Организация работы по развитию логического мышления детей .
статья

В статье приведен пример организации работы с младшими школьниками на развитие логического мышления с помощью блоков Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по развитию логического мышления детей .

 

         Логическое мышление является инструментом познания человеком окружающей действительности, поэтому его формирование в дошкольном возрасте является важным фактором становления всесторонне развитой личности.  Степень формирования   логического мышления - один из критериев качества социальной адаптации детей дошкольного возраста.

         На формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой задачу развить логическое мышление детей экспериментальной группы при помощи логических блоков Дьенеша.​

​  Нами была проведена предварительная работа к формирующему этапу эксперимента:

-  мы приобрели необходимую методическую литературу и игровые пособия «Логические блоки Дьенеша» (объемные);

- мы оборудовали и оснастили помещение, в котором находятся дети экспериментальной группы, играми на основе логических блоков Дьенеша.

Когда мы предложили детям экспериментальной группы новую игру «Логические блоки Дьенеша», дети заинтересовались ею,  стали рассматривать фигуры, сравнивать их, делать из них постройки.   В ходе игры они пришли к выводу, что в наборе нет даже двух одинаковых фигур, далее они самостоятельно выяснили,  что все фигуры отличаются цветом,  формой,  размером и толщиной.

И лишь тогда, когда дети твердо усвоили все качественные признаки предметов, мы предложили карточки – свойства, которые, были необходимы для игр, объяснили, что они обозначают и как ими пользоваться.

Мы поставили перед собой задачу методом эксперимента  проверить эффективность влияния использования логических блоков Дьенеша на качество формирования логического мышления у дошкольников 6-7 лет.

С экспериментальной группой детей проводилась целенаправленная систематическая работа по развитию логического мышления  посредством игр, организованных на основе логических блоков и карточек-свойств.

Формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы проходил в течение месяца (февраль 2016). Нами была создана система из развивающих игр с блоками Дьенеша, наиболее соответствующих целям нашего эксперимента, по принципу постепенного усложнения правил игры:

1. « Поможем золушке»

2. « Веселые игрушки»

3. « Паровозик»

4. « Раздели фигуры»

5. « Приглашаем в гости»

6. « Гусеница»

Описание развивающих игр с блоками Дьенеша представлено в Приложении 2.

В ходе работы обеспечивалось постепенное усложнение формирования умений. Сначала дети закрепляли умения выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. Затем дети овладели умениями выявлять в объектах и абстрагировать одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом овладение мыслительными операциями шло на логическом уровне, когда дети оперировали своими умениями.

Игры с блоками Дьенеша вели детей 6 – 7 лет  в  развитии их логического мышления от возможности оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя свойствами. В процессе различных действий с блоками Дьенеша дети сначала осваивали умения выявлять и абстрагировать в блоках одно из их свойств, а в дальнейшем учились сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.  Позже дети овладевали умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам  —     по цвету и по форме, по форме и по величине и так далее. В дальнейшем происходило усложнение до трёх свойств одновременно. При этом в одном и том же упражнении мы старались менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

В ходе формирующего эксперимента была проведена работа с родителями: анкетирование родителей с целью выявления их знаний о необходимости развития логического мышления детей (Приложение 3). На основе полученных в ходе анкетирования данных с родителями экспериментальной группы детей широко велась консультативная работа, для них мы подготовили консультации на темы: «Особенности формирования логического мышления у дошкольников 6 - 7 лет» (Приложение 4), «Занимательные игры с блоками Дьенеша,  что это такое?» (Приложение 5).

Этот этап эксперимента включал в себя различные виды  деятельности:

- совместная деятельность детей с воспитателем;

- совместная деятельность детей с родителями;

- самостоятельная деятельность детей.

В процессе совместной деятельности с детьми мы всегда поддерживали детскую инициативу, а также тактично рассматривали все предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться. Мы старались заинтересовать каждого ребенка играми с блоками Дьенеша.

Очевидно, что успешная реализация поставленной проблемы развития логического мышления детей возможна лишь при условии создания соответствующей развивающей предметно - пространственной среды, включающей наличие блоков Дьенеша для самостоятельной деятельности детей. Детям был обеспечен свободный доступ к игровому материалу.

Дети стали объединяться в группы и самостоятельно придумывать свои игры с блоками Дьенеша: они составляли лабиринты, схемы, используя логические блоки и карточки – свойства, кодировали свои послания друг другу. А затем они стали привлекать родителей к этим играм, детям очень нравилось, что после работы мама или папа задерживались в группе и играли с ними.

Потом ребята самостоятельно изготавливали логические фигуры из цветного картона, рисовали карточки, уносили их домой и совместно с родителями придумывали свои игры, схемы, а затем приносили их в детский сад и делились своими успехами с взрослыми и товарищами. Многие родители, увидев интерес детей к блокам Дьенеша, приобрели наборы «Блоки Дьенеша» детям для дома. Тем самым осуществлялось интегрированное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Работа, проведенная на формирующем этапе эксперимента, была системной, последовательной. Также следует отметить, что в результате проделанной работы, у детей сформировался устойчивый интерес к  играм с блоками Дьенеша.

          Использование в совместной деятельности с детьми экспериментальной группы системы игр и упражнений с блоками Дьенеша явилось формирующим этапом между диагностикой первоначального уровня развития логического мышления у  детей 6 - 7 лет и окончательным анализом результатов на контрольном этапе эксперимента.  

     Формирующий этап эксперимента мы считаем самым значимым и ответственным в нашем эксперименте по развитию логического мышления детей 6-7 лет, ведь от содержательного аспекта зависят  окончательные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе

Условия развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе...

Развитие логического мышления детей в начальной школе.

Статья для учителей начальных классов....

Практикум - семинар "Развитие логического мышления детей 5-7 лет"

Практикум-семинар по преемственности между дошкольным и школьным образованием...

«Приемы работы по развитию логического мышления на уроках математики у детей с ОНР»

laquo;Приемы работы по развитию логического мышления на уроках математики у детей с ОНР»        Общее недоразвитие речи - разному, но обязательно находят своё...

Практические рекомендации родителям по развитию логического мышления детей дошкольного возраста

Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, педагоги начальных классов отмечают, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать л...

Развитие логического мышления детей с тяжелым нарушениями речи

Аннотация. В статье раскрывается необходимость развития логического мышления у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Показаны особенности  высказываний детей с нарушениями речи, выделен...