Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир прав и обязанностей»
методическая разработка (4 класс)

Кошкарова Людмила Ивановна

Цели:   обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, развивать познавательные способности детей, их кругозор.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в мир прав и обязанностей»

Цели:   обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ι. Ведущий:        Дорогие ребята, сегодня мы совершим небольшое путешествие в мир гражданских прав и обязанностей.

    В школе каждый день за партой

   Все мы дружною семьёй

   По учебникам и картам

   Изучаем край родной.

   И права ребёнка тоже

  Всем ребятам надо знать.

Права  ребёнка надо знать,

 Не только знать,  

Но соблюдать,

 Тогда легко нам будет жить,

 Играть, дружить и не тужить.

ΙΙ. -  Что такое право?

(Право - совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) – толковый словарь Ожегова.)

( Ответы детей:  Права – это то, что может делать каждый человек, то что есть у всех людей.)

Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми.

1.Зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

2. В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе?       (Во Всеобщей декларации прав человека.)

В результате работы ООН (Организации Объединенных Наций)  10 октября 1948 года на свет появился очень важный документ - Всеобщая декларация прав человека. Это дата ежегодно отмечается во всём мире, как День прав человека.

Всеобщая декларация прав человека - это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. Всего 30 статей.

3.  О чем говорится в этом документе? 

В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола.

4.  Как вы понимаете выражение «свободными и равными в своих правах независимо от национальности, языка, пола»?

Это значит, где бы человек ни жил, на каком бы языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами.

Этот документ был переведен на множество языков мира (более 350 в 2009 году) и является самым переводимым документом в мире. Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества (поэтому Декларацию иногда называют Хартией прав человека).

- Ребята, почему же Декларация называется всеобщей?

 (Она называется «всеобщей», так как написана для всех.)

- Скажите, все люди могут рождаться свободными?

Люди не могут рождаться равными. Например, когда ребёнок рождается,  может иметь вес 4кг500г, а другой 3кг 100г. Рождаются свободными  - значит, рождаются людьми. Ведь ещё никто не появился на свет Министром или генералом с пагонами.

Ко всем людям должны относиться как братьям и сёстрам. Вы мне можете задать такой вопрос: « Я в семье единственный ребёнок, и никаких братьев и сестёр у меня никогда не было!»

Мой ответ: « У меня тоже их не было». Но мы все  - люди. И значит братья по разуму и происхождению…

Статья 1. (Всеобщая декларация прав человека.)

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

- Должны ли быть у ребёнка особые права?

Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они - будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены,20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи.

-Что это за документ?

 (Свидетельство о рождении).

- О каком праве он вам напоминает? (Право на имя).

Это первый документ ребёнка. Он говорит не только о факте появления ребенка, но и о том, что этот новый человечек является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии.

Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? (Россия) Правильно. Следовательно, о вас заботится правительство России».

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу). Что значит забота? Кто о вас заботится?

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

ΙΙ. Ведущий: Давайте вспомним, знакомые с детства произведения и рассмотрим на примерах ваши права приближенные к жизни современного школьника.

 В старые годы считали, что ребёнок без битья не выучится и что хорошие манеры и воспитанность надо вколачивать розгой, силой. Но теперь уже все поняли, что можно и нужно учить и воспитывать детей добром.

Я приведу вам сказочный пример:

“Ничего-ничего,– сказала фрёкен Бок, – у меня и дети и собаки быстро становятся шёлковыми”.

– Вспомните, какое имя придумал Малыш для этой Фрёкен Бок?

Учащиеся: Домомучительница.

Ведущий: Учитель, воспитатель должны уважать детей, быть добрыми и терпеливыми. Если ребенок плохо учится или шалит, его нельзя оскорблять, а тем более – бить.

 (На доске появляется новое положение.)

Нельзя учить и поддерживать дисциплину в школе жестокостью и унижением.

Статья 19. «Конвенция прав ребёнка» Ребенок имеет право на защиту от насилия, жестокого, грубого обращения, на уважение человеческого достоинства.

Если ребенок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его, заставлять, требовать, чтобы он был как все. Если ребенок особенный, пусть таким и останется.

Всем вам известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Согласно Конвенции, ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (Статья 1).

Учитель. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать отдельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, посадить Маугли в клетку и обращаться с ним, как с животным?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство (Статья 23).

■Ученик: Я хочу рассказать вам о маленьком мальчике, который жил когда-то в Дании. Он был, по мнению окружающих, странным, а ещё неуклюжий и длинный и некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чём-то своём. В мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе всё тем же странным ребенком. Теперь его имя знает весь мир. Его зовут Ганс Христиан Андерсен.

Ведущий: Эту сказку Андерсен писал, вспоминая свое детство. Вот и этого утенка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали и били, гнали отовсюду… А он просто был не такой, как все. Зато когда он вырос, он стал…кем?

Учащиеся: Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.

(На доске появляется надпись)

Ребенок не обязан быть “как все”.

Статья 2.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

■ Ведущий: Все вы знаете, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

Сейчас я приведу пример из знакомой вам сказки. А вы отгадайте, что это за сказка и ответьте на мой вопрос. Папа Карло купил “Азбуку” с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу. А вот Буратино куда пошел?

Учащиеся: Эта сказка называется “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Её автор А. Толстой.

Эх, знал бы он Конвенцию! Ведь в ней сказано:

Все дети должны учиться, чтобы быть грамотными, умелыми, воспитанными.

■ Ведущий: А давайте вспомним еще одну забавную сказку С. Михалкова.

 Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я её выломаю! 

– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Учащиеся: Это сказка “Три поросенка”.

Ведущий: Кто в этой сказке нарушил Конвенцию?

Учащиеся: Конечно, волк!

Ведущий: Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Вот строки Конвенции, подтверждающие сказанное:

Ребенок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как мама и папа.

■Ведущий: Бывает, что детей приходиться спасать от землетрясения, наводнения, от войны. Из опасного места их могут увезти далеко, иногда даже в другие страны. Но потом эти страны должны помочь родителям и детям отыскать друг друга. Если дети едут к родителям, государства должны пропустить их через свои границы.

Послушайте следующий сказочный пример: “Из бедного, скромного домика бабушки снежная Королева увезла маленького Кая в свой огромный ледяной дворец. Она обещала подарить ему весь мир и пару коньков в придачу. Кто знает. Может быть, она хотела мальчику добра?” Как вы думаете, имела ли она право увозить Кая из родного дома? Что это за сказка и кто её автор?

Учащиеся: Это сказка “Снежная Королева”, её автор Ганс Христиан Андерсен.

Ученик: А вот что говориться об это в Конвенции:

Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать.

Ведущий: Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, – высказать и даже напечатать. И не надо ему говорить: “Мал ещё, помалкивай!” Ну и что, что мал, ведь бывает, и взрослые ошибаются! А в Конвенции так записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

Ведущий: Но, так или иначе, кроме прав у каждого человека есть и обязанности.

Что такое обязанность?

(Круг действий, возложенных на кого - то и обязательных для выполнения)

ΙΙΙ.Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.
Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях

Какие у вас есть домашние обязанности?

Школьные?

По закону?)

У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

Уставе школы ваши права прописаны следующим образом:

  • Уважать права, честь и достоинство всех участников;
  • Прилежно учиться;
  • Иметь аккуратный вид;
  • Соблюдать правила техники безопасности;
  • Беречь школьное здание, оборудование;
  • Придерживаться общепринятых правил поведения;
  • Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

В нашей школе создана и работает детско-юношеская организация «Мечта». Её девиз: « За Родину, добро и справедливость». Законы участников организации « Мечта»:

  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  • Умей сказать правду – она спасет тебя и твоих друзей от лжи.
  • Береги честь смолоду.
  • Хочешь быть благородным – не проходи мимо зла.
  • Уважай тех, кто старше тебя.
  • Приобретай больше знаний – это облегчит тебе жизнь.
  • Трудись с охотой – это украсит твою жизнь.
  • Сохраняй лучшие школьные традиции.

Ведущий. Нужно выполнять важную обязанность – уважать права другого. 

Сценка

1 ситуация

 (Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляя громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.)

Мама. Сколько раз тебе говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

С ы н. Но мама! Ты же все равно в 10 часов еще не спишь.

 Ведущий.. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Ученики. Сын пользуется правом на отдых и досуг.

Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребенка. Но в данной ситуации он ущемляет права родителей и соседей на отдых.

Ведущий. В данном случае поведение сына является нарушением общественного порядка. О какой важной обязанности он забыл?

Ведущий. Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека.

2 ситуация

Ваня: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

3 ситуация:

Мария Степановна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!

ΙV. Давайте посмотрим, какие задания приготовила для нас Мудрая Сова.

Задание № 1
Выбери предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
- После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
 Задание № 2
Определи, что  является обязанностью школьника
 -Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе

 Задание № 3
В какой ситуации нарушается право на жизнь и здоровье?
 -Водитель во время движения превысил  скорость.
 -Коля и Петя поссорились. Коля ударил Петю.
-Во время прогулки Миша промочил ноги и сильно заболел. Мама заставила Мишу выпить микстуру.
-Во время строительных работ рядом с объектом не было написано предупреждение "Осторожно! Опасная зона!"
 -У Вити было День рожденье, и он весь вечер громко слушал музыку с друзьями.

Задание № 4
Соблюдение каких правил поможет тебе сохранить собственную жизнь и не нанести вреда жизни и здоровью других людей?
-Соблюдение правил дорожного движения.
 -Соблюдение правил безопасного поведения в школе.
- Соблюдение правил  "хорошего тона."
- Соблюдение правил русского языка.

Задание № 5  В каких ситуациях нарушается право на образование?

 -Петя живёт в деревне, в которой нет школы. Ближайшая школа находится в городе, но автобус из деревни в город сломался. Петя не может посещать школу.
- Коля заболел,  и мама оставила его дома во время учебных занятий в школе.
- Во время уроков Оля постоянно отвлекает Аню, мешает ей слушать учителя, выполнять задания.

Задание № 6

Определи, в какой ситуации не учитывается мнение собеседника.

-Мама попросила Петю убраться  в своей комнате. Петя ответил: "Я не буду убираться".  Тогда Мама не отпустила Петю гулять.

-Аня и Оля - подруги.  Оля пришла в школу в новом платье, оно ей очень нравилось. Ане не понравилось платье, она сказала, что у Оли нет  вкуса и  перестала дружить с девочкой.
- Ребята обсуждали маршрут экскурсии с учителем. Они предложили идти на озеро. Учитель сказал, что дорога до озера очень опасная, и отказался туда идти.

V. Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

Право на:

- жизнь;

- имя;

- гражданство;

- благополучие и любовь;

- образование;

- отдых,  на личную жизнь;

- собственное мнение на мирную жизнь;

- здоровый образ жизни.

Ваши  основные обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка:

- Первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.

- Вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.

- Третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

  В заключении, подводя итоги нашего классного часа, я хочу сказать, что надо обязательно знать ваши права и исполнять их, разумно пользоваться правами и жить по самым простым человеческим законам добра и справедливости. Так, чтобы нам, учителям, воспитателям, вашим родителям, никогда ни за что не пришлось «краснеть» за вас. Где бы вы ни жили, кем бы вы ни стали: банкиром, юристом, военным, инженером, врачом, автомехаником, строителем самое  главным быть достойным гражданином своей Отчизны.

                                                                                                       

  Поэтом можешь ты не быть                                                                                                      

 Но гражданином быть  обязан,  

 А что такое гражданин?

 Отечества достойный сын»

Н.А. Некрасов  « Поэт и гражданин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну «Прав и обязанностей школьника».

•В каком году была принята  Декларация прав ребенка?•Что обозначает слово «конвенция»?•В каком году была принята Конституция РФ?...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну правил дорожного движения"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну правил дорожного движения"...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну правил"

Внеклассное мероприятие для начальной школы "Путешествие в страну правил". В игровой форме повторяются правила поведения для сохранения своего здоровья....

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

ПРЕДСТАВЛЕНА РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ПАРАЛЛЕЛИ 2 КЛАССОВ НА ТЕМУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ"...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Правил Дорожного Движения"

Целью данного занятия является повторить основные правила дорожного движения, основные знаки запрета и разрешения,продолжить обучению правилам ожидания транспорта на остановке, правилам поведения в об...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в Школу правил Этикета"

Приветствую Вас, уважаемые коллеги! Знакомство с Вами начинаю с публикации своего первого материала, который несет в себе воспитательную ценность. Воспитание вежливости, доброты является одной из зада...