Единство России – в дружбе народов
методическая разработка (4 класс)

Цель мероприятия:

  • формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа.

 Задачи:

  • способствовать развитию личного интереса у школьников к изучению истории России на примере оригинального решения проблемных ситуаций соотечественниками;
  • демонстрация значения сплоченности в жизни человека, целого народа.
  • расширить знания у школьников об исторических событиях нашей Родины, воспитать у них чувство гордости и сопричастности, уважения к культурному наследию своей Родины;
  • способствовать развитию творческих и коммуникативных умений.

Планируемы результаты:

  • повышение компетентности участников мероприятия в области патриотизма, проявление ими интереса к познавательной деятельности по отношению к истории России;
  • проявление детьми чувства гордости и сопричастности, уважения к историческому и культурному наследию России;
  • проявление участниками умения нестандартно решать творческие и социальные задачи, подходя к их решению с различных сторон;

Форма проведения занятия: игра – викторина.

Виды деятельности: продуктивный, творческий, групповой.

Используемые методы:

  • наглядно-иллюстративный метод;
  • метод наглядного моделирования, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, факта другим предметом, изображением, символом; 
  • групповой метод;
  • обратная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvo_rossii.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Единство России – в дружбе народов

Тематическое мероприятие, посвященное Дню народного единства

Цель мероприятия: 

  • формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа.

 Задачи:

  • способствовать развитию личного интереса у школьников к изучению истории России на примере оригинального решения проблемных ситуаций соотечественниками;
  • демонстрация значения сплоченности в жизни человека, целого народа.
  • расширить знания у школьников об исторических событиях нашей Родины, воспитать у них чувство гордости и сопричастности, уважения к культурному наследию своей Родины;
  • способствовать развитию творческих и коммуникативных умений.

Планируемы результаты:

  • повышение компетентности участников мероприятия в области патриотизма, проявление ими интереса к познавательной деятельности по отношению к истории России;
  • проявление детьми чувства гордости и сопричастности, уважения к историческому и культурному наследию России;
  • проявление участниками умения нестандартно решать творческие и социальные задачи, подходя к их решению с различных сторон;

Форма проведения занятия: игра – викторина.

Виды деятельности: продуктивный, творческий, групповой.

Используемые методы:

  • наглядно-иллюстративный метод;
  • метод наглядного моделирования, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, факта другим предметом, изображением, символом;  
  • групповой метод;
  • обратная связь.

Ход занятия

Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. А знаете, какие народы проживают в нашей стране? (ответы детей). Да, в нашей стране живут и работают, русские, татары, белорусы, чуваши, коми, ханты, армяне и многие другие. Все они дружат между собой. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, песни, танцы, но все они связаны тем, что у них одна Родина – Россия. И для всех народов стал родным русский язык.

Во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее.

С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник – День народного единства, который посвящён Родине и дружбе между народами. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских и литовских интервентов и продемонстрировало образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. В честь той победы, когда наша Русь объединилась и выстояла, стали праздновать в России День народного единства. В Москве на Красной площади на деньги князя Дмитрия Пожарского был воздвигнут храм – Казанский собор – в честь освобождения Москвы от поляков и назван в честь иконы Казанской Божьей Матери. По преданию именно эта икона сопровождала народное ополчение на всём протяжении похода из Нижнего Новгорода до Москвы. 4 ноября 1612 года войска Минина и Пожарского чудотворным образом вошли в столицу. Собор был деревянный и сгорел, но вскоре на средства царского семейства был построен и освящён каменный собор. Дмитрий Пожарский и Козьма Минин показали себя отважными и мудрыми полководцами. В память о героях на собранные народом средствам в Москве был поставлен памятник К. Минину и Д. Пожарскому.

Вот так, много лет назад русский народ объединился и не позволил полякам захватить свою Родину. С тех пор в наше        й стране живут много разных народов, и в одном они едины: это в желании жить мирно и дружно. День народного единства – это праздник единства всех людей, проживающих на территории нашей страны. Все мы разные, но нас многое объединяет. Например, дети всех народов любят играть. А вы любите? (ответы детей).

Послушайте загадки (дети слушают загадки о цветах флага):

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка, написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете…. (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы, как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила,

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко … (красным)

Что у вас получилось? (флаг)

Давайте вспомним главные символы нашей страны (ответы детей). Правильно! Это наш флаг, герб и гимн.

На экран выводятся изображения государственный символов России, играет гимн.

 А знаете, что означают цвета Российского флага?

Белый: мир, чистота, непорочность, совершенство.

Синий: вера, верность и постоянство.

Красный: энергия, кровь, пролитая за отечество.

А это герб РФ - золотой двуглавый орёл на красном поле. Над головами изображены 3 короны. В лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство. На груди изображён всадник, поражающий копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света со тьмой, защита Отечества.

Ребята, как вы понимаете, что такое единение? (ответы детей). Единение – это когда все люди вместе. Вот сейчас мы с вами вместе и дружно поиграем. Вам нужно разделиться на две команды и выбрать капитанов. Команды будут носить названия цветов российского флага: «Красные» и «Синие». Белый цвет будет у меня.

Перед тем, как начать играть, объясню вам правила. Мы с вами будем не просто играть, но и собирать необычный цветок «ЕДИНСТВА». Победившая в каждой игре команда будет приклеивать лепесточки, а в конце мы посмотри, что получилось.

1 игра – Соотнести названия государственных праздников с их датами

  1. Новый год

  1. Праздник Весны и Труда
  2. День защитника Отечества
  3. Рождество Христово
  4. День Победы
  5. День народного единства
  6. День независимости России
  7. Международный женский день

А. 23 февраля

Б. 1 января

В. 9 мая

Г. 1 мая

Д. 4 ноября

Е. 7 января

Ж. 8 марта

З. 12 июня

Капитан победившей команды (если ничья, то оба капитана) приклеивают по лепестку к цветку.

Молодцы ребята! А у меня следующее задание для вас.

2 игра – Великие люди России

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины и своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: «Что составляет славу и гордость исторического пути народа?»

Сейчас ваша задача продемонстрировать свои знания по истории, литературе, искусству, биологии. Соедините попарно карточки так, чтобы было понятно всем: Кто есть кто?

Петр I Алексеевич Великий

Первый Император всероссийский

Ломоносов Михаил Васильевич

Поэт и ученый

Александр Сергеевич Пушкин

Поэт и писатель

Александр Суворов

Полководец

Сергей Королёв

Советский ученый, конструктор ракетно – космических систем

Дмитрий Менделеев

Химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель

Иван Айвазовский

Выдающийся русский живописец, маринист

Дмитрий Донской

Великий князь владимирский и московский

Дмитрий Шостакович

Советский композитор, пианист

Ермак Тимофеевич

Казачий атаман и завоеватель Сибири

Афанасий Никитин

Тверской купец, путешественник

Николай Иванович Вавилов

Российский биолог

Андрей Дмитриевич Сахаров

Русский физик, общественный деятель

Михаил Калашников

Российский конструктор

Иван Владимирович Мичурин

Биолог селекционер

3 игра – Я, ты, мы

По моему сигналу каждая команда должна построиться по росту, по длине волос, по размеру обуви.

Отлично поразмялись. Пора пройти новое испытание. Капитаны собирают на исходные позиции свои команды.

4 игра – Герб России

Молодцы ребята! А сейчас, последнее задание для вас, самое трудное и

ответственное, потому, что мы будем говорить о нашем Российском гербе.

Вопрос каждой команде:

«красные» - Что или кто изображён на гербе? Орел (символ власти) власть, могущество, мудрость

 «синие» - Для чего же орлу 2 головы? смотрит в разные стороны, на запад и восток

расположение России в двух частях света

Вижу вы хорошо знаете наши символы. А теперь задание: вам нужно на скорость

и на память собрать пазл «Герб России».

Игра 5

Каждая команда получает лист с вопросами. За каждый правильный ответ команда получает лепесток к цветку.

Вопросы викторины:

  1. Как называется праздник, который вся наша страна отмечает 4 ноября? (День народного единства)
  2. В каком городе установлен памятник Минину и Пожарскому? (В Москве)
  3. Сколько лет назад Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали огромное войско, которое победило врагов, напавших на Русь и разорявших Москву? (4 ноября 1612 года, то есть 411 лет назад)
  4. Решите пример и узнайте, сколько месяцев воины добирались до Москвы

(36 : 6 + 28 : 4) – 5 = ( 8 )

  1. Соберите пословицы

Если враг у ворот -

лучше богатства

Доброе братство

люди соединятся – сила.

Единство братьев

на защиту весь народ.

Ручьи сольются – реки,

крепче каменного утеса.

Ребята, вы замечательно сегодня справились со всеми заданиями. А теперь давайте вместе посмотрим, что же за чудо цветок у нас получился.

Цветок «Единство» - это дружба.

Единство – это согласие,

Единство – это мир,

Единство – это милосердие,

Единство – это добросовестность,

Единство – это надежда,

Единство – это объединение,

Единство – это доброта.

Видите, сколько добрых и правильных слов в одном празднике «Дне народного единства». Наша программа подходит к концу. Я хочу вам пожелать – учитесь дружить, быть добрыми, не обижайте слабых, помогайте старшим и нуждающимся в помощи, и тогда у нас в России и у вас ребята, все будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Сила и мощь Российского государства – в единстве и дружбе народов, населяющих его"

Данная презентация посвящена дружбе народов нашей страны. Цели и задачи классного часа: 1) познакомить историей Чувашии (а именно, каким образом мы стали частью России); 2) формировать уважительное от...

Внеклассное мероприятие "В единстве народов - единство России"

Посвященное 1000-летию единения мордовского народа с Россией...

Рабочая программа «Дружба народов – единство России»

Предназначена для учащихся начальной школы 3 класс.  Срок реализации программы 5 недель...

Проект "В дружбе народов – единство России!"

Цели проекта: воспитание интернационализма и толерантности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, населяющих нашу Родину....

Фестиваль национальных культур "В дружбе народов - единство России"

Сценарий фестиваль предназначен для учащихся   1-9 классов, посвящён 70-летию Кемеровской области...

Сценарий внеклассного мероприятия "В дружбе народов единство России"

Мероприятие в рамках городского семинара  "Семья и школа  как партнеры  в формировании социально ориентированной личности в процесе поликультурного образования"...

Внеклассное мероприятие "В дружбе народов - единство России"

Сценарий внекласного мероприятия для начальных классов...