В гостях у сказки
рабочая программа

Павлова Елена Васильевна

Программа кружка внеурочной деятельности в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_v_gostyah_u_skazki.docx216.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа кружка «В гостях у сказки»  составлена на основе

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования " (с изменениями);
  • Устав МОУ "Татауровская СОШ" Прибайкальского района Республики Бурятия;
  • ООП НОО МОУ "Татауровская СОШ" Прибайкальского района Республики Бурятия;
  • Учебный план МОУ "Татауровская СОШ" на 2020-2021 уч. год.

Адресована учащимся 1 класса общеобразовательной  школы.

Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

 Цель программы -  формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления  к развитию своих  творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.

Задачи программы:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие прикладных умений и навыков;

- развитие устной речи, навыков общения;

- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.

Срок реализации программы2020 – 2021 учебный год1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

Новизна программы внеклассных занятий «В гостях у сказки» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. 

Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  2. Умение работать с книгой.
  3. Умение работать с текстом.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.

Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1 класса) (см. Приложение 1)

В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:

1.  Круг чтения.

2.  Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Формы работы с детьми:

-  игра

- инсценировки

- объяснение

- рассказ  детей

- чтение

- беседы

- просмотр видеофильмов

- разучивание произведений устного народного творчества

- обсуждение

- наблюдения

- словесные, настольные и подвижные игры.

Результаты изучения курса

 В результате освоении программы кружка «В гостях у сказки» формируются следующие

Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  • Осознавать значимость чтения для личного развития;
  • Формировать потребность в систематическом чтении;
  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
  • Познавательные учебные умения:
  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  • Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  • Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  • Пользоваться аппаратом книги;
  • Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  • Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

 

В содержание программы внеклассного чтения выделяются два раздела:

1.  Круг чтения.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». Внеклассное чтение нацелено на развитие коммуникативности ребенка, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

2.  Работа с детской книгой (знания, умения и навыки)

     Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев.

Содержание программы

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

План

Факт

1

Экскурсия в библиотеку. Книжки-малышки. Книжки-игрушки.

Беседа, чтение книг учителем.

Рассматривание, чтение книжек-малышек, игры с книжками-игрушками, раскрашивание рисунков в книжках-раскрасках.

2

  Украинскаянароднаясказка «Колосок».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

3

Русская народная сказка «Заячья избушка». Латвийская народная сказка «Заячий домик».

  Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Героисказок.

4

   Русская народная сказка  «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

5

  Адыгейская сказка «Кто  сильнее» и мансийская сказка «Отчего у зайца длинные уши».

Чтение сказок. Анализ содержания. Действующие лица.

6

  Украинская народная сказка «Рукавичка».  Сказка «Теремок» в разных обработках.

  Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.

7

Игра-викторина по прочитанным книгам

Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений.

8

 Чукотскаясказка «Хвост».

  Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование.

9

  Удмуртская сказка «Как произошли медведи»

   Чтение сказки. Составление вопросов по содержанию сказки.

10

  Мордовская сказка  «Благодарный медведь» Обобщение  знаний детей о сказочном герое – медведе.

 Чтениесказки. Иллюстрирование. Викторина.

11

   Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко»

 Чтение сказки. Работа над пересказом.

12

  Русская народная сказка «У страха глаза велики».

  Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки.

13

  Русская народная сказка «Бабушка, внучка да курочка».

  Чтениесказки. Иллюстрирование.

14

   Русскаянароднаясказка «Хаврошечка»

 Чтение сказки, придумывание вопросов к тексту.

15

 Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

  Беседа.  Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.

16

 Сказки про зайца, лису и медведя.

  Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.

17

Игра-викторина по прочитанным книгам

Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений.

18

 Мордовскаясказка «Разудалыйпетушок».

  Чтение сказки.  Чтение по ролям. Пересказ.

19

  Калмыцкая сказка «Петух и павлин». «Весёлый воробей»

  Чтение. Сравнение с мордовской сказкой.

20

  Удмуртская сказка «Синица и старый воробей»

  Чтение сказки. Работа по содержанию сказки.

21

  Бурятская сказка «Почему у сороки длинный хвост».

 Чтениесказки. Анализпрочитанного.

22

  Ингушская сказка «Сокол и ворона»

 Чтение сказки. Работа над текстом.

23

   Русская народная сказка «Байка про тетерева»

  Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.

24

  Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

 Чтение и инсценированиесказки.

25

   Русская сказка «Лиса и тетерев».

  Чтение сказки, чтение в лицах. Анализсказки.

26

  Сказкипроптиц.

  Выставкакниг. Чтение. Сравнение.

27

Моя любимая сказка о животных.

 Чтение и пересказ любимых сказок.

28

В.Бианки  «Сказки-несказки»

 Чтение сказки. Работа над текстом.

29

Игра-викторина по прочитанным книгам

Ответы на вопросы, выполнение различных заданий, рисование героев произведений.

30

Книги С.Маршака. Выставка книг.

Выразительное чтение. Обсуждение.

31

Книги- сборники произведений К.Чуковского.

Выразительное чтение. Обсуждение.

32

В. Берестов. Аист и Соловей.

Инсценировка. Подготовка к викторине «Путешествие в сказку»

33

Итоговое занятие. Викторина «Путешествие в сказку»

  Литературная викторина

Планируемые результаты работы по программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

- популярные русские народные сказки;

- популярные сказки разных народов;

- сказки отечественных и зарубежных авторов;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

Методическое обеспечение программы

Использование интернет-ресурсов:

  1. Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
  2. Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
  3. Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
  4. Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1sept.ru/

 Использование ресурсов видеотеки:

1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”

2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”

3) “Лесные сказки”

4) “Теремок” – сборник мультфильмов

5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6

6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34

7) “Карлик Нос” – мультфильм по мотивам сказок В.Гауфа

8) “Трое из Простоквашино” – мультфильмы помотивом сказки Э.Успенского

Список литературы

1 Примерные программы для начальной школы. Ред. Л.П. Савельева, Просвещение.

2. В. Г. Горецкого, М. В. ГоловановойМ., Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 класса «Школа России» Просвещение.

3.Яценко И.Ф.Внеклассное чтение 1 класс.

 4.Волкова А.И.Внеклассное чтение «Учимся играя»

5 Сборники сказок народов мира.

Приложение 1

Проверка читательских умений в 1  классе.

В работе с книгой первоклассник должен уметь:

использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;

пользоваться сносками и примечаниями книги;

отвечать на типовые вопросы о книге;

составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора  первоклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

В 1 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

Что мы узнаем о книге с ее обложки?

Что мы узнаем о книге с титульного листа?

Назови писателей - авторов сказок

Скажи, каких поэтов ты знаешь.

Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

Чем отличаются стихи от прозы?

О чем вы любите читать?

Что отличает произведения народного творчества и литературы?

Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

В гостях у сказки! Мы в гостях у Кузи

Данная презентация помогла мен провести внеклассное мероприятие по страницам сказок.  Разработки и задания могут быть составлены самим учителям в соответствии со слайдами. Данная презентация расч...

КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

КВН по сказкам "В гостях у сказки".1 класс.

КВН по сказкам " В госях у сказки" .1 класс....

Занятие кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Задания были следующего содержания: ...

Презентация к занятию кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке - викторина "Любимые сказки".

На занятии кружка "В гостях у сказки" группы по предшкольной подготовке  проводилось в виде викторины. Ребята разделились на две команды: Колобки и Козлятушки.Показ презентации с заданиями ...

Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")

Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок"....