Формирование и коррекция духовно-нравственного мировоззрения в ГПД
проект

Катасонова Юлия Сергеевна

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и коррекция духовно-нравственного мировоззрения в ГПД

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Воспитание личности есть процесс её целенаправленной социализации. Нравственное воспитание – это педагогический процесс моральной социализации школьников, направленные на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему, происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. 

Воспитательная работа в начальной школе опирается на целевые ориентиры воспитательной системы школы и строится с учетом возрастных, психофизиологических особенностей детей начальной школы.

Воспитательная работа в школе-интернате строится на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным направлениям воспитательного и коррекционного процессов, и находится в тесной связи с образовательным процессом. Основным объектом педагогического воздействия является формирование у учащихся и воспитанников сознания, которое в дальнейшем будет определять его социальное поведение.

    Программа внеурочной деятельности «С любовью к родному краю», в соответствии с которой ведётся работа в группе продлённого дня,  способствует развитию у обучающихся духовно-нравственных качеств, расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы. Она ориентирует воспитанников с интеллектуальной недостаточностью на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: «С любовью к родному краю» - формирование гражданской позиции, патриотических чувств, уважения и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

 создание открытой воспитательной среды с использованием возможностей социума для обеспечения занятости обучающихся во внеурочное время;

 внедрение социально-значимых проектов в школе;

 организация деятельности педагогического коллектива по обеспечению охраны жизни и здоровья воспитанников, созданию комфортных условий для обучения и воспитания детей;

  организация оптимального воспитательного поля, единого коррекционно-воспитательного режима в школе-интернате.

  воспитание и развитие личности, способной к саморегуляции эмоций и мотивов поведения, к самоопределению и самореабилитации в семье и в социуме,

 обучение и привитие прочных навыков самообслуживания;

 формирование познавательных интересов;

 выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

 обеспечение выпускникам объема знаний, умений, навыков, социального опыта необходимых для успешной интеграции во взрослую жизнь.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель: формирование у подрастающего поколения любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание патриотизма, формирование гражданской позиции.

Формы работы: беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, туристскокраеведческие поездки, изучение учебных дисциплин.

Познавательные беседы, классные часы:

  • День флага.
  • День народного единства.
  • 16 ноября – День толерантности (Уроки толерантности).
  • День Героев России.
  • «Символы государственной власти».
  • «Я – гражданин России».
  • «Разрешение конфликтов без насилия».
  • «Что значит быть культурным?»
  • «Права и обязанности».
  • «Великие русские полководцы».
  • «С чего начинается Родина?»
  • «Мой район, мой дом».
  • День города.
  • День России.

2. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: сознательное принятие базовых национальных российских ценностей; любовь к школе, своему городу, народу, России,  умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; отрицательное отношение к аморальным поступкам.

Формы работы: беседы о семье, о родителях и прародителях, открытые семейные праздники, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями.

Дети регулярно участвуют в выставках: «День матери», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 марта», «День Победы».

3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.

Цель: формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка, развитие трудовых навыков и умений.

Познавательные беседы:

  •  «Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».
  • «Воспитываю себя сам».
  • «Деньги в доме – результат труда родителей».
  • «Товар, рынок, купля-продажа».

При формировании у детей нравственных качеств важна организация общественно полезной практической деятельности учащихся. В такую деятельность можно включать не только уборку класса, субботники или приведение в порядок своего рабочего места, но и подготовку к различного рода мероприятиям, оформление классной комнаты к праздникам, разовые поручения.

4. 5. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

     Цель:  формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающихся, достижению планируемых результатов освоения основной  образовательной программы начального общего образования.

Традиционно проводятся осенние, зимние и весенние прогулки, где дети наблюдают за сезонными изменениями в природе, играют, собирают природный материал. В осенние месяцы дети занимаются сбором природного материала, потом из него делают различные поделки. Это одно из любимых занятий у ребят. Во время экскурсий в природу  детям напоминается о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.

Внимание уделяется и созданию положительного эмоционально – психологического климата в группе, проводятся динамические паузы, подвижные игры, проводятся беседы о санитарно – гигиенических нормах. В игре в детях пробуждается чувство товарищества, взаимопомощи, дети чувствуют свою причастность к общему делу, учатся соотносить свои личные интересы с интересами коллектива.

Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции. Воспитанники принимают активное участие в Дне Здоровья, в праздновании Масленицы.                

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

Цель: Позитивные изменения культуры поведения воспитанников с ОВЗ.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ДУХОВНО—НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В начальной школе идет актив...

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Программа разработана для работы в начальной школе по направлению духовно-нравственного воспитания....

Классное руководство, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга в 2011-2020 гг. "Петербургская Школа 2020": формирование Петербургской концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Программа Четвертой региональной конференции."Бально-рейтинговая система (БРС)" оценки внеучебных достижений в контексте реализации Стратегии развития системы образования Санкт-Петербуга в 2011-2020 г...

Публикация. Статья. Формирование гражданской идентичности, духовных нравственных ориентиров - приоритетная задача современного образования

Аннотация: актуальность изучения гражданской идентичности заключается в совершенствовании общества, превалировании гуманизма и демократизма. В статье представлены ключевые особенности формирования гра...