Конспект внеклассного мероприятия на тему: «Народы России. Мы разные, но мы вместе»
план-конспект занятия (3 класс)

В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В детях закладывается понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе, семейным ценностям – всё это нравственные основы, выработанные веками на протяжении всего развития человека. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия на тему:

 «Народы России. Мы разные, но мы вместе»

                                                                         

                                                          Подготовила: Сурова Татьяна Сергеевна,

                                    учитель начальных классов

 МОУ «Средняя школа №37» г. о. Саранск

Саранск, 2023 г.

Внеклассное мероприятие (виртуальная экскурсия) на тему: «Народы России. Мы разные, но мы вместе»

Цель:

  • формирование представления о народах, населяющих нашу страну, их столицах, национальных костюмах, традициях, праздниках; пробуждать у детей стремление узнать историю своей страны; воспитывать чувство патриотизма;

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с многообразием народов России;
  • раскрыть особенности национальностей;
  • обобщить и расширить знания детей о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России 
  • способствовать пониманию единства народов России;
  • способствовать развитию связной речи, памяти, внимания;

Развивающие:

  • Ознакомить с играми различных народов (стран СНГ).

Воспитательные:

  •  воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей;
  • воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, изображение государственных флагов и гербов,  аудиозапись гимна РФ, грустный и весёлый смайлики у каждого на столе для рефлексии.

Ход мероприятия:

I .Организационный момент

На слайде показана карта Российской Федерации. (1слайд)

Вступительное слово

Учитель: Здравствуйте ребята, мы открываем наше мероприятие «Народы России. Мы разные, но мы вместе».

Учитель: Как называется наша страна?

Дети: Россия

Учитель: Как называется столица нашего государства?

Дети: Москва

Учитель: Чем особенна наша страна?

Дети: Самая большая по площади

II. Основная часть

Учитель: Посмотрите на слайд. На нем вы видите несколько государственных флагов и гербов. Мне нужны двое ребят для того, чтобы выбрать среди этого количества флаг и герб Российской Федерации. А остальные ребята оценят ваш выбор. Правую руку поднимают те, кто согласен, а левую – не согласен. (2 слайд)

Учитель: Я предлагаю вам послушать гимн нашей страны.

Звучит аудиозапись гимна РФ.

Учитель: Скажите, ребята, как вы понимаете слова в припеве «братских народов союз вековой»?

Дети: Наша страна многонациональна, в ней проживают люди разных национальностей.

Учитель: Что такое национальность? Национальность – принадлежность человека к определенной общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, традиций, обычаев, образа жизни. (3 слайд)

Учитель: Какие национальности вы знаете?

Дети: Русские, мордва, татары, башкиры, чуваши, чеченцы, украинцы, армяне.

Учитель: Как вы думаете, достаточны ли ваши знания о народах России? Знаете ли вы, на какой территории живет каждый из народов? Какие у них костюмы и национальные праздники?

Учитель: Чтобы узнать лучше некоторые народы, проживающие на территории России, мы с вами сегодня отправимся на экскурсию, но не обычную, а виртуальную. И проходить наша экскурсия будет по всей территории нашей страны. Мы побываем  в столицах некоторых народов, узнаем, какие обычаи им присущи, их праздники и  национальные костюмы.

Учитель: Посмотрите на экран, какая огромная наша страна! С Центральной России мы и двинемся в путь. (4 слайд)

Учитель: Чтобы наша экскурсия прошла быстро и весело, и чтобы мы могли посетить как можно больше столиц и районов некоторых народов, отправимся мы с вами по нашей стране вот на таком поезде. (5 слайд)

Учитель: Ну что отправляемся в путь!

Едем, едем, долго едем,


Очень длинен этот путь.


Скоро до Москвы доедем,


Там мы сможем отдохнуть

1 станция. Москва

Учитель: Ребята, посмотрите, мы приехали с вами в  Москву! Столицей какого народа считается Москва? (6 слайд)

Дети: Русские

Учитель: Верно! Русские – самый многочисленный коренной народ, проживающий на территории России. В Российской Федерации проживает более 110 (почти 80% от всего населения страны) миллионов русских. Посмотрите, на русский народный костюм. (7 слайд)

Учитель: На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйство и основные занятия народа.  Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия. Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма.

 Основным отличием национального костюма была многосоставность / многослойность. Цвета в основном были яркими, радостными. В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд. Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов.

Стоит сказать о праздниках, которые на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому. (8 слайд)

Учитель: Какие русские народные праздники вы знаете? Давайте распределим их на четыре группы, в зависимости от времени года, в котором проходит этот праздник.

Летние: Иван Купала, Праздник Петра и Февронии (день любви, семьи и верности); (8 слайд)

Зимние: Рождество, святки, крещение, масленица; (9 слайд)

Весенние: Вербное воскресенье, Пасха; (10 слайд)

Осенние: Покров день. (10 слайд)

Рождество

Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов. Во все времена на Рождество было принято дарить подарки.

Святки

Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января). По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие. Святки праздновались всеми, в них участвовали и стар и млад. Были разные игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. 

Крещение

Заканчиваются Рождественские святки 19 января — Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год. А еще люди окунаются в прорубь, чтобы быть здоровыми весь год.

Масленица

Народный праздник, который известен своим раздольным весельем. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой. На  Масленицу ходили в гости и пекли блины, катались на санках и санях, сжигали чучело зимы, наряжались и устраивали застолья. Чаще празднуется в конце зимы начале весны.

Пасха

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскрешения Иисуса Христа. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей.

Покров день

С давних времён и по сей день в октябре, зачастую совпадая с выпадением первого снега, православными христианами празднуется Покров Пресвятой Богородицы. Некоторые традиции, связанные с этим праздником, сохранились до наших дней, но многие затерялись в веках. По современному календарю праздник выпадает на 14 октября. Этот день важен для верующих ещё с давних времён и по сей день, множество людей поют песни в знак своего почтения защитнице своей – Пресвятой Богородице.

Иван Купала

Празднуется 7 июля. В день Иван Купалы все люди плели венки и накидки из цветов, водили хороводы, пели весёлые песни и жгли костры.

День любви, семьи и верности (день Петра и Февронии)

8 июля — православный праздник семьи. В России в 2008 году был учрежден всероссийский праздник «День семьи, любви и верности», получивший официальный статус.

Вербное воскресенье

Вербное воскресенье – праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы. Веточки вербы — главный атрибут праздника. Православные хранят освящённые веточки вербы целый год. Есть традиция украшать ими иконы.

2 станция. Казань

Учитель: А пока нам нужно дальше отправляться в путь! Наш поезд отправляется в Поволжье. И следующее место, в которое мы с вами приехали – это Республика Татарстан, центром которого является город Казань. Какой народ здесь проживает? (11 слайд)

Дети: Татары

Учитель: Татары  являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Это особенный народ со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями. (12 слайд)

Учитель: Посмотрите на татарский костюм. (13 слайд)

В татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.

Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.

Учитель: Какой самый знаменитый праздник татар?

Дети: Сабантуй

Учитель: Это праздник Сабантуй. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые. Это праздник труда, здоровья, силы и ловкости. Он имеет свои обычаи, обряды, состоит обычно из различных состязаний, сопровождается многочисленными песнями и плясками. На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. (14 слайд)

3 станция. Республика Бурятия

Учитель: Едем дальше! Наш поезд направляется в Республику Бурятию. Какой народ там проживает? (15 слайд)

Учитель: Столицей бурятов считается Республика Бурятия (центром которой является г.Улан-Удэ), потому что большая часть проживает именно здесь. Как и у других народов у бурятов есть свой национальный костюм, традиционные праздники и обряды. (16 слайд)

Учитель: Посмотрите на фотографию, на которой запечатлен бурятский национальный праздник Сурхарбан. Он проводится в первое воскресенье июля после окончания сельскохозяйственных работ. Мужчины соревнуются в стрельбе из лука, скачках и борьбе. (17 слайд)

4 станция. Северная Осетия

Учитель: Из республики Бурятии наш поезд направляется на Кавказ в Республику Северная Осетия (18 слайд), потому что здесь проживают осетины. (19 слайд)

Их дома – это побеленные хаты или мазанки. А иногда стены дома складываются из камней без цемента. Главная часть дома – это большая комната – кухня. (слайд 21)

Целый день здесь идет стряпня, потому что у осетин нет определенного времени для еды. И члены семьи едят не вместе, а сначала старшие, затем младшие. Основные занятия осетин, где есть пастбища – это скотоводство и земледелие.

5 станция. Чукотский АО

 Учитель: Двигаемся дальше на крайний Север, а именно, в Чукотский Автономный Округ  (слайд 22),  ведь здесь проживает такой народ как чукчи. Люди, занимающиеся оленями, так себя и называют.  Летом они спускаются поближе к морю. Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние. (23 слайд)

Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги. Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей, замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка. Маленьких деток, новорожденных,  одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.

Конечно, нельзя не сказать о празднике оленя, который называется Кильвэй. (24 слайд) Он устраивался в весенний период. Все начиналось с того, что оленей пригоняли к людским жилищам, а женщины в это время разжигали костер. Причем огонь нужно было добыть, как и много веков назад – трением. Чукчи встречали оленей восторженными криками, песнями и выстрелами для того, чтобы отогнать от них злых духов.

III Подведение итогов (25 слайд)

Учитель: Ребята, на самом деле в России проживает еще очень много разных народов: буряты, евреи, карелы, калмыки, коми и другие. Помимо различий во внешности, одежде, традициях и обычаях, народы отличаются еще и религией. Из многих религий в нашей стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Учитель: Как вы думаете, но что связывает все народы России друг с другом?

Дети: В единую семью народы России связывает общая Родина, история, уважение и дружба.

Учитель: Этот вывод я хотела бы еще дополнить строчками из стихотворения  Владимира Степанова:        

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Учитель:  Давайте вспомним еще раз, о каких народах России мы сегодня говорили на уроке и  в каких столицах побывали. Для этого посмотрите на экран, на котором изображена территория нашей страны. Ваша задача - распределить народы, стоящие внизу по их столицам проживания. (26 слайд)

IV. Рефлексия

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Кому понравилась наша работа поднимите веселый смайлик, а если кому не понравилась – грустный.

 Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: Школа пожарной безопасности « Друзья бывают разные, бывают и опасные» для учащихся 3-4 классов

Данный материал предназначен для ведения     профилактической работы по предупреждению     несчастных случаев при пожарах. Целью является популяризация знаний с...

конспект внеклассного мероприятия "Я живу в России"

Цель данного внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с символами России, с историей своего края, воспитывать гражданственность и патриотизм...

Конспект внеклассного мероприятия в 4-х классах «О ПРОФЕССИЯХ РАЗНЫХ – НУЖНЫХ И ВАЖНЫХ»

Внеклассное мероприятие для обучающихся 4 классах .Цель : познакомить обучающихся с разнообразием профессий....

Внеклассное мероприятие по толерантности на тему: " Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Это занятие способствует формированию всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе н...

Конспект внеклассного мероприятия «Новый год в разных странах»

Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к  традициям и обычаям других стран...

Конспект внеклассного мероприятия "Новый год в разных странах"

Цели: ознакомление обучающихся с обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах; расширение кругозора обучающихся; воспитание чувства уважения к традициям и обычаям других стран.Обору...