Конспект информационно-познавательного мероприятия по теме: «Откуда азбука пришла»
методическая разработка (2 класс)

Хайнацкая Людмила Ивановна

Цель: познакомить обучающихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием, пробудить в обучающихся чувство гордости за прошлое своей  Родины.

Задачи:

Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки; 

Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие способности, Формирование навыков сравнения музыкальных, литературных, живописных произведений.

Воспитательная: способствовать развитию нравственных качеств, формирование духовно-нравственной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_azbuka_prishla.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 информационно-познавательного мероприятия

по теме:

«Откуда азбука пришла»

   

Цель: познакомить обучающихся с просветителями славян Кириллом и Мефодием, пробудить в обучающихся чувство гордости за прошлое своей  Родины.

Задачи:

Образовательные: сообщить первоначальные представления о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки; 

Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие способности, Формирование навыков сравнения музыкальных, литературных, живописных произведений.

Воспитательная: способствовать развитию нравственных качеств, формирование духовно-нравственной культуры.

Вед. Дети расскажете, а чему вас учат в школе, а лучше будет, когда вы мне про это споете.

Песня: «Чему учат в школе».

Вед. Сегодня мы расскажем вам о святой Руси, о тех далеких временах, в которых жили ваши прадеды.

      Умели наши прадеды все: пахать, косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, и узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и писать.

     И явились тогда на землю Русскую два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий.

1 уч.     А родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

 2 уч.   Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро занял, очень высокое положение. И сам византийский император назначил Мефодия правителем Македонии.

 3 уч.     Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он также получил домашнее образование. Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с сыном императора Михаилом.

4 уч.     Мечтал Кирилл написать книг, понятные нашим предкам славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.

 5 уч.     И вот прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. И вот азбука была готова.

  6 уч.     Но придумать – это полдела. Надо ее перевести с греческого языка на славянский язык, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с этим справиться. И ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

 7 уч.     Придумали Кирилл и Мефодий буквицы, а из них составили азбуку. А в честь первоучителя называют ее кириллицей.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне

Скажите, кто вы?

Мы – славяне?

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Мы – славяне!

Вед. Дети, каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя, ведь названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,  «земля», « люди», « покой».

          Дети, а вы хотите, чтобы старинные буквы к вам пришли сейчас.

          Сейчас при помощи большой волшебной Азбуки они оживут и к вам придут.

Выходит буква «Аз», «Буки».

 Аз.  Здравствуйте! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут «Аз».

 Буки.  А теперь угадайте, как меня зовут «Буки». Меня не было в греческом алфавите. Меня придумал сам Кирилл.

 Аз.  Нам выпала честь стоять в начале нашего алфавита.

Буки. В народе так и говорили: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки».

Вед. С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

       Дети, давайте вспомним пословицы о пользе учения.

             

                               Пословицы.

  1. Азбука – к мудрости ступенька.

Первой ступенью познания мудрости является книга «Азбука».

2.Аз буки и веди страшат, что медведи.

Буквы страшны только тогда, когда их не знаешь.

3.Продай кафтан, купи буквицу.

Не смотря. ни на что, нужно научиться читать и писать.

4. Аз да буки избавят от муки.

Если хорошо будешь учиться, то в жизни будет легко.

5. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Грамотный человек из любой ситуации найдет выход.

6. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы познания черпать.

Человек, который умеет читать, много будет знать.

7. Век живи – век учись.

Никогда не поздно учиться.

8. Не стыдно не знать, а стыдно не учиться.

Если что-то не знаешь, не стесняйся спросить.

Вед. Дети, а к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди. Здравствуйте! Меня зовут «Веди». Я все знаю, про все ведаю.

   Ну, тогда послушай мою загадку:

   Черные, кривые

   От рождения все немые,

   А. если встанут в ряд-

   Сейчас, заговорят.     (Буквы)

Вед. А сейчас «Веди» и все дети послушайте стихотворение о том, как учили грамоте на Руси.

                       Стихотворение.

В старину учились дети-               Этот нож не без причины

Их учил церковный дьяк,-             назывался «перочинным»:

Приходили на рассвете                 Очиняли им перо,

И твердили буквы так:                  Если было не остро.

А да Б- как Аз да Буки,                 Трудно грамота давалась

В – как  Веди, Г  - Глаголь.           Нашим предкам в старину,

И учитель для науки                      А девицам полагалось

По суббтам их порол.                     Не учиться ничему.

Вот такой чудной вначале             Обучались лишь мальчишки.

Наша грамота была!                       Дьяк с указкою в руке

Вот каким пером писали –            Нараспев читал им книжки

Из гусиного крыла!                        На славянском языке.

Глаголь. Здравствуйте! Я буква «Глаголь».

Вед. Какое у тебя красивое имя! А что оно означает? Как вы думаете, ребята?

Уч. Глаголить – значить говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько подумать.

Уч. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».

       Без языка,

       Без голоса,

       А все расскажет. (книга)

Вед. Вот послушай «Глаголь», что из книг узнали наши дети.

Толковый словарь.

По толковому словарю русского языка Владимира Даля

Буква-это один из начальных знаков грамоты, письменности из которых составляются слоги и слова. Буквы бывают гласные и согласные. Есть прописные буквы, строчные буквы.

Букварь- это азбука, собрание букв и статеек для обучения  

                 грамоте;                                                                              

               - это книжечка по которой учатся читать.

По толковому словарю русского языка Ожегова С.И.

Азбука – это совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке.

               2-е значение то же, что и букварь

               3-е значение (переносное). Это основные, простейшие

                  начала какой-нибудь науки, дела.

               Например: Азбучная истина (так говорят о том, что  просто и известно всем).

Вед. Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро. Добрый день. Меня зовут «Добро».

Уч. Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта человека.

  Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник не конфета.

Только надо очень добрым быть.

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней-

Если будем мы с тобой добрей.

Вед. А к нам идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте! Я буква «Люди».

              Люди, вы в ладу живите,

              Ласку и любовь несите.

              Лучистое солнце не делим на части,

              И вечную землю нельзя разделить,

              Но искорку счастья

              Ты можешь, ты должен,

              Ты в силах друзьям подарить.

Песня о дружбе.

Вед. Знакомьтесь, ребята! К нам идет новая буква!

Мыслете. Здравствуйте, ребята! Меня зовут «Мыслете».

Вед. Какая мудрая буква к нам пришла. Мыслете послушай, какими знаниями обладают наши дети.

Уч.    А знаете ли вы, что самый знаменитый букварь с картинками был создан в 1692 г. Его сочинил Карион Истомин. А картинки нарисовал Леонтий Бунин.

Уч. Вот, например, лист с изображением буквы «К».

   Сама буква нарисована в разных видах: здесь построже, попроще, а здесь – фигурно, узорно. По всему листу разбросаны изображения предметов, названия которых начинаются на эту букву «К». А внизу – стихи, составленные из слов на эту букву.

Вед. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

      Это были удивительные люди. Они обладали не только уникальными способностями к наукам, но и удивительной памятью.

Уч. Константин помимо родного греческого языка знал еще пять иностранных языков: славянский, арабский, латынь, еврейский и русский.

Уч. А знаете ли вы, что в центре Москвы есть площадь, которая называется Славянской.

  Уч.  А в небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию.

 Уч. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кириллу и Мефодию.

  Уч. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства.

Буква к букве будет слово,

Слово к слову – речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты – один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Ничего нет лучше, краше,

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым,

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Вед. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной.

Уч.   Она содержит оптимальное количество букв – 33.Каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

  Уч. 44 буквы – сестрицы смотрят на нас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: "Откуда пришли к нам наши имена"

В данной методической разработке представлены сценарий внеклассного мероприятия и презентация по теме "Откуда пришли к нам нащи имена"....

Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...

Интегрированный урок предметов технологии и окружающего мира по теме: "Откуда вата пришла?"

Урок посвящён необычайно красивому, сказочному,  волшебному творению природы- цветам, разнообразию растений и их роли в жизни че...

Откуда овощи пришли в Россию

Данная презентация может быть использована для уроков окружающего мира, внеклассных мероприятий и для занятий в детском саду....

Конспект занятия по теме «Откуда пришла загадка?»

В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о загадках - как о жанре устного народного творчества. Формировать навык и связных речевых высказываний, п...

Внеклассное мероприятие на тему: «Весна к нам пришла»

Воспитывать бережное отношение к природе...

Классный час "Откуда к нам Азбука пришла"

В процессе проведения классного часа дети знакомятся с истоками славянской письменности и культуры и её роли в развиии человечества...