Родительское собрание "Как повысить мотивацию ребенка к учебе?"
методическая разработка

Забелина Оксана Вячеславовна

Сценарийродительского собрания и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx21.63 КБ
Файл motivatsiya.pptx157.47 КБ

Предварительный просмотр:

Как повысить мотивацию ребенка к учебе?

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

Задачи:

  1. проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
  2. заинтересовать родителей в повышении мотивации своих детей к учебе;
  3. формировать у родителей культуру понимания проблемы и путей её преодоления;
  4. выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Методики использования материала: анкетирование, диалог, беседы, элементы тренинга.

Ход родительского собрания

Всем вам хорошо известно, что школьник учится только тогда, когда учение занимает первостепенное место в его сознании и рассматривается им как ведущая деятельность.  В младшем школьном возрасте ученик всегда увлечен чем-то. Однако стоит отметить то, что недобросовестное отношение к учению далеко не всегда является следствием сильного увлечения каким-то другим делом. В большинстве случаев у таких учащихся отсутствует мотивация к учебной деятельности, либо она слишком мала. Представления ребёнка о школе, о необходимости получения новых знаний закладываются  именно в семье. Поведение родителей, их отношение к школе имеет огромное значение.

- Как Вы понимаете, что такое мотивация?

- Что такое учебная мотивация?

Слово кл. рук-ля

Мотивация – это внутренние двигатели, заставляющие нас двигаться к той или иной цели.

Психологи – мотиваторы разделяют людей на два типа – тех, кто стремится к успеху, и тех, кто стремится избежать неудачи.

Первые это те, в голове которых постоянно звучит одна и та же песенка Окуджавы «А значит нам нужна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» (югославская теннисистка Моника Селеш к 20 годам заработала 8 млн. долларов, участвуя в чемпионатах).

Те, кто не столько стремится к успеху, сколько бежит от неудачи, имеют несколько другую психологию. (Ребенок доволен тем, что получил «слабенькую» тройку на экзамене). Девиз тех, кто избегает неудач: «Главное – не побеждать, а участвовать». И они по – своему тоже правы, они живут в соответствии со своими установками и своей психологией.

- Уважаемые родители! Я предлагаю определить Ваше внутреннее представление об обучении ребенка в школе.    

Упражнение «Какого цвета ваши представления об обучении

ребенка в школе?»

Красный – представление о школе, как активной деятельности.

Желтый – вы с удовольствием думаете о школе, как увлекательном

жизненном этапе.

Оранжевый – радостные представления о школьной жизни ребенка.

Зеленый – спокойное отношение к школьной жизни.

Синий – школа вызывает беспокойство.

Фиолетовый – тревожные ожидания.

Черный – мрачные представления о школьных буднях.

Мотивацию учебной деятельности можно повысить за счет изменения отношения к своим детям, главным образом за счет вашей искренней веры в большие потенциальные возможности своих детей.

Упражнение «Я-высказывание», «Ты-высказывание»

Цель: сформировать новые эффективные способы взаимодействия

родителей с детьми.

Давайте разыграем ситуации применяя технику «Я-высказывание» и «Ты -высказывание».

Проблема

Ты – высказывание

(слово обостряет, обижает, ранит)

Я – высказывание

(слово смягчает, щадит, оберегает).

Родитель устал.

Ты меня утомил.

Отстань от меня.

Я очень устал.

Мне хочется отдохнуть.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике.

Ты – бездельник!

Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчен.

Мне неловко за тебя.

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.

О чем ты только думаешь?

Неужели тебе трудно запомнить?

Ты меня в могилу сведешь

Давай вместе разберемся.

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится.

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать.

Я думаю, что ты просто поторопился.

АНАЛИЗ АНКЕТ УЧАЩИХСЯ. 

Для изучения мотивации учебной деятельности детей в нашем классе, я использовала анкету Р.В. Овчаровой «Мотивация учебной деятельности», которая включает в себя ряд вопросов следующего содержания:

  • Тебе нравится в школе?
  • Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома?
  • Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  • Тебе нравится, когда отменяют какие - нибудь уроки?
  • Ты хотел(а) бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
  • Ты хотел(а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • Ты часто рассказываешь о школе своим родители и друзьям?
  • Ты хотел(а) бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие учителя?
  • У тебя в школе много друзей?
  • Тебе нравятся твои одноклассники?

Ответы детей помогают просмотреть - отношения ребенка с одноклассниками и учителями, отношение к школе.

И получила следующие результаты:

Высокий уровень мотивации –

Средний уровень мотивации –

Внешняя мотивация –

Низкий уровень мотивации –

Негативное отношение к школе –

проводится с целью выявить некоторые причины снижения успеваемости. Анкетирование было проведено с учащимися накануне собрания.

Элементы тренинга для родителей.

- Уважаемые родители, нам потребуются  листочки бумаги и ручки. Запишите выражения, запрещённые в общении с ребёнком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

- Я хочу подытожить сказанное Вами

Вывод: При общении с детьми не следует употреблять такие выражения, как:

· Я тысячу раз говорил тебе, что… · Сколько раз надо повторять… · О чём ты только думаешь… · Неужели тебе трудно запомнить, что… · Ты становишься… · Ты такой же, как… ·Отстань, некогда мне… · Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:

· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.). · Как хорошо, что у меня есть ты. · Ты у меня молодец. · Я тебя очень люблю. · Как ты хорошо это сделал, научи меня. Спасибо тебе, я тебе очень благодарна. Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

7. Итог собрания. Совместное составление памятки для родителей или как вариант – заранее подготовленные памятки-советы.

Памятка для родителей (как вариант)

  1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
  2. Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
  3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
  4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
  5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания.
  6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
  7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
  8. РЕШЕНИЕ: Помогать детям в учебе

Не использовать в общении с детьми «запрещенные выражения», чаще говорить детям рекомендуемые и желательные выражения

Очень важно, провожая ребёнка из дома, не читать нотации, угрожать или ругать, а лучше всего доверительно, с любовью и верой сказать ему: «Я очень жду тебя, встретимся вечером, за ужином. Я уверена, ты справишься, ты молодчина!» И тогда школа станет для Вас и Вашего ребенка школой радости.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мотивация – это внутренние двигатели, заставляющие нас двигаться к той или иной цели. Стремление к успеху Стремление избежать неудачи

Слайд 3

Какого цвета Ваши представления об обучении ребенка в школе?

Слайд 4

Проблема Ты – высказывание (слово обостряет, обижает, ранит Я – высказывание (слово смягчает, щадит, оберегает) Родитель устал У ребенка замечание (двойка) в дневнике Ребенок не может в ыполнить домашнее задание Ребенок грубо ответил Вам на замечание

Слайд 5

Анкета «Мотивация учебной деятельности» Тебе нравится в школе? Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? Тебе нравится, когда отменяют какие - нибудь уроки? Ты хотел(а) бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? Ты хотел(а) бы, чтобы в школе остались одни перемены? Ты часто рассказываешь о школе своим родители и друзьям? Ты хотел(а) бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие учителя? У тебя в школе много друзей? Тебе нравятся твои одноклассники?

Слайд 6

Мотивация учебной деятельности

Слайд 7

выражения запрещенные желательные

Слайд 8

Благодарю за сотрудничество!

Слайд 9

Памятка для родителей Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.) Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить мотивацию к учебе?

Практические советы учителя:  как повысить мотивацию к учебе....

25 способов повысить мотивацию учащихся и научить их мыслить самостоятельно

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8532014","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"286","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-family: Arial, Verdana, sans-serif; font-...

Как повысить мотивацию ребенка к чтению?

Во все времена книга была и остается одним из лучших средств воспитания. Научить детей младшего школьного возраста любить и понимать книгу, формировать читательские умения, обогащение внутреннего мира...

Родительское собрание "Как научить ребенка мотивации"

Эту статью мамы ученика я нашла на одном из сайтов. Здесь описаны все проблемы с которыми встречаемся мы, взрослые, при обучении детей,  Этот материал я использовала на своем родительском собрани...