Дополнительная общеобразовательная программа «Юный Инспектор (ЮИД)»
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс)

сегодня дети ведут себя на улицах и дорогах неосторожно, выходят на проезжую часть дороги из-за деревьев, стоящих машин и других препятствий. В результате происходит дорожно-транспортное происшествие. Но, исследовав причины проблемы детского дорожно - транспортного травматизма, можно установить, что не только неосторожное поведение влечёт за собой дорожное происшествие, а в большей степени - нежелание выполнять те требования, которые предъявляются к каждому участнику дорожного движения. Немаловажно отметить, что не все юные пешеходы достаточно информированы и обучены основам безопасного движения и поведения на дорогах. Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею  общественного движения «Юные инспекторы дорожного движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yuid1.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа

Утверждено

Приказом директора

МБОУ Якшур-Бодьинская СОШ

_______________Перевощиков А.А.

№ __ от

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Юный Инспектор (ЮИД)»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

Безносова Мария Васильевна

Педагог дополнительного образования

Якшур-Бодья

2021г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………….3

2. Учебный (тематический) план………………………………………….7

3. Содержание учебного (тематического) плана…………………………9

4. Формы аттестации и оценочные материалы………………………….16

5. Организационно-педагогические условия реализации Программы..17

6. Список литературы…………………………………………………….19


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный инспектор (ЮИД)» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Программа предназначена для всех желающих изучать правила безопасного поведения на дорогах и оказания первой медицинской помощи в процессе систематических занятий.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения. Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Данная Программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умений и навыков пропагандисткой работы.

Программа является современным педагогическим средством формирования социальной компетентности обучающихся в вопросах безопасности жизнедеятельности. Программа предусматривает работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.

Новизна и отличительные особенности Программы

Программа построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся.

Цель

Цель Программы: формирование у обучающихся культуры безопасного поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также навыков пропагандисткой работы.

Задачи

  • организовать деятельность отрядов ЮИД;
  • изучить сложившуюся систему пропаганды в области безопасного дорожного движения;
  • способствовать поиску новых форм агитации и пропаганды ПДД, через сотрудничество со службами ГАИ – ГИБДД;
  • способствовать формированию потребностей обучающихся в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения;
  • способствовать формированию устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • обучить способам оказания первой медицинской помощи;
  • развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях;
  • способствовать формированию у обучающихся дорожной этики и культуры безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

  • самостоятельность в принятии правильных решений;
  • убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
  • внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения.
  • здоровый образ жизни и навык самостоятельного физического совершенства.

Категория обучающихся

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения (ЮИД)» предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет.

Срок реализации Программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные инспектора движения (ЮИД)» рассчитана на один год обучения. Продолжительность обучения составляет 36 учебных часа.

Форма и режим занятий

Форма занятий – групповая. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Наполняемость учебной группы 10-12 человек.

Планируемые результаты

  • Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
  • Формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
  • Формирование у детей желания вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы.

По окончании реализации программы, обучающиеся должны знать:

  • правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • серии дорожных знаков и их представителей;
  • способы оказания первой медицинской помощи;
  • техническое устройство велосипеда.

По окончании реализации Программы, обучающиеся должны уметь:

  • работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
  • работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
  • читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

        По окончании реализации Программы, обучающиеся должны иметь навыки:

  • дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
  • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
  • участия в конкурсах, соревнованиях.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности. Правила движения – закон улиц и дорог.

1

1

Входное

тестирование

1

Детское объединение

«Юные инспектора

движения»

2

1

1

1.1

История детского

объединения юных

инспекторов движения.

1

1

1.2

Оформление уголка по

безопасности дорожного движения.

1

1

2

История правил дорожного движения

2

1

1

2.1

История и развитие Правил дорожного движения.

1

1

Творческая работа

2.2

ПДД. Общие положения

1

1

3

Изучение правил дорожного движения

4

2

2

3.1

Правила дорожного движения в России

1

1

3.2

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

1

1

3.3

Правила дорожного движения для пешеходов.

1

1

Интернет-

тестирование

3.4

Правила дорожного

движения для

велосипедистов

1

1

Интернет-

тестирование

4

Дорожные знаки

15

10

5

4.1

Дорожные знаки и их группы

6

3

Творческая работа

4.2

Средства регулирования ДД

4

1

Интернет-

тестирование

4.3

Экскурсии по улицам села.

1

Интернет-

тестирование

5

Основы оказания первой медицинской помощи

6

4

2

5.1

Основные требования при оказании первой медицинской помощи при ДТП.

3

2

1

5.2

Основные требования при оказании первой

медицинской помощи при ДТП.

3

2

1

Зачет

6

Традиционно-массовые мероприятия

6

1

5

6.1

Подготовка выступления агитбригады

1

4

6.2

Итоговое занятие.

Тематическое выступление агитотряда.

1

Показательное

выступление

агитотряда

Итого:

36

20

16


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА

Вводное занятие: изучение техники безопасности.

Теоретическое занятие. Правила движения – закон улиц и дорог.

  1. Детское объединение «Юные инспектора движения».

1.1. История детского объединения юных инспекторов движения.

Теоретические занятия.

История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГИБДД - надежные друзья. Знакомство с положением об отрядах ЮИД, городской программой «Дети - Дорога - Жизнь». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда. Выбор названия, девиза, речевки, песни).

1.2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

Практическое занятие.

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

  1. История правил дорожного движения.

2.1. История и развитие Правил дорожного движения.

Теоретические занятия.

История и развитие Правил дорожного движения. Информация: о первом светофоре; об автотранспорте - легковом, грузовом, общественном; о велосипеде в России; о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.

Практические занятия.

Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.

2.2. Правила дорожного движения. Общие положения.

Теоретические занятия.

Общие положения правил дорожного движения.

Практические занятия.

Оформление собранной информации в дневник отряда.

  1. Изучение правил дорожного движения.
  1. Правила дорожного движения в России.

Теоретические занятия.

Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.

  1. Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

Теоретические занятия.

Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

Практические занятия.

Решение задач, карточек по ПДД. С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.

  1. Правила дорожного движения для пешеходов.

Теоретические занятия.

Обязанности пешеходов. Правостороннее движение. Правила перехода дороги. Места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.

Практические занятия.

Решение задач, карточек по ПДД. В рабочей тетради и в дневнике отряда красочно оформить места перехода проезжей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного путей автомобиля.

3.4. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Теоретические занятия.

ПДД для велосипедистов: техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

Практические занятия.

Решение задач, карточек по ПДД.

4. Дорожные знаки.

4.1. Дорожные знаки и их группы.

Теоретические занятия.

Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков.

Практические занятия.

Изготовление макетов дорожных знаков.

4.2. Средства регулирования дорожного движения.

Теоретические занятия.

Средства регулирования дорожного движения. Транспортные светофоры. Опознавательные знаки транспортных средств. Места установки дорожных знаков. Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения. Виды разметки. Горизонтальная разметка и ее назначение. Вертикальная разметка и ее назначение. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Сигналы светофора. Виды светофоров. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика.

Практические занятия.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. Решение задач, карточек по ПДД.

4.3. Экскурсии по улицам села.

Практические занятия.

Наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценка дорожной ситуации на перекрестке, предвидение скрытой опасности. Оценивание скорости и направления движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».

  1. Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

5.1. Основные требования при оказании первой медицинской помощи при ДТП.

Теоретические занятия.

Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Переломы, их виды.

Практические занятия.

Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

5.2. Оказание первой помощи пострадавшему.

Теоретические занятия.

Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.

Практические занятия.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания

  1. Традиционно-массовые мероприятия.
  1.    Подготовка выступления агитбригады.

Практические занятия. Встречи с сотрудниками ГИБДД в отрядах. Подготовка выступления агитбригады. Составление сценария мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой.

6.2 Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением; разводка автотранспорта на макете перекрестка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!».

Итоговое занятие. Выступление агитотряда в начальной школе.

Педагогические технологии:

- технология разноуровневого обучения используется в настоящей программе для обеспечения усвоения учебного материала, глубина и сложность одного и того же учебного материала адаптируется относительно возможностей и темпа развития каждого обучающегося

- технология сотрудничества (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия, обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения образовательных задач. В качестве традиционных приёмов данной технологии используется диалогическая, парная, групповая работа, нетрадиционных форм организации учебного процесса: игровые формы, творческая мастерская;

- технология проектного обучения позволяет педагогу ориентировать обучающихся на самостоятельную поисковую, исследовательскую, рефлексивную, практическую, презентативную работу, результат которой имеет практический характер, важное прикладное значение, интересен и значим для обучающихся;

  - здоровьесберегающие технологии, используемые в программе, направлены на создание максимально возможных условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и на развитие осознанного отношения обучающихся к здоровью и жизни человека, на развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, на формирование валеологической компетентности, позволяющей обучающемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Формы контроля:

- наблюдение - педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы;

   - самоконтроль - обучающийся самостоятельно проверяет свою работу по образцу, памятке или инструкции;

- взаимоконтроль - обучающийся проверяет работу, выполненную другим обучающимся, по образцу, памятке или инструкции;

- контрольное упражнение - учебное задание для закрепления знаний, умений, навыков и способов выполнения того или иного действия;

- тестирование - выполнение тестовых заданий (открытых или закрытых) по итогам изучения какого-либо раздела программы, в том числе и с использованием коммуникативно-информационных технологий;

-ситуативная задача - задача, позволяющая обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка; - анализ учебных ситуаций - обучающимся предлагается решить ту или иную проблему в рамках тематики программы, например, анализ дорожных ситуаций и т.д.;

- беседа - вопросно-ответный метод контроля; применяется с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления, полученных ранее.

- практическое упражнение – учебное задание для отработки и закрепления практических навыков, умений и способов выполнения того или иного действия.


ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Обучение по данной Программе реализуется посредством расширения и закрепления знаний по Правилам дорожного движения. По итогам обучения по Программе юные инспектора движения смогут оценить дорожную ситуацию и принять правильное решение.

Формой аттестации и контроля являются:

  • входное тестирование: проверка теоретических знаний и практических навыков;
  • промежуточный контроль: проверка практических навыков, полученных в ходе освоения. Программы (интернет-тестирование, зачет, выступления
  • агитотряда ЮИД, участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет);
  • итоговая аттестация: участие в агитбригадах.


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение реализации программы.

Для достижения цели и задач данной Программы предусматривается проведение следующих видов занятий: теоретические и практические занятия, творческие занятия, зачёты, выступления агитотряда ЮИД, участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет).

Основные методы, используемые для реализации Программы:

• изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах; • встречи и беседы с инспектором ГИБДД;

• встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

•  проведение практических занятий по вождению велосипеда;

• участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

• проведение игр, конкурсов, соревнований.

 

Дидактические и лекционные материалы:

• методические рекомендации по курсу ОБЖ для учебных занятий по ПДД;

• буклеты ПДД, плакаты, видеофильмы;

• газета «Добрая Дорога Детства», журнал «Путешествие на зеленый свет».

Для проведения учебных занятий используются журналы, подборки литературы, периодические издания по тематике, интернет-ресурсы.

Материально-технические условия реализации Программы:

• компьютер;

 • проектор.

Оборудование и материалы:

 • конус дорожный 10 шт;

• магнитная доска с магнитами «Азбука дороги»;

• уголок ЮИД.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия Развития, 1998.

2.        Логинова Л.Н. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000.

3.        Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная история службы. - М.: Вариант, 2002.

4.        Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учеб.пособие по правилам дорожного движения. – СПб.: ИД МиМ, 1998.

5.        Юсин А.А. Я купил велосипед. - М.: Молодая гвардия, 1984.

6.        Яковлев Ю. Ваши права, дети. - М.: Международные отношения, 1992.

7.        Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 10.12.1995 года, № 196-ФЗ.

8.        Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1-11 классы. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.

9.        Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. - М.: Просвещение, 1982.

10. Осимволах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации. «Проблемы школьного воспитания» № 2/2001, приложение к журналу «Педагогическое обозрение».- С. 66.

11. Газета «Добрая дорога детства» 2005, 2006, 2008.

Литература для обучающихся и родителей

1.        Князева Р.А. 100 задач по ПДД. – М.: Педагогика, 1997.

2.        Козловская  Е.А.,  Козловский  С.А.  Дорожная  безопасность:  Учебная книжка–тетрадь:   Приложение   к   учебно–методическому   пособию «Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника», под ред. В.А. Федорова. - М.: Третий Рим, 2004.

3.        Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. – М.: Просвещение, 1998.

Интернет - источники

•        Примерные программы и учебно-методический комплект для обучения участников отрядов юных инспекторов движения (http://минобрнауки.рф/документы/4960).

•        Электронные образовательные ресурсы по основным вопросам безопасности дорожного движения (http://минобрнауки.рф/документы/4962).

•        Разработка концепции, методических рекомендаций и проектов нормативных документов по внедрению в деятельность образовательных организаций системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (http://минобрнауки.рф/документы/4965).

•        Комплексный проект профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на период 2013-2020 г.г.(http://минобрнауки.рф/документы/5372).

Нормативно-правовые документы

•        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

№ 273-ФЗ;

•        Федеральный закон от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

•        Правила дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением   Совета Министров- Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 (с изменениями и дополнениями);

•        Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001г. № 196 в редакции от 10.03.2009г.);

•        Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

•        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008);

•        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41);

•        Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242);

•        О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. № 09-3564);

•        Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006г. № 06-1844


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»

Кружок "Юный журналист"Журналистская деятельность имеет большой образовательный потенциал, даёт возможность ребёнку вырабатывать и свободно выражать собственное мнение. Такой род деятельност...

Конкурсный материал "Дополнительная общеобразовательная программа Юный инспектор движения" "Фестиваль педагогического мастерства 2022"

           Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, от...

дополнительная общеобразовательная программа "Юные помощники леса"

программа рассчитана на 1-4 класс, 1 раз в неделю....

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные космонавты»

Цель программы: формирование у младших школьников устойчивого познавательного интереса к космонавтике, астрономии, приобщение к мировым и отечественным достижениям в освоении космоса....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный математик"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный пешеход" 1-4 кл....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Юный инспектор дорожного движения» для слепых и слабовидящих детей

Программа имеет социально-гуманитарную направленность, нацелена на повышение культуры поведения всех участников дорожного движения, в том числе слепых и слабовидящих, и уменьшения травматизма, социали...