Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка». Разработка родительского лектория Родительское собрание в 1 классе. МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул Учитель начальных классов Демина Н.В.
материал (1 класс)
Цель:
1.Определить значение общения для детей и взрослых.
2.Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
1. Общение и его роль в жизни человека.
2.Общение ребёнка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demina_n.v._znachenie_obshcheniya_v_razvitii_lichnostnyh_kachestv_rebenka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 114 г. Барнаул
Учитель начальных классов
Демина Н.В.
Разработка родительского лектория
Родительское собрание в 1 классе:
Тема: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».
Цель:
#1054;пределить значение общения для детей и взрослых.
#1056;ассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
1. Общение и его роль в жизни человека.
#1054;бщение ребёнка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
Ход лектория.
Детство – это один из возрастных периодов, который происходят психологические изменения, решающие для формирования личности. Как правило, психологи считают личностью человека, достигшего определённого уровня психологического развития. Известный российский психолог Л.И. Божович, характеризуя личность человека, выделяла в нём способность управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать и «переживать» самого себя как единое целое, отличное от других и выражающееся в понятии «Я», а также наличие собственных взглядов и отношений, моральных требований и оценок.
Можем ли мы в таком случае считать личностью 6-7- летнего ребёнка? Скорее всего да, но личность развивающейся. А.Н. Леонтьев считал, что этот период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных «механизмов» поведения. По А.Н. Леонтьеву, личность рождается дважды. В первый раз, когда трёхлетний малыш произносит революционное «я сам!», и второй – когда возникает сознательная личность.
В школьные годы завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют, высшие единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Эти формирующиеся связи и отношения устанавливаются между отдельными процессами деятельности ребёнка, причём имеют особую природу, социальную, так как могут образовываться исключительно на основе общественных условий жизни, т.е. только у человека и лишь на определённом этапе его развития. Возникают они под влиянием воспитания.
Основной характеристикой развития личности школьника А.Н. Леонтьев считает переход к возникновению иерархии мотивов, их соподчинения. Появляется идеальная мотивация, когда поведение направляется представлением о предмете, а не только реальным предметом. Такой переход знаменует появление принципиально новых возможностей саморегуляции, когда деятельность становится внутренне осмысленной, а не подчиняется однозначно внешне предметной заданности.
Свой ребёнок для каждого родителя уникален. Он не похож на других; и смеётся, и играет он совершенно по-особому. И для маленького ребёнка его родители – это совершенно особенные люди, его дом – это целый огромный мир. Ваш малыш очень легко может потеряться в этом мире, который с каждым днём становится для него всё шире и шире. Чтобы понять его и удержаться в нём, ребёнку нужно уметь налаживать контакты с другими людьми, живущими рядом.
Практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без конфликтов и стеснения общаться. Так давайте поможем ему в этом. Попробуем развить некоторые умения, что пригодятся ему в реальном общении, поможем ему пройти сложный, но необходимый путь к беспрблемному общению более безболезненно.
Есть простые игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться, которые родители могут провести дома индивидуально со своим ребёнком или вместе с его друзьями.
Игры:
«Я и моё тело». Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательной раскрепощение. Это важно, так как только физически свободно чувствующий себя ребёнок спокоен и психологически защищён.
«Я и мой язык». Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимика, пантомимики, на понимание. Того, что, кроме речевых, существуют и другие средства общения.
«Я и мои эмоции». Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
«Я и моя семья». Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к его членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.
Мини- анкета «Общение детей и родителей в лицах».
Уважаемые мамы и папы! Внимательно посмотрите на мимические позы лица и ответьте на следующие вопросы:
1. 2. 3. 4.
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? (рисуют родители).
Анкета для родителей.
- Сколько времени в день вы отводите на общение с ребёнком?
- Известно ли вам от самого ребёнка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы; как зовут его соседа или соседку.
- Каковы проблемы, которые есть у вашего ребёнка?
Анкета для родителей.
- Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?_________________________
- Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?_____________
____________________________________________________________________
- Как реагирует ваш ребёнок на наказание?_______________________________
- Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребёнка?_______________________________________________________________
- Как вы ведёте себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?______________________________________________________________
- Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете наказанием?______________________________________________________________
- Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребёнка или делаете в одиночку?____________________________________________
- Как долго помнит ваш ребёнок наказание?_____________________________
- Какие меры наказания в вашей семье исключены?_______________________
Советы родителям.
- Статистика свидетельствует о печальном факте, что большинство наших детей на умеют выражать свои мысли и принимать участие в беседе. Несмотря на достаточный словарный запас и нормальную артикуляцию, дети, как правило, не умеют общаться.
- Шагая с ребёнком по улице, отвлекитесь от своих мыслей, прислушайтесь к его болтовне. А потом и сами спросите:
- Как ты думаешь, о чём рассказывает нам сосулька?
- Интересно, о чём размышляет этот нахохлившийся воробей?
- Давай сочиним сказку про мороз.
- Разговаривать с ребёнком можно об очень многом, стоит только взглянуть на окружающий мир.
- А дома просто возьмите лёгкую книгу, можно сказки, прочитайте её вместе и попросите его пересказать (лучше «своими словами»).
- Каждый день делитесь своими впечатлениями о музыке, об интересной игре, о людях, об окружающем мире, природе – обо всём, что волнует вас. В ответ на это вам раскроется его душа и, поначалу подражая, а потом становясь всё самостоятельнее в суждениях, он будет отвечать вам тем же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка».
Материал предназначен для беседы с родителями на родительском собрании и индивидуальной беседы....
Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»
Родительское собрание...
Родительское собрание на тему: «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка. О детской дружбе»
Зачем нужны друзья? Контактные и замкнутые дети. Как помочь ребёнку найти друзей? Семь секретов социального успеха....
Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка
Роль семьи в воспитании ребенка....
Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»
Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» может быть проведено в 3 классе...
РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ на тему: " Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка"
Лекторий способствует развитию самоуважению и чувства собственного достоинства у ребёнка. Учит общению в семье, школе, со сверстниками и взрослыми....
Методическая разработка тематического родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.Задачи: рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и...