Программа "Природа - мой дом"
рабочая программа

Гражданникова Наталья Николаевна

Программа предназначена для воспитателей реабилитационных центров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_-_moy_dom.docx109.22 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»

Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Павших борцов, д.6

(09246) 3-30-76

Программа

«ПРИРОДА – МОЙ ДОМ!»

tn_189410_b789bbef0de6

Составитель:

Гражданникова Наталья Николаевна

воспитатель

стационарного социально-

реабилитационного отделения

для несовершеннолетних

г. Юрьев-Польский

2023г.

Содержание программы.

  • Актуальность проблемы…………………………………………3-4 стр.
  • Цели и задачи……………………………………………………….5 стр.
  • Принципы реализации программы………………………………..6 стр.
  • Целевая группа……………………………………………………...7 стр.
  • Ожидаемые результаты…………………………………………….8 стр.
  • Реализация программы по направлениям…………………………9 стр.
  • Система программных мероприятий………………………….10-16 стр.
  • Оценка эффективности реализации программы……………..17-21 стр.
  • Критерии оценки эффективности……………………………..22-23 стр.
  • Список литературы………………………………………………...24 стр.
  • Приложение……………………………………………………..25-33 стр.

ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»

ПРОГРАММА

 «ПРИРОДА – МОЙ ДОМ»

Составитель: Гражданникова Н.Н. – воспитатель стационарного социально – реабилитационного отделения для несовершеннолетних.

Краткая аннотация программы

Программа построена на изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В ходе реализации программы дети овладевают определённым набором знаний, умений, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты, причинами нарушений экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

Актуальность проблемы.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи и нашему городу. Ухудшается здоровье взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, сильными, любящими своё Отечество, свой народ. Для этого с самого раннего детства необходимо воспитывать в них любовь ко всему живому, бережное отношение к уже созданному и желание создавать новое.                                                                                                                    

В стационарное социально – реабилитационное отделение часто поступают дети из асоциальных семей. До поступления к нам дети редко посещали детский сад, родители не уделяли ребёнку должного внимания и воспитания, поэтому воспитанники не знают или очень мало знают о многообразии животных, растениях, насекомых, их связи со средой, жизни в сообществе, взаимодействии человека с природой, не знают, как вести себя на природе и т.д. Они характеризуются  неадекватными формами отношения к природе, узким кругозором, низкой познавательной активностью, у них не сформированы общечеловеческие ценности (любовь, сострадание). Каждый день ребята бывают на прогулке, ходят мимо кустарников, деревьев, цветочных клумб, ухоженных добрыми и заботливыми руками. И можно наблюдать, что ребята сломали берёзку во дворе, растоптали цветы на клумбе, обломали кустарники. Почему? Потому что никто не научили их сохранять и охранять посадки, своими руками сажать растения, наблюдать за их ростом, ухаживать за ними. Очень важно научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, беречь и умножать её богатства. Рассказывая о природе детям, перед ними открывается сказочный мир жизни растений и животных.

  Именно поэтому перед нашим коллективом стационарного социально-реабилитационного отделения ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района» ставится задача, прежде всего, воспитания человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к  людям, которые живут рядом; учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг; учить правильно вести себя в природе.

Цель: социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, путём экологического воспитания.

Задачи:

1. Создание условия, способствующих расширению  и обогащению знаний детей о живой и неживой природе, многообразии живых существ, их развитии, приспособлении к среде обитания.

2. Способствовать осознанию детьми себя как части единой экосистемы.

3. Способствовать развитию у детей бережного, заботливого, гуманного отношения и к природе.

4. Организация и проведение праздников Народного календаря.

Срок реализации: 1 год.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Деятельность, направленная на реализацию программы будет подразделяться на познавательный, эстетический, гуманистический, творческий компонент

Реализация программы предполагает интегрированный подход в реабилитации и развитии ребенка.

 ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • беседы,
  • наблюдения,
  • опыты,
  • игры,
  • импровизации,
  • экскурсии,
  • чтение литературы,
  • изобразительные средства,
  • музыкальные средства,
  • поделки, аппликации,
  • трудовая деятельность

                 

                                     

В рамках этой программы предполагается взаимодействия с различными учреждениями культуры, специалистами Центра (медицинскими работниками, музыкальным руководителем, воспитателями, социальными педагогами).

Целевая группа: воспитанники стационарного отделения, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в возрасте  5-10 лет.

Ожидаемый результат.

Воспитанник должен знать:

  • основных представителей животного мира: зверей, птиц, насекомых;
  • значение солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;
  • времена года, отмечать их особенности;
  • правила поведения в природе и соблюдать их.

Воспитанник должен уметь:

  • различать зверей, птиц и рыб;
  • различать диких животных от домашних;
  • различать категории овощей и фруктов;
  • бережно относиться к природе

Реализация программы по направлениям.

  1. «Мир животных»

    Задачи: расширять и углублять знания детей о животных, их        

    развитием, ростом, их разнообразии на Земле, их связи со средой  

    обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со  

    средой в процессе роста и развития; заботливого отношения к

    животным.

  1. «Мир растений»

Задачи: расширять и углублять знания о растительном мире, их строении, разнообразии на Земле, их связи со средой, бережного, гуманного отношения к растениям.

  1. «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»

Задачи: расширять и углублять знания детей о таких явлениях и объектах как воздух, вода, почва, сезонные изменения природы. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы.

  1. «Взаимодействие человека с природой»

Задачи: помочь детям научиться строить свое  поведение  в  природе; формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Система программных мероприятий.

Тема

Сроки исполнения

Ответствен-

ный

1-е занятие.

«День зимних деревьев»

Цель: обогащать представления детей о времени года и о зимних деревьях средствами интеграции познавательной, изобразительной, речевой деятельности.

2-е занятие.

«Праздник пингвинов»

Цель: Закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и её обитателях - пингвинах.

3-е занятие.

«Следы на снегу»                                                                          Цель: учить узнавать оставленные на снегу следы птиц и животных, дать понять, что у каждого живого существа есть определённый след.

4-е занятие.

«День заповедников и национальных парков России»

Цель: знакомить детей с понятием «заповедник» и ролью человека в жизни его обитателей; с местоположением заповедников и национальных парков во Владимирской области; развивать интерес к изучению родного края; воспитывать у детей доброе отношение к природе и чувство ответственности, гордости за охрану богатств родной природы.

ЯНВАРЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

« Кто такие рыбы? Подводный мир рыб.»

Цель: Развивать представления у детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т.д.; воспитывать интерес к природе.

2-е занятие. 

«День кактусов»

Цель: формирование представлений о многообразии комнатных растений.

ФЕВРАЛЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

3-е занятие.

"Сравнение домашних и диких животных".

Цель: Уточнять с детьми признаки домашних животных. Показать, что домашние животные отличаются от диких. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

4-е занятие.

«Собака – друг человека»

Цель: знакомить детей с жизнью собак и их видами,  воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

ФЕВРАЛЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

 

1-е занятие.

«Весна – красна»

Цель: Закреплять знания о весенних изменениях в живой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

2-е занятие.

«Пушистое чудо»

Цель: Знакомить детей с жизнью кошек, закреплять знание детей об особенностях внешнего вида, о назначении органов чувств и повадках кошек, расширить знания о породах кошек, воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

3-е занятие.

«День дикой природы»

Цель: расширять и систематизировать знания детей о празднике «Всемирный день дикой природы»;

закреплять и расширять знания детей о жизни диких животных о разнообразии растительного мира дикой природы, о народных поверьях и традициях; развивать у детей чувство ответственности за сохранность дикой природы; воспитывать у ребят стремление бережно относиться к дикой природе, активно участвовать в мероприятиях по защите дикой природы.

4-е занятия.

 «Знакомство детей с водой»

Цель: Дать детям представление детей о воде, её свойствах (прозрачность, текучесть, три состояния: жидкое, пар, лёд)

МАРТ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Растения – лёгкие земли. Зелёная аптека»»

Цель: Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова. Уточнять и расширять о лекарственных растениях, закреплять знания о взаимосвязи растительного мира и человека.

2-е занятие.

«О чём поют весной птицы?»

Цель: Уточнять и расширять представления о перелётных птицах, об их жизни в весенний период; развивать интерес к жизни птиц; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

3-е занятие.

«Плывут по небу облака»

Цель: знакомить детей с особенностями образования облаков и их разновидностями, развивать познавательный интерес к явлениям природы, воспитывать экологическую культуру детей.

4-е занятие.

«Первоцветы. День подснежника.»

Цель: Уточнять и расширять представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

АПРЕЛЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«День солнца»                                                                 Цель: дать представления о роли Солнца в жизни людей.

2-е занятие.

«Путешествие к пчелам»

Цель: Закрепить представление детей о пчелах, как представителях  класса насекомых; формировать интерес к насекомым и бережное отношения к ним; знакомить детей с продуктами пчеловодства (пыльцой,  пергой, прополисом, воском, медом); развивать представлений детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей; воспитывать бережное и уважительное отношение к пчелам;

3-е занятие.

«Божья коровка»

Цель: расширять и уточнять знания детей о божьей коровке, воспитывать интерес к насекомым, бережное к природе, через понимание взаимосвязи всего живого на земле (пищевая цепочка).

4-е занятие.

«Волшебный мир бабочек»

Цель: расширять знания детей о бабочках, закреплять знания детей о развитии насекомого, воспитывать интерес к жизни бабочек, бережное отношение к ним.

МАЙ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие

«Лето красное пришло!»

Цель: Закреплять представления детей о времени года. Учить бережно относиться ко всему живому.

2-е занятие.

«Волшебное путешествие по радуге»                                Цель: формировать у детей интерес к явлениям природы, воспитывать эстетические чувства, обращая внимание на красоту природных явлений.

3-е занятие.

«Люблю берёзку русскую»

Цель: Расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.

4-е занятие.

«Ветер, ветер, ветерок»                                                                Цель: Уточнять знания детей о таком природном явлении, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов, в том числе и человека.

ИЮНЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Корова, коза – домашние животные»

 Цель: формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные.

2-е занятие.

«Фрукты»

Цель: расширение и уточнение знаний детей о фруктах и фруктовых деревьях и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.

3-е занятие.

«Домашние птицы»

Цель: закреплять знания детей о домашних птицах, внешнем виде, питание, местах их обитания, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека, воспитывать заботливое отношение к птицам.

4-е занятие.

«Путешествие на ягодные полянки»

Цель: уточнять знания о ягодах; воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к миру природы.

ИЮЛЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Полевые цветы»

Цель: Знакомить детей с цветами. Знакомить представления о строении цветка: стебель, листья, цветы. Учить умению сравнивать: высокий, низкий.

2-е занятие.

«Кора деревьев»

Цель: Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Уточнять с детьми понятие "кора", для чего она служит дереву. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

3-е занятие.

«Чистый и загрязненный воздух»

Цель: Давать представление о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека. Воспитывать отрицательное отношение к факторам, загрязняющим воздух.

4-е занятие.

«Не оставляй костёр в лесу»

Цель: Учить детей бережно относиться к природе.

АВГУСТ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Волшебница – осень»

Цель: дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины»; учить видеть, наблюдать изменение в природе; воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.

2-е занятие.

«В лес за грибами»

Цель: Рассмотреть с детьми съедобные и несъедобные грибы, знакомить со способом симметричного вырезания, учить составлять изображение из частей.

3-е занятие.

«Праздник осенних листьев»

Цель: обобщение знаний о листве различных деревьев (уметь отличать друг от друга, определять принадлежность к дереву), развитие творческого мышления и воображения при изготовлении поделок из природного материала.

4-е занятие.

 «День кролика»

Цель: дать детям представление о кролике; учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика; формировать интерес к животным; воспитывать бережное отношение к животному.

СЕНТЯБРЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Праздник дождливой погоды»

Цель: знакомить с наиболее типичными особенностями поздней осени — дождливой погодой, уточнять название и назначение предметов одежды.

2-е занятие.

«Осенние хлопоты человека»

Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

3-е занятие.

«Откуда хлеб пришел» 

Цель: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; закреплять знания о долгом пути хлеба от поля до стола; прививать любовь к родной земле, воспитывать уважение к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.

4-е занятие.

«Беседа о перелетных птицах»

Цель: Рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелётов (перелётные, кочующие, зимующие). Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ОКТЯБРЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Подготовка диких животных к зиме»

Цель: Дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.

2-е занятие.

«Синичкин день»

Цель: знакомить детей с синицей, с праздником «Синичкин день», учить отличать синиц от других видов птиц, воспитывать доброе, бережное отношение к природе, развивать интерес к жизни птиц.

3-е занятие.

 «Лакомство для птиц»

Цель:  приготовление простых угощений для зимующих птиц, формирование у детей обобщенных представлений о зимующих птицах.

4-е занятие.

«День белки»

Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о жизни животных зимой в лесу.

НОЯБРЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

1-е занятие.

«Зимушка-зима»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о явлениях природы в зимнее время года и расширять представления о простейших связях между явлениями живой и неживой природой.

2-е занятие.

«Праздник снега»

Цель: продолжать формировать у детей представление о свойствах снега.

3-е занятие.

«Снегирь»

Цель: расширять знания детей о жизни снегирей, знакомить детей с разнообразием поведения птиц в соответствии с временами года, воспитывать бережное отношение к животному миру природы.

4-е занятие.

«День медведя»

Цели: расширять и уточнять представление детей о диких животных, об их приспособлении к жизни в природных условиях. 

ДЕКАБРЬ

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.

Гражданникова Н.Н.