Патриотический кружок, 1 - 4 класс
учебно-методический материал (1 класс)

Максимова Наталья Александровна

тематическое планирование кружка, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunye_patrioty.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Горячинская средняя общеобразовательная школа  

Программа патриотического кружка

«Юные патриоты России»

  Составитель: Максимова Н.А.,

                                                                       учитель начальных классов

с. Горячинск

2022 – 2023 учебный год.

Пояснительная записка

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.  Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

 Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле,  России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

 В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.

 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

 Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств  следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

 Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

Воспитание патриота своей  страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.

 Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе разработана программа кружка «В гостях у деда Краеведа». В рамках программы  рассматривается понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Цель программы: пробуждение у школьников интереса к истории и культуре своего народа, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств, любви к своей семье, своей малой и большой Родины, углубление знаний о ВОВ и её героях

 Задачи  по патриотическому воспитанию:

  • Сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего села, родного края, расширить представления о культурных, политических, экономических особенностях  России.
  • Сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
  • Воспитать уважение к старшим, участникам военных действий , ветеранов ВОВ, а так же интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа, их традициям.
  • Формирование  бережного отношения к природе и всему живому.
  • Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
  • Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

Принципы:

  • системность и последовательность занятий: обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала включающего современные научные знания;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора учащимся, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Исполнители программы:  учащиеся, классные руководители, родители, сотрудники музея, сотрудники         библиотек.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Основные формы работы:

беседы
родительские собрания
родительский лекторий
индивидуальное консультирование
совместные мероприятия
конкурсы
игры
анкетирование
семейные праздники
часы общения
игровые программы

практические и учебные игры
устные журналы
диспуты
викторины
заочные путешествия
экскурсии
презентации
проекты
исследовательские работы
утренники
тренинги

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация презентаций, слайд-шоу. Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

            Направления работы:

Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.

Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.

Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.

Объекты изучения:

История: история  своей  семьи,  села, географических объектов, ВОВ; прошлое, настоящее и будущее родного края, страны;

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                      

 Культура: народные обычаи родного края;  писатели  и художники, знаменитые люди, памятники архитектуры, достопримечательности.

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате изучения программы кружка «У деда Краеведа» у школьников будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  • Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  • Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  • Эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • Оценивать правильность выполнения действия;
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия: 

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  • Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • Проводить самостоятельно наблюдения.

Коммуникативные универсальные учебные действия: 

  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Задавать вопросы;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Предполагаемая результативность курса

Знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
  • символику страны, края, села, школы;
  • государственные праздники;
  • имена великих полководцев, людей, участников ВОВ и названия городов-героев, изученных в курсе.

   Уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, пожилым людям, истории русского народа;

поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуации

 Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 60 минут и проводится 1 раз в неделю.В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.

Итоги работы программы:

- альбомы с работами детей

- фотовыставки: природа родного края, исторические места родного края;

- КТД, проведенное совместно с родителями;

- стенд «Моя малая родина»

-зачётные мероприятия

-  экскурсия

Работа с родителями

  • индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  • посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  • проведение занятий совместно с родителями.

Тематическое планирование, 1 класс

Название темы

Форма проведения

«Мой дом, моя семья»

8 часов

1

 Анкета»Что я знаю о своём селе»

Мои родные. Моя семья

Праздник

фотовернисаж

2

Имя твое

поисковое задание

3

Поздравление мам с Днем Матери

концерт

4

Мое имя и фамилия

в летописи семьи

5

Ты – родитель

игра

6

Мой дедушка герой войны.

беседа

7

Мои обязанности в семье

беседа

8

Поздравление пап с Днем защитника Отечества

открытка

9

Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта

открытка

«Школа – мой второй дом»

9 часов

1

Здравствуй, школа! Школьные кабинеты.

Праздник, экскурсия

2

Моей школе 150 лет

Беседа , презентация

3

Адрес школы. Дорога в школу

составление маршрута

4

Мой сосед по парте

игра

5

Посвящение в первоклассники

праздник

6

Традиции школы

беседа, собрание для родителей

7

Сельская библиотека. Посвящение в читатели

экскурсия, конкурсы

8

Наши обязанности

игра

9

До свидания, первый класс!

праздник

«Моя малая Родина»

8 часов

1

Моё село, мой двор(вводное занятие). Удивительное имя нашего села.

рисунки, легенды

2

Герб села

беседа

3

 Мой любимый уголок села

экскурсия

4

Удивительный наряд сел

видео экскурсия

5

Сельские профессии

игра- викторина

6

Характер села. Село владеет культурными богатствами и героями ВОВ(художники, поэты, музыканты, певцы, герои ВОВ, афганцы.)

беседа

7

Земляки герои ВОВ

беседа

8

Посещение сельской библиотеки

экскурсия

«Моя Родина-Россия»

6 часов

1

«С чего начинается Родина». «Большая Родина» – страна. Географическое положение. Вводное занятие.

беседа

2

Москва – столица РФСР

видео экскурсия

3

Из бабушкиного сундука

фольклорные посиделки, игра

4

Кто нас окружает. Красота родной природы.

Беседа, видеоэкскурсия

5

Русские героические сказки

викторина

6

Былинные»Защитники отечества»:Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

беседа

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению в начальной школе. Кружок "Я живу в России"

Программа "Я живу в России" составлена на основе Концепции духовно - нравственного восприятия российских школьников, с учётом "Требований к результатам освоения основной образовательной программы нача...

Рабочая программа внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению кружок "Край родной, познакомимся с тобой".

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 3 класса и рас...

Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"

Рабочие  программы и планирование.Танцевальный  кружок " Непоседы"  1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски"    1-4классКружок духовно-нравст...

Кружок «Патриотическое воспитание»

Кружок  «Патриотическое воспитание»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Гражданское образование и патриотическое воспитание обучающихся начальной школы через кружок «Маленький Россиянин».

Актуальность данной темы прописана в ФГОС«…Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):} любящий свой народ, свой край и свою Родину...

кружок«Люблю свой отчий дом» краеведческо- патриотическая направленность Тема: «Достопримечательности г.Владикавказа»

кружок «Люблю свой отчий дом» краеведческо - патриотическая направленность Тема: «Достопримечательности г.Владикавказа » Учитель начальных классов: Лазаренкова А.Е. МБОУ СОМШ №...