Доклад "Соцграмотность"
материал (4 класс)

Развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teme_sotsialnaya_gramotnost.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

 

«Социальная грамотность обучающихся как готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе»

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Новикова В.А


учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 г

 

 

        Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Майская средняяя общеобразовательная школа»

 

      Как правильно воспитать ребёнка, какое влияние оказывает школа и родители на развитие ребёнка, какую роль в формировании личности играет семья и школа?
                Основные задачи современной школы это  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  

  

        Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования.                                                        

Социальная грамотность Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов. Из чего складывается  социальная функциональная грамотность школьника? Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога. Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию. Наличие у ребенка определенных личностных качеств — ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность. ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой. Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы. В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если...? Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет? В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства. Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.

              Цель деятельности классного руководителя по ФГОС – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.                                                                  

               Социализация – это процесс воздействия общества на личность, в результате которого она приобретает знания, умения, социальный опыт, усваивает новые социальные роли.

      Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

           Классный руководитель самый необходимый человек для ребёнка в школе. Главное его предназначение – проследить за становлением личности ребёнка, входящего в современный мир, воспитать человека способного достойно занять своё место в мире.

          Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности, педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь.
         Важно не только учить детей русскому языку, математике и др., но и помогать им решать их индивидуальные  проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем, с общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

 

Социализация ученика реализуется только в единстве обучающейся, развевающейся и воспитывающей деятельности классного руководителя.

 

Направления развития ребенка в школе:

 

- развитие интеллекта,

- эмоциональной сферы,

- устойчивости к стрессам,

- уверенности в себе,

- самопринятия,

- позитивного отношения к миру и принятия других,

- самостоятельности,

- мотивации,

- самосовершенствования.

 Отношения со своим классом я строю на основе сотрудничества в треугольнике себя, учащихся и родителей.
На разных этапах нашей совместной деятельности меняются задачи, стоящие перед нашим классным коллективом.
Например, в самом начале работы в центре нашего внимания были изучение психологических особенностей личности, создание коллектива,  развитие творческой активности каждого ученика, укрепление связи семьи и школы.
Затем определились задачи: создание в классе позитивных межличностных отношений, сплочение класса, воспитание  сознательного отношения к учению, повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.
На сегодняшнем этапе в центре внимания стоят вопросы самоопределения учащегося и формирования активной жизненной позиции взрослеющего человека, помощи в социализации.
В        центр своей системы воспитания я поставила ребенка и определила для себя такие способы влияния на его личность, которые помогли бы ему действовать в следующих направлениях:
«Учение»
Личность обучается в течение всей жизни. Я развиваюсь, пока мне всё интересно. 
Деятельность направлена на координацию работы всех педагогов с учащимися класса, поскольку на процесс социализации влияет целостный образовательный процесс. Учитывая вышесказанное, индивидуальные особенности учащихся в классе создаются условия для развития индивидуальных способностей, их самоопределения и самоутверждения в социокультурном пространстве, что способствует социализации подрастающего поколения. При этом я как классный руководитель принимаю на себя социальные роли контролера, обеспечивающего включение  учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением уроков, наблюдение за поведением детей, за их питанием; индивидуальная работа с учащимися) и проводника – педагога, создающего условия для развития у учащихся  познавательного интереса (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях; организация учебно-воспитательных мероприятий; помощь учащимся в самообразовании; объединение и координация усилий всех учителей, работающих в классе).
Учащиеся со своей стороны получают возможность реализовать свои способности, участвуя в проведении предметных недель, в школьных и районных предметных олимпиадах.

«Я гражданин»
Одним из методов формирования социальной компетенции является социальный проект. В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся через умения самостоятельно конструировать свое знание. А умения ориентироваться в информационном пространстве позволяют развивать критическое мышление, творчество, самостоятельность, активность. 
Участие в субботниках, различных акциях не только сплачивает детей, но и формирует их гражданскую позицию.

«Досуг» 
То, как человек организует своё свободное время, определяет одно из ведущих направлений социализации школьников. 
Изучение потребностей, склонностей и интересов детей шло в процессе общения, при анкетировании и участии детей в общих творческих делах (творческие конкурсы, совместные экскурсии, поездки, посещение музеев). В классе есть свои традиции: поздравление именинников, классные праздники, в подготовке которых каждый может проявить свои организаторские способности, классные часы «Расскажите мне обо мне», «Мой вклад в классную копилку». Особо активно мои дети участвуют в проведении общешкольных мероприятий: День Матери, День Учителя, День Победы и т.д

«Мои нравственные ориентиры»
Высоконравственные личности – признак высоко духовной социальной среды, сложившегося общества. 
Сотрудничая с музеями, я расширяю круг обозрения каждого обучающегося, формирую соответствующее отношение к нравственным идеалам, этическим нормам, к осознанию собственной личности. Мы участвуем в акциях Добрых дел.  Очень нравятся моим учащимся классные часы-притчи, из ОРКиСЭ которые предполагают обмен мнением (хочется отметить свободу в высказывании своего мнения, открытость, не всегда умение выслушать другого, прислушаться к чужому мнению, но мы над этим работаем). 
«Здоровье» 
В современном обществе на первое место выходит физическое и психическое здоровье человека. Забота о своём здоровье – признак сознательной личности. Преодоление этой ступеньки социализации в большей степени зависит от самой личности.

Освоение знаний в массовой школе нередко дается немалой ценой – ценой здоровья подрастающего поколения. Особое место в моей работе занимает сохранение физического, психического, нравственного здоровья учащихся. Пропаганде здорового образа жизни способствуют индивидуальные беседы с учащимися, классные часы, лекции о здоровом образе жизни (с привлечением родителей), участие моих учеников в традиционных спортивных соревнованиях и победы в них.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Первый опыт социализации учащиеся получают в семье. Я считаю, что мне с родителями класса повезло, так как наша работа строится на принципах сотрудничества. Сотрудничество в интересах ребенка, формирование общих подходов к его воспитанию, совместное изучение личности ребенка, помощь ему в обучении, физическом и духовном развитии – главные составляющие моей работы с родителями.

Они посещают  родительские собрания, проводимые в классе. Родители – мои надежные партнеры в работе по социализации школьников.
Целенаправленная воспитательная работа с учащимися дает им возможность приобрести физическое и нравственное здоровье, получить полноценные знания, реализовать свои возможности. И, конечно, главную и безошибочную оценку школьной программе социализации учащихся даст степень социальной адаптации моих учеников во взрослой жизни.

 Это своего рода  мини-проект, такая работа требует комплексного обоснования, привлекаются знания  из физической и экономической географии. Географическое образование является надежной основой для социализации и воспитания хозяина своей страны и земли как общего дома человечества. Воспитывать у учащихся таких качеств помогает постановка проблемных ситуаций.  

            Одна группа учащихся представляет  различные регионы страны, другая – представляет компании разных стран.

При изучении экономико-географического положения РФ особенно останавливаюсь на значении для нашей страны Северного морского пути и провожу деловую игру в виде заседания круглого стола «Арктика близкая и далекая».

Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на уроке-дискуссии.

Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать  игровые технологии, а именно технологию деловой игры и различные ее модификации. Деловая игра как форма проведения урока окружающего мира и формы организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная и т.д.) вызывают интерес школьников, активизируют их получению социально значимых знаний.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

-коммуникативную: освоение диалектики общения;

-саморегуляции в игре как полигоне человеческой практики;

-диагностическую: выявление от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;

 -функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-межнациональной коммуникацией: усвоение единых для всех людей социально –культурных ценностей;

-социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Следовательно я считаю использование деловых игр способствует получению учащимися всех навыков необходимых для формирования социальной компетенции.

Планируя уроки и  внеклассные мероприятия, я стараюсь, чтобы используемые  формы обучения и воспитания сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет мне добиваться  положительных результатов при развитии социальной компетентности учащихся. Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет:

-          обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;

-          исключить пассивную позицию ребенка;

-          самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;

-          получать опыт определенного социального поведения .

Следующим компонентом представленной системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет  мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:

-          принятие ребенка таким, какой он уже есть

-          справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;

-           естественное и свободное поведение учеников и учителя;

-           выдержанность учителя;

-           снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;

-           спокойное отношение к ошибкам детей;

-           стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;

создание ситуации успеха.

 

Добрая школа – это хорошо,

умная школа – это великолепно,

но ребенок должен быть еще и

подготовлен к жизни.