Классный час «Путешествие по стране Экология»
классный час (2 класс)

Булгакова Анастасия Александровна

классный час для детей 8 -9 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Путешествие по стране Экология»

Цели: учить различать объекты живой и неживой природы; дать представление о науке «Экология»; уточнять и расширять кругозор учащихся; довести да сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для сохранения жизни на Земле; воспитывать стремление беречь и охранять природу; приучать детей вести здоровый образ жизни на примере видов и принципов закаливания организма человека; проводить коррекционные виды работ: классификацию предметов живой и неживой природы, развитие мелкой моторики, воображения, внимания, мышления, памяти, восприятия.

Задачи:

* учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;

* развивать познавательную , творческие и коммуникативные способности;

* воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях;

* формировать у детей представление о необходимости сохранения

окружающей природы;

* формировать умение видеть красоту родной природы.

1. . Психологический настрой.

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.

-Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.

II. Постановка цели классного часа.

  1. Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного света

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым.

Все это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Прощальный вальс танцует с ветром лето.

Дрожит в окне вечерняя звезда.

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

-

2. Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг - природа!

- Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была всегда: мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».

Сегодня мы с вами познакомимся со страной, которой на географической карте нет. И все же она существует - она вокруг нас. Эта страна называется «Экология»

3. Основная часть.

Учитель. Мы с вами отправляемся в путешествие на поезде по стране «Экология». Давайте узнаем, что такое экология.

Экология — наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека. В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

Посмотрите на доску. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.

- Все ли готово? Можем ли отправляться в путешествие? (Нет.)
Почему? (Вагоны есть, но нет тепловоза, который тянет вагоны.)

- Какие вы наблюдательные! К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?

— Где поезд делает остановки? (На станциях.)

— Прочитайте, по какому маршруту мы будем ехать, на каких станциях будем останавливаться, и о чем говорят нам названия этих станций?
(Природная — о природе. Солнечная — о солнце,
Воздушная— о воздухе, Родниковая — о воде, Сказочная — о сказках,

Бережливая - о бережливости.)

— А как он подает сигнал? (Дети показывают, как подается сигнал, произносят «ту-ту, ту-у-у».)

— Поехали! А чтобы было веселей, споем песню «Веселые путешественники» (муз. М. Старокадомского, ел. С. Михалкова).

П. Станция «Природная».

Учитель. Мы прибыли на станцию «Природная».

— Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

Проведем игру «Природа - не природа». Я называю слова, вы внимательно слушаете, если природа - то хлопаете в ладоши, если не природа – не хлопаете: ромашка, телевизор, трава, ветер, школа, стол, река, рыба, самолет, ящерица, море, кирпич и т. д.

— Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

— Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и
производит себе подобных.)

— Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

— Посмотрите на картинки, назовите, что вы здесь увидели;
- К какой природе относятся эти предметы. Назовите картинки неживой природы. 
(Солнце, небо, облака, вода, камень, ветер.)

- Назовите картинки живой природы.
(Птица, сосна, бабочка, цветок, собака, голубь.)

Хорошо справились с заданием на этой остановке, едем дальше напевая песню «Голубой вагон» (муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского).

  1. Станция «Солнечная».

Учитель. Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)

Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)

А как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру?
(Солнце во много раз больше Земли.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- Сможем ли мы жить без солнца? Послушайте сказку К. Чуковского «Краденое солнце». (Читает.)

Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)

А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет? Выберите из двух рисунков тот, который подходит солнышку.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/11/s_5d79369710b43/1203217_1.png https://fsd.multiurok.ru/html/2019/09/11/s_5d79369710b43/1203217_2.png

Слайд солнце

А теперь вместе с песенкой «Пусть всегда будет солнце» мы едем дальше.

Пустой слайд

IV. Станция «Родниковая».

Учитель. Ребята, закройте глаза и сидите тихо. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)

Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.

Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

Да, воды-то много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3 процента от общего водного пространства.

Посмотрите на схему. Видите, какая это маленькая часть. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

Вода — очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- Какой лед? ( Твердый)
-Что проиходит со льдом в тепле? ( Он тает и превращается в воду)
-А вода – это какое состояние? (Жидкое)

-Что обычно наливают в чайник? И что потом делают? (Наливают воду и кипятят.)
Если чайник закипел, что что мы увидели? (Пар)

-А что такое пар? ( Пар – это очень маленькие капельки воды)
Пары воды – это газообразное ее состояние.
Кто же губит воду? (Человек.) слайд №8 к

Необходимый источник жизни - воду — загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты — вода - может быть отравлен окончательно.

А ведь как приятно в жаркий день утолить жажду глотком холодной родниковой воды! Помните: воду надо беречь. Понравилось вам на этой станции? Следуем дальше с песней «Веселый ветер».

V. Станция «Воздушная».

Учитель. Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

— Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

Посмотрите на схему «Воздух».

— Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.}

Поехали дальше. А пока едем, отгадайте загадки

Загадки

  1. Золотое яблочко по небу катается,

С утра улыбается, а улыбки-лучи

Очень горячи. (Солнце.)

  1. Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь.)

  1. Без рук, без ног по полю рыщет

Поет да свищет, деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер.) /

VI. Станция «Сказочная».

Учитель. Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

— Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

— Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

— Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

— Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

— Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

— Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

— О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

— Кто разрешил их спор? (Ветер.)

— Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

— Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

.

Сейчас я проверю правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру "В лесу". Я буду говорить о своих действиях, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите "да", если плохо - "нет". 

Если я приду в лесок и сорву ромашку?
(Дети говорят "Нет".) 
Если съем я пирожок и выброшу бумажку?
(Дети говорят "Нет".) 
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
(Дети говорят "Да")
Если ветку подвяжу, колышек поставлю?
(Дети говорят "Да".) 
Если разведу костер, а тушить не буду?
(Дети говорят "Нет".) 
Если сильно насорю и убрать забуду?
(Дети говорят "Нет".) 
Если мусор уберу, банку закопаю?
(Дети говорят "Да".) 
Я люблю свою природу, я ей помогаю!
(Дети говорят "Да".) 

VIII. Станция «Бережливая».

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)

- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь а охранять природу.)

Все ли в порядке на нашей Земле? Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

Слайд №12

Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм – 
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Предлагаю изготовить эмблему нашего путешествия - это будет итогом нашей работы сегодня.

Учитель. Получите шаблоны : Земли, человека, кроны дуба, бабочки, Солнца. Давайте составим эмблему «Берегите природу».

Что у нас главное? (Земля.)

Кто является хозяином Земли? (Человек.)

Что должен охранять и беречь человек? (Природу.)

Вот такая эмблема у нас получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Путешествие по стране экологии"

презентация и конспект классного часа на тему экологии в 3 классе...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

Модель образовательного пространства программы «Путешествие в страну Экологию» (для детей 7-8лет)

В схематическом изложении раскрываются основные направления дополнительной образовательной программы "Путешествие в страну Экологию" и ее перспективы....

Внеклассное мероприятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭКОЛОГИИ»

Внеклассное мероприятие по экологии.    «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о спасении»            ...

Путешествие по стране Экология

Проект разработан с целью обучения детей развить объекты живой и неживой природы, дать представление о науке "Экология", довести до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды длясохранени...

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭКОЛОГИИ

Конспект занятия по теме: "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭКОЛОГИИ"поможет научить различать объекты живой и неживой природы;   доведет до сознания детей мысль о значимости солнца, воздуха, воды для ...