Нестандартное пособие «Нейроковрик» в коррекционно-развивающем сопровождении школьников
методическая разработка (1 класс)

Ночевнова Валентина Тарасовна

Вашему вниманию представляем нестандартное пособие «Нейроковрик» для развития высших психических функций, развития речи, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, координации движений и речевого дыхания.  «Нейроковрик» позволяет решать задачи речевого, социально-коммуникативного, познавательного, физического развития детей в разных возрастных группах и может использоваться как в совместной деятельности с детьми, так и для организации самостоятельной деятельности, а также рекомендован в качестве пособия для работы с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrokovrik.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Тема: Нестандартное пособие  Нейроковрик

в коррекционно-развивающем сопровождении школьников

Вашему вниманию представляем нестандартное пособие «Нейроковрик» для развития высших психических функций, развития речи, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, координации движений и речевого дыхания.  «Нейроковрик» позволяет решать задачи речевого, социально-коммуникативного, познавательного, физического развития детей в разных возрастных группах и может использоваться как в совместной деятельности с детьми, так и для организации самостоятельной деятельности, а также рекомендован в качестве пособия для работы с родителями. Играть с пособием может одновременно разное количество детей любого возраста как самостоятельно, так и под руководством педагога, выполняя различные задания.

 Цель нейроковрика – коррекция речи в сочетании с движением, регуляция и контроль, развитие внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления.

Работа с нейропсихологическим ковриком решает задачи:

1. Создать эмоционально положительный настрой и интерес детей.

2. Развивать связную речь, активизировать словарь и закреплять правильность употребления в речи детей различных грамматических категорий.

3. Развивать фонематический слух и коррекцию звукопроизношения при выполнении заданий на основном игровом поле.

4. Развивать пространственную ориентировку, зрительную память, ощущения, восприятие, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, воображения.

5 Формирование навыка произвольной саморегуляции.

6. Развитие крупной моторики при выполнении упражнений на коврике в сочетании с проговариванием звуков и слов.

7. Развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

8. Развитие умения воспринимать и репрезентировать ритм, темп.

Инновационный характер пособия заключается в целесообразном слиянии наглядности и практических действий. Действуя с ним, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (кинетический, визуальный, аудиальный). Рассмотрим более подробно —  кинетический фактор. Этот фактор связан с работой премоторных отделов мозга (III блок, лобная доля). Кинетический фактор обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию (плавность переключения, подвижность). Данное пособие индивидуализирует коррекционный процесс: позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Материал, из которого сделан «Нейроковрик» - полипропилен бордового цвета 1,5 на 2,5 м, разделённый атласными лентами на прямоугольники. Атласные жёлтые и оранжевые ленты шириной 2 см. Ленты закреплены с двух сторон, одним концом на трубочках. Для скрепления и фиксирования трубочек с «Нейроковриком», использовали застежки-липучки. Также сделали дополнительные детали, с помощью застёжек-липучек прикрепляются различные картинки, фигуры, знаки, следы и т.д.

Содержание занятия строится в зависимости от нейропсихологического статуса ребёнка, который выявляется в ходе первичной и следящей диагностики.

Между педагогом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как материал предлагается в ненавязчивой игровой форме. Мы не работаем за столом, за карточками.  Вся эта благоприятная атмосфера ускоряет коррекционный процесс и улучшает его результативность. Занятия с «Нейроковриком» имеют большое значение и для развития мелкой и крупной моторики, что особенно актуально при работе.

Упражнения по тренировке межполушарных связей и развития мозга — эти упражнения развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Эти простые и доставляющие наслаждение движения не требуют огромных затрат сил и энергии. Рассмотрим некоторые упражнения.

Во время выполнения этих упражнений ребёнок одновременно произносит автоматизируемый звук, слоги, и предложения с автоматизируемым звуком. Их можно произносить громко и тихо, быстро и медленно, длительно и отрывисто.

«Ходим –действуем - говорим».

Например, дети осваивают движения левая рука на правое плечо, а правая на бок, затем меняют наоборот, называют цепочку слогов СА (1движение) - СА (2движение)-ША (3движение), и т.д.

Вариант 2. Ребёнок подбрасывает мяч. Затем совершает то же самое количество ходов, сколько шагов в слове, переступая на нужную клетку.

 «Назови букву и прыгни»

Дети встают напротив друг друга. Начинают прыгать согласно произнесённым буквам, и возвращаются на своё место. Комбинации букв меняем каждый раз. Кто оказался самым ловким и внимательным, тот побеждает. Вместо букв используем цифры, знаки, геометрические фигуры, группу предметов и т.д.

 «Повтори предложение и определи сколько слов в нём» (ребёнок правильно повторяет предложение за педагогом, чётко произнося закрепляемый звук, например, звук РЬ: «У Марины три мандарина».

«Сверни ленту и произнеси звук»

 Развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений, автоматизировать звуки. Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты, показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту. Дети произносят определённый звук и накручивают ленту на палочку. 

 «Составь предложение». 

Задания на развитие связной речи. На ковре лежат картинки. Ребёнок составляет предложение из слов задания, определяет сколько слов в предложении и делает столько движений. Например, «плыть, лодка» - Лодка плывет по реке.

«Повтори упражнение».

Задания на развитие моторики направлены на развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Например, повторить кинезиологические упражнения, нарисованные на игровом поле.

  «Делай, как я»

Делаем поворот спиной к участникам и просим повторять движения за вами. Показываем детям серию из двух, трёх движений и попросим их продолжить самостоятельно.

 «Найди пару»

В ячейки раскладываются картинки изображением вниз. Повторные раздаются детям вместе со схемами (Пример 1 шаг прямо, 2 шага вправо, 1 шаг по диагонали влево), которые помогут найти пару. Если ребенок правильно двигается по схеме, то он находит такую же картинку как у него в руках.

«Передай под ритм» (фото 2)

Дети садятся вокруг коврика, каждый возле одной ячейки. Педагог задает ритм и один ребенок начинает передавать по одному предмету в следующую ячейку. Все предметы должны вернуться к первому ребенку. Можно передавать массажные мячики, кубики, шарики т.д. На усложнение: передавать ногами. Усложнение (можно под ритмичную песенку)

Дети передают предмет, делают дополнительные движения под мелодию. Пример: положили руки на предмет, три раза стукнули им, передали, положили руки на колени, потом вертушка руками и подняли руки вверх. Далее все повторяется.

«Ходьба с ритмом»

Дети повторяют движение педагога по ячейкам под ритм (Пример: шаг хлопок, шаг хлопок). Ребенок начинает движение, когда педагог дойдет до определенной ячейки.

«Прыжки в парах»

Группа детей делятся на пары, которые берутся за руки. Задача пройти путь не разъединив руки, не бросив друга, если он отстает. Ячейки делятся полосками пополам по диагонали, по горизонтали, по вертикали. Дети прыгают так, чтобы полоска была между ступнями.

Таким образом, выразительное, яркое, красочное - это пособие привлекает внимание детей, вызывает желание познакомиться с ним, выполнить то или иное игровое упражнение, научиться читать или составлять слова и предложения, а также улучшает результативность в организованной образовательной деятельности. Благодаря нестандартному пособию «Нейроковрик», коррекционная деятельность становится для школьников более интересной и более радостной для педагогов.

Список литературы

1. Лурия А.Р — Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384

2. Исаева Ф.К., Пьянова Л.А., Хальзова А.В. Дидактическое многофункциональное пособие «Речевая пирамида». Образование и психологическое здоровье: сборник материалов региональной научно-практической конференции 2017 года.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия для школьников с ОВЗ "День рождения клоуна"

конспект коррекционно-развивающего занятия для школьников с ОВЗ "День рождения клоуна"...

конспект коррекционно-развивающего занятия для школьников с ОВЗ "Осень"

конспект коррекционно-развивающего занятия для школьников с ОВЗ "Осень"...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения развития внимания младших школьников

Можно ли научить ребенка быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости внимания. Предложенная мною в ходе дипломного исс...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

Теоретический и практический материал для учителей, работающих с младшими школьниками с заключением ЗПР по АООП НОО (Вариант 7.1)...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Презентация

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития....

Коррекционно-развивающая программа "Я - школьник"

    В системе психологического сопровождения одной из задач работы педагога-психолога в школе является формирование школьной среды, способствующей успешному обучению и поступательному...

Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.

При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей....