Классный час "Милосердию откройте двери!"
классный час

Методическая разработка воспитательного мероприятия (Духовно-нравственное воспитание): Классный час «Милосердию откройте двери!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie_rogovskaya.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

воспитательного мероприятия

Духовно-нравственное воспитание

Классный час «Милосердию откройте двери!»

Автор: Роговская Ольга Николаевна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №23 с углубленным

изучением английского языка»,

г. Псков

  1. Пояснительная записка
  1. Тематическое направление – духовное и нравственное воспитание.
  2. Тема воспитательного мероприятия – Классный час «Милосердию откройте двери!»

Выбранная тема представляется актуальной, поскольку сегодня особенно остро ощущается необходимость возрождения нравственной духовности и национального самосознания. В среде современной российской молодежи повышаются такие негативные показатели, как духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей, отсутствие четких ориентиров в жизни. Отсюда, особое значение для современного педагогического сообщества приобретают вопросы воспитания нового типа личности. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного, творческого. Духовно-нравственные ценности включают, в частности, семейные, которые пропагандируют заботливые, бережные связи, уважение к старшим.

Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики, главной целью которой является привлечение подростков к решению важных социальных и общественных задач. Участие в реализации социальных проектов способствует формированию у школьников активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения.

  1. Целевая аудитория – 8 класс, 13-14 лет
  2. Классный час продолжает сложившуюся в классе и школе традицию приобщения школьников к системе таких нравственных понятий, как доброта, уважение, забота, милосердие. В течение предыдущих лет обучающиеся систематически принимали участие в общешкольных благотворительных акциях «Подарок детскому дому», «Подарок солдату», «Открытка ветерану», проводились классные часы о нравственности. Результатом проведения данного классного часа стал социальный проект по оказанию поддержки пожилым людям, проживающим в домах-интернатах Псковской области.
  3. Цель мероприятия: способствовать укреплению ценностного отношения к окружающему миру, развивать такое личностное качество как милосердие, воспитывать стремление быть милосердными.

Задачи:

  • Развивать в детях нравственное самопознание;
  • Побуждать обучающихся к участию в благотворительных акциях, проектах, волонтерской работе;
  • Совершенствовать навыки группового взаимодействия, умение работать в паре, группе;
  • Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

            Планируемые результаты:

1. Изменения в модели поведения школьников: осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей; сформированность самоконтроля и самооценки; способность видеть свои недостатки и желание их исправить.

3. Личностные результаты предусматривают умения: высказывать личную точку зрения; рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку.

4.Метапредметными результатами являются умения: представлять информацию; рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности; применять способы аргументации (рассуждение, ссылки на опыт, здравый смысл); применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.

5.Предметными результатами являются представления: об этической картине мира, роли нравственности с позиции нравственных общечеловеческих установок; о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения; о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности.

  1. Форма проведения воспитательного мероприятия – беседа/час общения с выходом на социальный проект. На мой взгляд, беседа – эффективная форма воспитательного мероприятия для подростков, поскольку располагает их к общению, настраивает всех на доверительный лад, создает комфортный микроклимат для сотрудничества, как ребят друг с другом, так и с классным руководителем.
  2. В воспитательном мероприятии использованы следующие педагогические технологии: ИКТ, критическое мышление, ролевая игра, прием синквейн, прием незаконченных предложений, социальное проектирование.
  3. Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютеры, листы ватмана, фломастеры, ручки, чистые листы бумаги, магниты, мультимедийная презентация.
  4. Методическая разработка может быть полезна классным руководителям при подготовке воспитательных мероприятий для подростков по теме духовно-нравственного воспитания.
  1. Основная часть:
  1. Подготовка воспитательного мероприятия: подбор необходимой литературы, подготовка презентации, индивидуальное задание нескольким ученикам (выучить стихотворение наизусть, подготовить ватман в форме сердца, вырезать маленькие разноцветные сердечки, цветные листки бумаги, ксерокопии рассказа «Бабка» В.А. Осеевой), оформление кабинета.
  2. Конспект воспитательного мероприятия

Классный час «Милосердию откройте двери!» (беседа/час общения с выходом на социальный проект)

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здесь и хочу начать наш классный час с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу! Ведь улыбка – залог хорошего настроения. Итак, прошу вас обратить внимание на данный слайд. Назовите известных личностей, представленных на слайде. Как вы думаете, что их всех объединяет?

Ученики: Мать Тереза, Чулпан Хаматова, Анджелина Джоли, Константин Хабенский, Наталья Водянова.  Они занимаются благотворительностью, совершают добрые дела, помогают нуждающимся людям.

Учитель: Верно, думаю, вы догадались, о чем у нас пойдет речь сегодня. Более точный ответ заключается в одном слове, которое буквально означает «милость от сердца». Что же это за слово?

Ученики: Милосердие.

Учитель: Вы абсолютно правы! Тема нашего классного часа – «Милосердие».

2.Основная часть

Учитель: Готовность откликнуться на чужую беду, помочь человеку, чувствуя его боль, как свою — эти качества, к сожалению, встречаются все реже. Бешеный ритм жизни, стремление везде успеть, больше заработать, добиться успеха делают современного человека черствым, равнодушным. О милосердии и сострадании мы задумываемся, только если нуждаемся в них сами. А от умения понимать чувства других зависят наши взаимоотношения с людьми. Сможете ли вы пройти мимо чужой беды? Сегодня мы поговорим о милосердии. Ребята, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «милосердие»? Перед вами маленькие бумажные сердечки, напишите на них по одной ассоциации и прикрепите к большому сердцу на доске. Давайте посмотрим, что же вы вкладываете в это понятие.

Ученики: доброта, щедрость души, сострадание, доброжелательность, забота, сочувствие, сердечность, внимание, благотворительность, сопереживание, волонтерство, помощь, самопожертвование, человечность, гуманность и т.д.

Учитель: Да, ребята, правильно! Словарь В. Даля дает следующее толкование: «Милосердие — сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердость». Милосердие – это особая черта личности, выраженная не только в готовности человека сочувствовать, сострадать, помогать, но и делать это, не преследуя никакой личной выгоды, а исключительно из бескорыстных побуждений. Милосердный человек не жаждет славы, похвалы, благодарности. Зачастую он оказывает помощь анонимно и никому об этом не рассказывает. Китайский мудрец Лао Цзы так говорит о милосердии: «Тот, кто берет – наполняет ладони, а тот, кто дарит – наполняет сердце».

Милосердным можно назвать человека, у которого стремление помогать сильнее, чем его собственные нужды. Милосердный человек обладает такой силой духа и пониманием, что даже если он нуждается сам, есть те, кому помощь нужна еще больше.  А кому требуется помощь, по вашему мнению?

Ученики: детям в детских домах и приютах, старикам в домах престарелых, людям с ограниченными возможностями здоровья, бездомным людям, брошенным животным.

Учитель: Любому человеку в какой-то момент может потребоваться помощь и поддержка других людей. Как вы лично поступаете в разных жизненных ситуациях? Продолжите, пожалуйста, эти незаконченные предложения:

  • когда мой одноклассник рассказывает о своих проблемах, то я …
  • когда я вижу, что упал маленький ребенок, то я …
  • когда я вижу, что пожилая соседка несет тяжелую сумку, то я …
  • когда я вижу, что чья-то собака мечется в поисках хозяина, то я …
  • если мой друг заболел, то я …
  • когда в автобус заходит пожилой человек или женщина с ребенком, то я …
  • если я вижу, что кто-то плачет, то я …      

Учитель: Ребята, думаю, вы согласитесь, что милосердие, сострадание – не всегда что-то глобальное, героическое. Милосердие может встречаться в нашей повседневной жизни. Давайте прочитаем вместе замечательное стихотворение Ирины Коринской. Увы, нескольких слов-прилагательных в нем недостает. Давайте попробуем восстановить их. Работайте, пожалуйста, в парах. (Ученики восстанавливают стихотворение). Вы отлично справились! Молодцы!

Милосердие - милости сердца…

Это может быть __________ взгляд —

Для кого-то __________ дверца

В мир, где помнят, где любят и чтят…

Это может быть __________ фраза,

От которой вновь хочется жить,

Всё __________ забыть (пусть не сразу),

И, поверив в весну, полюбить…

Это может быть чья-то ладошка,

Что легонько коснулась щеки,

Ласку мамы напомнив немножко,

__________ детства деньки…

Это — руки, обнявши за плечи,

Защищающие от беды,

И внезапно __________ свечи

Выводящие из темноты…

Милосердие — милости сердца,

Как мозаика из мелочей,

Позволяющих душам согреться

И ожить без усилий врачей…

Ответы: Ласковый/ открытая/ добрая/ плохое/ беззаботные/ зажжённые

Учитель: Ребята, вы знаете, когда я училась в школе и была пионеркой, вместе с одноклассниками оказывала шефскую помощь старенькому дедушке – ветерану Великой Отечественной войны: мы приносили ему продукты, мыли посуду, ухаживали за огородом, поздравляли в День Победы. В моей памяти сохранились самые теплые воспоминания об этой странице моей школьной жизни – было осознание нужности нашей помощи и искренняя радость и даже гордость от этого. Такая помощь, оказанная пожилым людям школьниками, раньше совсем не была редкостью, называлась она «тимуровской» по имени главного героя книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». И сегодня, ребята, я хочу призвать вас уважительно, по-доброму, с милосердием относиться к людям почтенного возраста – за их долгую жизнь, за их мудрость и опыт. Сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ Валентины Осеевой «Бабка». Прочтите первый абзац и напишите два вопроса, на которые хотите узнать ответ.  

Ученики пишут вопросы и озвучивают их.

Учитель: Прочтите весь рассказ и ответьте на следующие вопросы:

-Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Были ли моменты, когда вы особенно сильно переживали?

-Получили ли вы ответы на свои вопросы? Совпали ли они с вашими ожиданиями?

- Почему автор использовал в заглавии и в тексте такую грубую форму слова - бабка?

-Изменили бы вы название рассказа? Почему/почему нет?

-О чем рассказ заставил вас задуматься?

Ответы учеников.

Учитель: У поэта Андрея Дементьева есть такие строки: «Жизнь нуждается в милосердии. Милосердием мы бедны». Ребята, я уверена, что вы неравнодушные люди и с радостью протяните руку помощи одиноким бабушкам и дедушкам, которые проживают в домах-интернатах нашей области. Некоторые из вас уже высказывали такое желание. Но для начала нам нужно подготовиться.

Ролевая игра + творческие задания

Сейчас я предлагаю вам выбрать листок одного из цветов на ваше усмотрение. (Ученики выбирают листки разных цветов). Пожалуйста, объединитесь по командам соответственно цвету ваших листков. 1 команда (желтый) – Журналисты. Вам нужно написать статью/рассказ в местную газету, рассказывающую о жизни пожилых людей, привлечь внимание читателей к проблеме одинокой старости. 2 команда (зеленый) – Волонтеры. Разработайте план действий по оказанию помощи нуждающимся пожилым людям. 3 команда (синий) – Художники. Придумайте название нашей волонтерской организации, разработайте эмблему, придумайте слоган.

Ученики выполняют задания на компьютерах и представляют свои мини-проекты всему классу.

Учитель: Вы активно поработали, спасибо за ваше неравнодушие и милосердие. Вы знаете, ребята, мир держится на неравнодушных людях, на тех, кто живо откликается на чужую беду, — рядом или на другом краю планеты. Мне бы очень хотелось, чтобы вы последовали достойному примеру Тревора МакКинни, героя фильма «Заплати другому». Мальчик вывел формулу добра: помоги трем людям, которых знаешь ты; каждый из них поможет еще трем, и так до бесконечности. Тогда мир станет добрее и милосерднее. Главное – не быть равнодушным, поступать от чистого сердца, от души. Стихотворение Андрея Дементьева как раз об этом.

Ученик читает наизусть:

Мир держится на добрых людях.

Не на агрессии и зле.

И если доброты не будет,

То ничего не будет на земле.

Мир держится на состраданьи,

А не на важности пустой.

Вот кто-то свет потёмкам дарит,

Чтоб озарить жизнь красотой.

Мир держится на милосердьи,

А не на выгоде и лжи.

Никто из нас не минёт смерти,

А потому добро творить спеши.

3.Рефлексия

Учитель: Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги нашей беседы и напишем синквейн о милосердии.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пример синквейна:

Милосердие

Бескорыстное, искреннее

Проявлять, взывать, согревать

Это любовь к ближнему

Сострадание

Ученики зачитывают свои синквейны.

Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Надеюсь, что наш классный час прошел с пользой для каждого из вас.

При проведении классного часа был разработан план помощи пожилым людям, проживающим в интернатах:

- провести акцию по сбору подарков;

- провести акцию в начальной школе по созданию поздравительных открыток пожилым женщинам к 8 марта;

- провести акцию среди мальчиков «Скворечник» для благоустройства территории интерната;

- провести мастер-класс или помочь с проведением творческого мероприятия для пожилых людей.

Все акции были успешно проведены в рамках проекта. Нам удалось объединить людей разных поколений – младших школьников, подростков, учителей, студентов местного вуза и пожилых людей. Все приняли участие в проекте с большим воодушевлением и энтузиазмом. Цель классного часа «Милосердию откройте двери!» была достигнута.

Список литературы

  1. Зимина А. И. Организация работы классного руководителя в 8-10-х классах // Классный руководитель. – 2007. – №6. – С.14-16.
  2. Никитина Н. Н. Приемы активизации нравственного развития школьников // Классный руководитель. – 2004. – №4. – С.58.

Словари

Даль В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. – М. : Эксмо, 2012. – 896 с.

Интернет-ресурсы

  1. https://rustih.ru/andrej-dementev-zhizn-nuzhdaetsya-v-miloserdii/
  2. https://www.inpearls.ru/1237911
  3. https://www.litmir.me/br/?b=573202&p=1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Откройте Вселенную для себя"

Проектная работа "Откройте Вселенную для себя"  предназначена для работы на уроках окружающего мира  и проведения внеклассных мероприятий в начальной школе....

Классный час. Школа двери открыла для нас.

День необычный сегодня на свете ......

Классный час "В дверь стучится Новый год"

Классный час в начальной школе...

Классный час "В дверь стучится Новый Год!"

Знакомство учащихся с традициями празднования Нового Года в других странах...

Классный час «Откройте волшебные двери добра»

Воспитывать у младших школь­ников потребности творить добро; содействовать воспитанию добро­ты; формировать ценностные гума­нистические ориентиры; вызывать у учащихся желание совершать доб...

Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»Классный час для 3 класса «Открываем волшебные двери добра»

Аннотация для классного часа "Открываем волшебные двери добра" для 3 класса:Классный час "Открываем волшебные двери добра" призван познакомить учеников с понятием добра, заботы о д...