывай.

Кашу маслом не … испортишь.

Хочешь есть калачи, не лежи на … печи.

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду… лезть.

Не разбивши яйца, не сделаешь … яичницу.

Дорога ложка к…. обеду.

Остатки … сладки.

Делу время, … потехе час

Без труда не вытащишь…… и рубку из пруда.

Сам пропадай …а товарища выручай.

 

Ведущий 3. Игра «Музыкальные острова»

Инвентарь: 9 листов картона или бумаги форматом А4.

Участники игры: все желающие. Листы картона раскладываются в произвольном порядке на площадке. Участники под музыку двигаются вокруг «островов». Когда музыка останавливается, участники должны занять ближайший «остров», те кому не досталось «острова» выбывают из игры. Далее игра продолжается, но количество «островов» уменьшается. Выигрывает тот, кому достался последний «остров».

 

 Ведущий 2

Наступает день четвертый, четверг – «Разгуляй».

В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

 

Ведущий 3

 Конкурс «Ряженые».

Создаются две команды по 3 человека. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

 

Ведущий 3

 Конкурс «Снежки».

Выбирают 4 человека, делят их на пары. У одного в руках урна, у другого – 10 снежков (шариков или мячиков). Чья пара больше набросает в урну снежков, та и выигрывает. Расстояние между урной и снежками 1,5-2 метра.

 

Ведущий 1

Наступает пятый день, пятница – «Тёщины вечерки» (теперь зять приглашал тещу на блины)

 

В среду зятья ходили к тещам на блины, а в четверг , наоборот, в гости должны приходить тещи, а зять должен сам угостить блинами тёщу. А народные гулянья продолжались.

 

Ведущий 3

 Конкурс загадок.

Из оконца в оконце — золотое веретенце.   (Солнечный луч)

С неба пришел, в землю ушел.   (Дождь)

Красное коромысло через реку повисло.   (Радуга)

Без языка, а говорит. Без ног, а бежит.   (Ручей)

Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

 Все очнулось ото сна,                                                                                                                                   Все цветет – пришла… (Весна)

 Скатерть бела,                                                                                                                                            весь свет одела. (Снег)

 Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)

 Рассыпала Лукерья серебряные перья,                                                                                

 Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)

 По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце)

Не живое, а дышит. (Тесто)

Ведущий 3

 Конкурс «Кто быстрее съест блин!». 

Условие конкурса: нужно съесть блин без рук. Кто быстрее, тот и победитель. Приглашаем 6 участников.

 

Ведущий 2

 Наступает день шестой, суббота – «Золовкины посиделки».

А что принято делать на посиделках?

Себя развлекать да людей веселить! На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости.

Ведущий 3

Конкурс «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

 

Ведущий 1

 Наступает день седьмой, воскресенье — «Прощенное воскресенье, проводы».

В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, после чего со спокойной душой весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».

Ведущий 3

 

Ведущий 2

Какое же веселье без праздничного угощенья? А вот и блины подоспели! Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару!

Ну что, ребята,

Все на Масленице побывали,

Как праздновать ее узнали.

Масленица, прощай!

На тот год приезжай!

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая.

 

Ведущий 1

А мы с вами будем песни масленичные слушать,

Да блины кушать

А теперь за угощенье

Приниматься нам пора,

Вижу — кончилось терпенье,

Гостей, всех близких привечаем.

На чашку чая приглашаем

С блином румяным,

Сладким и горячим.

Приятного аппетита!

(Звучит музыка)

 

 

Ведущий 3

 А теперь, дорогие гости на площадку всем пора.

Мы на славу погуляли! 
Съели все, что можно съесть. 
Мы блинами угощались, 
Было сладостей не счесть. 
Надо зимушку прогнать 
И весну покликать. 

Приглашаем вас пройти на улицу для сжигания Масленицы (все выходят на улицу).

 Кульминацией масленицы считается сжигание чучела Зимы и наступление весны.

 

 

 Ведущие. Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Прощай, Масленица!

А на следующий год опять приезжай!

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik_maslenitsf.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник – это пробуждение интереса учащихся к культурному наследию своей страны, их приобщение к древним культурным традициям своего народа. Фольклорные праздники выполняют не только образовательную, но и воспитательную задачу. В этом заключается их огромное значение.

Цель мероприятия: создание благоприятной атмосферы для взаимодействия колледжа и семьи; пробудить интерес учащихся к культурному наследию своей страны, познакомить и приобщить к древним культурным традициям и обычаям своего народа, обыграть Масленичные дни недели. Воспитание культуры взаимоотношений учащихся на духовных и нравственных традициях своего народа.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование: чучело масленицы, столики застелены скатертями, на одном из столиков самовар, чай, блины и сладкие угощения, варенье

 1 Дорогие господа!

Отложите все дела,

Веселиться всем пора

Масленица к нам пришла!

Мимо не проходите,

К нам скорей идите!

Ведущий 1 

 Милости просим к нам на праздничные гулянья. У нас сегодня представленье — всем на удивленье. Приходите все без стесненья. Билетов не надо — предъявите хорошее настроение!

Ведущий 2 

 Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Ведущий 1 

Масленицу называли веселой, честной, широкой, госпожой, боярыней, блиноедкой. У Масленицы все дни поименованы, и перечень их представляет, собственно масленичную программу.

Ведущий 2 

Мы предлагаем вам путешествие по всей неделе Масленицы.

 Начнем с первого дня понедельника, который называется «Встреча». 

Понедельник - встреча.

Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,

В этот день Весну встречают,

И блины печь начинают!

В этот день проходит встреча Масленицы. На месте для гуляний ставили карусели, качели, заливали ледяные горки, строили снежный городок. Также в этот день заготавливают продукты к праздничному столу. Хозяйки пекли блины. Первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули души умерших родственников. Невестки навещали своих родителей.  Люди делали соломенное чучело Масленицы, рядили в женскую одежду, привязывали косу изо льна, разрисовывали лицо.

Учащиеся вносят чучело. Встречаем Масленицу со словами (все вместе говорят):

1.Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Будем Масленицу величать

Да блинами угощать.

Будем Масленицу хвалить

Да на саночках возить.

Ведущий 1 

 Как же мы весело и хорошо встретили Масленицу! Задобрили, приветили. 

Тем временем наступает день второй, вторник – «Заигрыш». 

Не пора ли нам размяться 

Да с зимою поквитаться?

Вспомним русские забавы,

Чтоб блины вкуснее стали!

Со вторника начинались масленичные гулянья, разного рода развлечения: катание на санях, тройках, обледенелых горках. Девушки катались на качелях, играли в снежки. Начинались масленичные гуляния.

Традиционно на Масленицу проводились кулачные бои, чтобы силушкой померяться да народ повеселить. А ну-ка, молодцы-удальцы, не хотите ли померяться силушкой?

Ведущий 3

Внимание-внимание, предлагаем соревнование. 

Игра «Богатырские схватки»

Инвентарь: на земле прочерчивается круг диаметром 2 м, этот круг называется «толкалищем».

Участники игры выходят попарно. Задача: вытолкнуть соперника из круга.

- упираясь ладонями в ладони противника;

Ведущий 3

Предлагаем следующее соревнование  

Конкурс Лучший танцор («Барыня», «Яблочко»)

Приглашаются желающие. Победитель за лучшее исполнение получит сладкое угощение.

Ведущий 2

Потом наступала среда – «Лакомка». 

В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.

Блины на Масленицу пекут каждый день.

Ведущий 1

В среду тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родственников.

Тёща – это мама жены, в этот день ей полагалось встречать зятя, мужа дочери, и угощать вкуснейшими блинами.

Ведущий 3

 Проводится конкурс «Продолжи поговорку» на знание русских пословиц. Приз вручается тому, кто вспомнит, как заканчивается пословица.

Один пирог два раза не … съешь.

С кем поведешься …от того и наберешься

Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого.

Сам заварил кашу, сам и … расхлебывай.

Кашу маслом не … испортишь.

Хочешь есть калачи, не лежи на … печи.

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду… лезть.

Не разбивши яйца, не сделаешь … яичницу.

Дорога ложка к…. обеду.

Остатки … сладки.

Делу время, … потехе час

Без труда не вытащишь…… и рубку из пруда.

Сам пропадай …а товарища выручай.

Ведущий 3. Игра «Музыкальные острова»

Инвентарь: 9 листов картона или бумаги форматом А4.

Участники игры: все желающие. Листы картона раскладываются в произвольном порядке на площадке. Участники под музыку двигаются вокруг «островов». Когда музыка останавливается, участники должны занять ближайший «остров», те кому не досталось «острова» выбывают из игры. Далее игра продолжается, но количество «островов» уменьшается. Выигрывает тот, кому достался последний «остров».

 Ведущий 2

Наступает день четвертый, четверг – «Разгуляй».

В этот день народ катался на лошадях, одни обороняли, другие захватывали снежные городки, ребятки возили по деревням гулять Масленицу в санях, а парни и девушки сопровождали их, нарядившись в праздничные костюмы, чаще всего они были в костюмах цыган, медведя.

Ведущий 3

 Конкурс «Ряженые».

Создаются две команды по 3 человека. В команде выбирают одного ряженого. Остальные должны добежать до стола, брать по одному предмету одежды и надевать на ряженого. Побеждает команда, которая быстрее и смешнее создаст образ.

Ведущий 3

 Конкурс «Снежки».

Выбирают 4 человека, делят их на пары. У одного в руках урна, у другого – 10 снежков (шариков или мячиков). Чья пара больше набросает в урну снежков, та и выигрывает. Расстояние между урной и снежками 1,5-2 метра.

Ведущий 1

Наступает пятый день, пятница – «Тёщины вечерки» (теперь зять приглашал тещу на блины)

В среду зятья ходили к тещам на блины, а в четверг , наоборот, в гости должны приходить тещи, а зять должен сам угостить блинами тёщу. А народные гулянья продолжались.

Ведущий 3

 Конкурс загадок.

Из оконца в оконце — золотое веретенце.   (Солнечный луч)

С неба пришел, в землю ушел.   (Дождь)

Красное коромысло через реку повисло.   (Радуга)

Без языка, а говорит. Без ног, а бежит.   (Ручей)

Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

 Все очнулось ото сна,                                                                                                                                   Все цветет – пришла… (Весна)

 Скатерть бела,                                                                                                                                            весь свет одела. (Снег)

 Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)

 Рассыпала Лукерья серебряные перья,                                                                                

 Закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)

 По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце)

Не живое, а дышит. (Тесто)

Ведущий 3

 Конкурс «Кто быстрее съест блин!». 

Условие конкурса: нужно съесть блин без рук. Кто быстрее, тот и победитель. Приглашаем 6 участников.

Ведущий 2

 Наступает день шестой, суббота – «Золовкины посиделки».

А что принято делать на посиделках?

Себя развлекать да людей веселить! На шестой день Масленицы родственники ходили друг к другу в гости.

Ведущий 3

Конкурс «Горячий блин».

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Ведущий 1

 Наступает день седьмой, воскресенье — «Прощенное воскресенье, проводы».

В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды, после чего со спокойной душой весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».

Ведущий 3

Ведущий 2

Какое же веселье без праздничного угощенья? А вот и блины подоспели! Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару! 

Ну что, ребята,

Все на Масленице побывали,

Как праздновать ее узнали.

Масленица, прощай!

На тот год приезжай!

Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Ведущий 1

А мы с вами будем песни масленичные слушать,

Да блины кушать

А теперь за угощенье

Приниматься нам пора,

Вижу — кончилось терпенье,

Гостей, всех близких привечаем.

На чашку чая приглашаем

С блином румяным,

Сладким и горячим.

Приятного аппетита!

(Звучит музыка)

Ведущий 3

 А теперь, дорогие гости на площадку всем пора.

Мы на славу погуляли! 
Съели все, что можно съесть. 
Мы блинами угощались, 
Было сладостей не счесть. 
Надо зимушку прогнать 
И весну покликать. 

Приглашаем вас пройти на улицу для сжигания Масленицы (все выходят на улицу).

 Кульминацией масленицы считается сжигание чучела Зимы и наступление весны.

 Ведущие. Уходи, Зима! Прощай, Масленица! Здравствуй, Весна!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Прощай, Масленица!

А на следующий год опять приезжай!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»

Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....

Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов

Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"

Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...

Фольклорный праздник Казачьи посиделки.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона....

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы"

Сценарий фольклорного праздника "День Калевалы" знакомит учащихся не только с историей родного края (Ленинградской области), но и с культурным памятником мирового значения "Калевала". Мероприятие прох...