Внеклассное мероприятие. День Земли
классный час (3 класс)

Тютрина Ирина Афанасьевна

День Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_svoyu_planetu.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Методическая разработка урока-утренника

«День Земли. Береги свою планету!»

для начальной школы

Выполнила учитель начальных классов: Тютрина И.А.

г.Улан-Удэ

2023г.

«День Земли. Береги свою планету!»

(Познавательный экологический утренник)

(В сценарии использованы отрывки из стихотворений С. Михалёва, В. Береста, Е. Серовой, JI. Кудрявской, Я. Низевой, 3. Александровой, К. Забойского, А. Яшина, Б. Заходера, С. Ахматовой, И. Мазина, М. Дудина)

Цели и задачи классного часа (утренника):

  • познакомить обучающихся с Днём Земли;
  • активизация досуговой и познавательной деятельности учащихся;
  • привития потребности охраны окружающей среды и экологической культуры поведения.
  •  воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Планируемые результаты.

Личностные:

− понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;

− проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и

окружающей среды;

− стремиться к расширению своих знаний в области экологии.

Метапредметные:

− проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации

в соответствии с учебной задачей;

− строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение,

формулировать суждения, описывать иллюстрации;

− участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам

обсуждения;

Комплект материалов:

− сценарий;

− презентация;

− аудиосопровождение;

Оборудование. Зал или классная комната украшена плакатами. На сцене (на классной доске) большой рисунок земного шара, рисунки учеников экологической тематики. Для классного часа желательно подготовить картинки о природе, иллюстрации, изображающие растения и животных из Красной книги, аудиозаписи музыки или песен.

Учитель должен заранее прорепетировать с ребятами фрагменты сценария классного часа, помочь им изготовить детали костюмов. Слова ведущих можно пересказывать не наизусть, а близко к тексту данного сценария. Если это необходимо, можно читать с листа.

 «Природа — наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и наш долг». М. Пришвин

Ход классного часа (утренника)

                        Человек осваивает природу

Слайд № 1

На сцену (к классной доске) выходят три ученика и на фоне тихой музыки читают отрывки из стихотворения С. Михалева «Стон Земли».

Слайд № 2

  1. й        ученик. Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

       Не год, не два, а миллиарды лет

      Я так устала... Плоть моя покрыта

      Рубцами ран — живого места нет.

      Терзает сталь мое земное тело,

      И яды травят воды чистых рек,

      Все то, что я имела и имею

      Своим добром сметает человек.

  1. й        ученик. Мне не нужны ракеты и снаряды,

       А ведь на них идет моя руда!

       А что мне стоит только штат

       Невада, — Его подземных взрывов череда!

  1. й        ученик. Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться        

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

  1. й        ученик. Не потому ли, загораясь мщеньем,

      Я против сил безумных восстаю

      И сотрясая твердь землетрясеньем

      На все обиды свой ответ даю.

  1. й        ученик. И не случайно грозные вулканы

       Выплескивают с лавой боль Земли.

       Очнитесь, люди! Призовите страны,

       Чтобы меня от гибели спасти!

  1. й        ученик. Вот почему сегодня предлагаем

       Вам всем задуматься о матушке Земле.

        Внимание! Мы праздник начинаем

       С надеждой обращаясь именно к тебе!

Чтецов сменяют трое ведущих.

Слайд № 3

  1. й        ведущий. Земля... какая она? Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны. Облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается кратерами дымных вулканов. Пускает птиц в поднебесье и по всем лесам — быстроногих зверей.
  2. й        ведущий. Человека Земля увлекала своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью своих горизонтов. Хотелось взглянуть: что же там, за зарей, за соседним лесом, за лугом? И человек собирался в путь, оставляя крестьянский рубленый двор, стрелецкий посад или тихую над прудом усадьбу.

Слайд № 4

  1. й        ведущий. По тропам, по безымянным дорогам шел землепроходец, обдирая ноги о камни. Стоял человек на краю Земли, седой, состарившийся в странствиях, опираясь на посох, и огромной казалась ему Земля. И слаб и мал был человек перед силами природы.

Учитель. Ребята, сегодняшний наш разговор посвящен защите окружающей среды. Почему именно защите? Чтобы понять это, нам надо совершить небольшое путешествие в далекое прошлое и пронаблюдать развитие жизни на земле.

Слайд № 5

Мы мысленно переносимся на несколько тысячелетий назад и поднимаемся над территорией нынешней густонаселенной Европы. Вы видите очень мало признаков обитания человека: кое-где группы примитивных шалашей и навесов, дымки костров, узкие тропинки, теряющиеся сразу же за поселениями. И леса, леса, леса! У людей очень примитивные орудия труда, и человек еще не может нанести природе существенный урон. Он сам является частью природы и не отделяет себя от нее.

Слайд № 6

В 1: Сегодня населенные  пункты  становятся  крупнее. Люди пытаются заглянуть за горизонт, истребления  по пути  животных  и   растения. Человек научился прокладывать каналы и осушать болота.  Родился  лозунг: «Покоряй природу».

Слайд 7

В 2:  Создано новое водохранилище - Покоряем природу!

Слайд № 8

В 3: Пользуйтесь ДДТ! Новый  химический  препарат - Покоряем природу!

Слайд № 9

В 1: Открыто новое месторождение, в тайге построен новый комбинат, проложена новая железная дорога! - Покоряем природу!

В 2: Земля находится в большой опасности. И виноваты в этом мы, люди.

Плакат на доске

Стали люди сильными, как боги,

      И судьба Земли у них в руках.

      Но темнеют страшные ожоги

      У земного шара на боках.

           Мы давно освоили планету,

           Широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нет,

Чёрные сотрёшь ли, Человек?

           

Выясним отчего чёрные пятна.

           Учитель. Ребята, возвращаемся из нашего путешествия в прошлое. Надеюсь, теперь вам понятно, почему надо оберегать природу? (Возможные ответы учеников.)

Слайд № 10

Учитель.  Но постепенно человек начал понимать, что не в покорении нуждается наша природа, а в глубоком ее понимании. Технический век привёл к глобальным изменениям в природе, которые стали замечать учёные всех стран. Начиная с 60-х годов XX столетия человечество все больше склоняется к мысли о разумном использовании ресурсных возможностей Земли, все больше волнуют людей проблемы экологии - “УЧЕНИЕ О ДОМЕ ПРИРОДЫ”, ежегодно отмечается во многих странах мира  22 апреля, в день весеннего равноденствия -  День Земли.

 Слайд № 11

Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века.

Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.

С 1994 года этот день объявлен всемирным.   С 1997 года День Земли  начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.

Создается Красная книга

“Красная книга” – красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт,
Пусть зовёт не напрасно,
“Красная книга”, “Красная книга”!

Слайд-шоу № 12 с сопровождением музыки

Слайд №13 (региональный компонент)

      Учитель. Красная книга Республики Бурятия впервые была издана в 1988 году, является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Республики Бурятия, а также перечень необходимых мер по их охране и восстановлению.

Слайд №14

Редкие растения Бурятии

Слайд №15

Редкие животные Бурятии

    Ученик 1. Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!

     Ученик 2. Здравствуйте, птицы: соловьи: совы, воробьи и голуби! Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

     Учитель. Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, о которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

    Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается.

Иногда слышишь: «Человек - царь природы!» Но кто поставил человека над природой? Сам человек!  А кто человек без природы? Представить себе это невозможно ... Без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.

Сегодня к нам в гости пришли объекты неживой природы.

Слайд № 16

Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья и человека, и животных.

Байкал в результате «деятельности» закрытого ныне целлюлозно-бумажного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

Бухта Находка, Золотой Рог, Амурский залив потеряли свое промысловое значение из-за загрязненности. В результате медузы крестовики стали агрессивными и нападают на человека.

Слайд № 17

П о ч в а  Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет! А вот разрушить ее можно очень быстро. Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи, часть его даже оставалась на полях. Но суховеи поднимали миллиарды тонн плодородного слоя - и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек начал вносить горы минеральных удобрений: пестицидов, нитратов, ддт. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей.

Слайд № 18

Воздух. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная - над Антарктикой, временами расширяющиеся и временами уменьшающиеся над Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Уничтожаются леса, в основном тропический, многоярусный лес. Смешанные леса России усыхают в результате неправильной мелиорации. А усохшие леса - плохие поставщики кислорода в воздух. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов черной и химической промышленности?

Физкультминутка-игра «Да, нет»

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши над головой, если – нет, то присядьте.

  • Необходимо экономно использовать природные ресурсы.
  • Я закрываю водопроводный кран, пока чищу зубы.
  • Я не выключаю свет, выходя из комнаты.
  • Мне не нравится запах выхлопных газов.
  • Я мусорю на улице.
  • Видя насекомое в своей комнате, я выпускаю его на волю, вместо того, чтобы убить.
  • Используя бумагу в работе, трачу её попусту, не экономно.
  • Планета Земля - наш общий дом.
  • Охрана природы приносит пользу.

Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!

Работа в группах:

  1. Очистим нашу планету от чёрных пятен.
  2. Обращение к людям, правило - напишите на листочке, как избавиться от чёрных пятен на Земле.

После выполнения прикрепить рядом с плакатом планеты.

Слайд № 19

Выходят два ученика и начинают читать стихи Валентина Берестова.

  1. й        ученик. Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

В зале (в классе) поднимается ученик, заранее предупрежденный, и как бы отвечает первому чтецу следующими словами:

Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем

Никогда!

Пусть птенцам

И маленьким зверятам

Хорошо живется

С нами рядом!

  1. й        ученик. Прекрасна, прекрасна

Родная земля.

Прекраснее мне не найти

Никогда!

Зеленые долы,

 леса и поля,

И синяя в море вода.

  1. й        ведущий. Природа — наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений — наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя М. Пришвина (плакат — изречение, приведенное в начале данного сценария, читает один из учащихся).
  2. й        ведущий. И если каждый человек будет охранять свою Родину, то в целом мы сохраним свою планету по имени Земля.

Слайд № 20

  1. й        чтец: Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

 Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

М. Дудин

  1. й        чтец. Берегите времени крутые повороты,

Радость, вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость жизни, Молока и Хлеба.

Берегите доброту и жалость,

 Чтоб они за слабого сражались.

М. Дудин

Все вместе заканчивают утренник стихами:

Давайте, люди.

 Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом.

Как парус с морем

Трава с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Давайте, люди,

 Любить планету

Во всей Вселенной

Похожей нету!

Слайд № 21

    Часто большое начинается с малого... Друзья! В наших силах помочь нашему общему дому - ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ! Каждый из нас должен бережно относиться к родной планете, заботиться о ней, а не причинять ей боль... Сделайте важный шаг — начните с доброго дела! 

Домашнее задание: нарисовать плакаты, которые  будут призывать людей беречь и охранять  планету Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "День Земли"

Конспект внеклассного мероприятия "День Земли" с презентацией...

Разработка внеклассного мероприятия - День Земли

Данный документ является внеклассным мероприятием по окружающему миру для учащихся начальных классов.  Его содержание в занимательной форме рассматривает проблемы охраны окружающей  среды и ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"

Разработка внеклассного мероприятия "День Земли"...

Внеклассное мероприятие "День Земли" (на татарском языке)

Представленный материал можно использовать для проведения праздника "День Земли"  22 апреля....

внеклассное мероприятие "День Земли"

Данное мероприятие предлагается проводить в начальных классах в преддверии празднования Дня Земли. Мероприятие способствует воспитанию уважения к окружающему миру и хозяйскому отношению к родной земле...

Внеклассное мероприятие "День Земли"

22 апреля-Международный день Земли.Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает замечательная природа. На земле живут люди, животные, растения и всем им должно быть хор...

Внеклассное мероприятие "День Земли" с элементами проектной деятельности.

День 22 апреля 1994г был объявлен Международным Днём Земли. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это праздник чистой воды, земли и воздуха. Это день напоминан...