Конспект занятия "Разговоры о важном. Традиционные семейные ценности (3-4 класс)
план-конспект

Гарбуз Снежана Евгеньевна

Методические материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsionnye_semeynye_tsennosti.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

классного часа

«Традиционные семейные ценности»

Составили студентки 321 группы

Гарбуз Снежана Евгеньевна, Игнатькова Анна Александровна

МАОУ СОШ № 38, класс 4б каб. № 19

Дата проведения занятия: 27.02.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 08:00

ФИО учителя школы:

Гурдиш-Туголукова Галина Викторовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Данилович Ольга Николаевна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель  классного часа: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям.

Задачи

Личностные:Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;У ребенка сформирована учебная мотивация.

Метапредметные:

Регулятивные:Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия;У ученика сформирован внутренний план действий;Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать;Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Оборудование

У учителя: проектор, компьютер, колонки, черновики, альбомные листы

У учащихся: простой карандаш, альбомный лист, цветные карандаши

Образовательные ресурсы: https://razgovor.edsoo.ru

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

На перемене: ребята готовят цветные карандаши, альбом

Звучит гимн

- Здравствуйте, ребята!Посмотрите на картины на слайде, кто на них изображен? Как можно назвать этих людей одним словом?

- Молодцы, как вы это определили?

- Что вы можете рассказать об этих семьях? Чем они похожи? Сколько

поколений семьи встретилось за столом?

- Хорошо, семья – это начало и продолжение любого человека. От каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье, потому что семья – это любовь и верность, уважение и забота, совместные дела и события. Конечно, не все семьи одинаковы, у каждой есть своя история и традиции. А тема классного часа – традиционные семейные ценности.

Слушают гимн стоя

- На картине изображены родственники, семья,

- Все сидят за одним столом, изображены люди разного возраста, на картинах добрая, уютная обстановка

- Семьи на картинах большие, дружные.

Изображены дети, родители, бабушки и дедушки. За столом 3 поколения

Личностные: У ребенка сформирована учебная мотивация.

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Основной

-Ребята, как вы считаете, важна ли семья для человека? Почему?

- Да, семья – самое близкое окружение человека. В любой семье очень важны добрые отношения, взаимная помощь, любовь и семейные традиции. Ребята, а все ли знают, что такое традиция?

- Хорошо, слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиция – это то, что передаётся от одного поколения к другому, от страшных к младшим. Благодаря традициям мудрость старших передаётся молодым.

- А какие традиции есть в ваших семьях? Поделитесь.

- Но традиции есть не только у каждой семьи. Семейные традиции есть в каждой стране, и их соблюдают в каждой семье.

- Например, в Германии есть такие традиции, как тщательная уборка дома всем семейством, откладывание сбережений для крупной покупки или путешествия.

- В Англии знаменитая традиция пить чай всей семьёй в 5 часов, чтобы обсудить события дня, поделиться эмоциями и планами на будущее.

-Во Франции особое внимание уделяется приготовлению пищи, часто французы делают это всей семьёй.

- Ещё одна страна, которая свято чтит свои традиции – это Индия. Особое значение имеет свадебная традиция. К выбору будущего спутника жизни подходят очень ответственно, привлекая помощь всех родственников. В большинстве случаев родители сами решают, за кого стоит выходить замуж и на ком жениться их детям, как и где организовать свадьбу. Свадьбы в Индии отмечают с особым размахом, что своего рода также является традицией. Большое влияние на поведение супругов оказывают религия. Согласно им мужчина должен быть верен своей жене, уважать ее, содержать семью, обучать детей полезным навыкам, а в будущем решать их судьбу относительно брака. Что касается женщины, то ее роль состоит в рождении и воспитании детей, исполнении домашних обязанностей. Также она должна быть верной, понимающей и мягкой, помогать мужу и уважать его.

- А теперь остановимся на России. Одна из традиций России – это семейное чтение. Вспомните, наверняка родители или бабушки, дедушки читали вам сказки перед сном, пели колыбельные песни, может, даже вы читали их вместе.

-Ещё одна традиция – это совместная работа на огороде, на даче. Например, я со своей семьёй каждый год вместе привожу двор в порядок: убираем  старые листья, мусор, сажаем цветы.

- Очень важны семейные обеды или ужины, которые обычно устраивают по воскресеньям, когда вся семья в сборе за одним большим столом. Во время обеда можно обсудить семейные дела, события недели, планы на будущее. Например, моя семья собирается за ужином, чтобы поделиться друг с другом как прошёл день, обсудить общий досуг.

- А самая распространённая традиция – это вместе отмечать праздники, приглашать родственников и близких друзей. Издавна русские ответственно готовились к приходу гостей: загодя наводили порядок во дворе, доме, готовили лучшие угощения. Любопытно, что для таких празднований использовалась отдельная красивая посуда и скатерть. Хоть это и старинная традиция, ее отголоски можно наблюдать и сейчас. Как вы готовитесь к празднованиям? Какие праздники отмечаете все вместе?

- Ещё одна добрая традиция – это семейные походы, поездки. Как приятно выбраться всей семьёй в лес, на пляж, в разные места для отдыха. Например, В Сыктывкаре есть база отдыха «Еляты». Может, кто-то там бывал и хочет поделиться своими впечатлениями?

-Да, туда можно ездить всей семьёй круглый год. Зимой, чтобы покататься на ватрушках, на коньках, а летом, чтобы посмотреть животных, покататься на лодках.

- Ребята, что вы заметили общего?

- Конечно, по всему миру из покон веков принято заботиться о детях, пожилых, любить и уважать друг друга,вместе трудиться, разделять горе и радость, собираться за одним столом для приема пищи или в праздник.

- А как все перечисленное можно связать с понятием «ценность»? Что же такое «ценность»?

- Конечно, ценность – это что-то важное, значимое, полезное для человека, то, что он бережет. А мы, согласитесь, уважаем своих родных, оберегаем дом, в котором живем, соблюдаем традиции своей семьи. Это и есть семейные ценности, а традиционные они, потому что передаются из поколение в поколение и есть в каждой семье.

- Поэтому есть в нашей стране и особый праздник, посвященный семье. Может, кто-то знает?

- Да, это День семьи, любви и верности, который отмечается – 8 июля. Давайте узнаем об истории этого праздника.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Было это много лет назад. В древнем русском городе Муроме, которым правил князь Павел, случилась беда – появился змей крылатый. Пётр, младший брат Муромского князя, придумал, как побороть чудище. Он нашёл чудесный меч и убил змея. Вот только капли крови крылатого существа попали на юношу, и он тяжело заболел. Никто из местных лекарей не мог вылечить Петра. И вот однажды он увидел во сне, что живёт на Рязанской земле – в селе Ласково – добрая, красивая и мудрая девушка Феврония, которая знает необычные свойства трав и умеет лечить разные болезни.

Отправился Пётр к Февронии. Вылечила девушка будущего князя,полюбили они друг друга, стали мужем и женой и начали жить в мире и согласии. Но впереди их ждали новые испытания. Когда после кончины брата, княжение перешло к Петру, знатные люди велели ему оставить Февронию и выбрать себе богатую и знатную жену. Но князь добровольно отказался от власти и богатства и вместе с любимой покинул Муром.

Плохо стало в городе. Одумалась знать и позвала князя обратно. Пётр и Феврония вернулись, а после долго и счастливо правили Муромом. Их союз выдержал много испытаний, стал символом любви, уважения и преданности друг другу. Пётр и Феврония учат, как понимать и поддерживать друг друга, сохранить мир в семье и не предать её ради власти и денег, прийти на помощь близким, уступать друг другу.

- Ребята, а какие качества проявили Пётр и Феврония?

- Действительно, союз Петра и Февронии выдержал много испытаний, стал символом любви, уважения и преданности. Они помогали, понимали и поддерживали друг друга, хранили семейный очаг.

- Что вы можете рассказать об их семье, какие слова подберёте, чтобы ответить на вопрос «Какая это была семья?»

- Да, семью Петра и Февронии можно назвать крепкой, любящей, благополучной, заботливой, сплоченной, счастливой. И в память об этом удивительном союзе во многих городах нашей страны установлены памятники. А в День семьи, любви и верности семьям, которые долгими годами доказали прочность своей любви (прожили не менее 25 лет вместе), воспитали достойных детей, вручается медаль «За верность и любовь». Рассмотрите её. Что и кто на ней изображён?

- Да, с одной стороны медали изображена ромашка. Как думаете, что она обозначает?

- Ромашка – символ любви и чистоты на Руси. С другой стороны – изображены Пётр и Феврония со словами: «За любовь и верность. Семья – единство помыслов и дел». Что значат эти слова?

- Хорошо. А теперь перейдём к творческому заданию. Во многих странах принято знать историю своей семьи, родословную, а на Руси, человека, который не знал своего рода называл «Иван не помнящий родства». И сейчас каждый из вас попробует восстановить свою родословную и сделать семейное древо.

- Прежде чем начать рисовать нам нужно:

  1. Определиться, как будет выглядеть древо;
  2. Вспомнить и выписать схематично на черновике своих родственников;
  3. Оформить семейное древо;

- Давайте вместе разбираться, каким же будет наше дерево.

- Есть два типа восходящее и нисходящее древо. Мы с вами будем рисовать восходящее – ваша родословная будет начинаться именно с вас, вам так будет проще вспоминать родственников (на доске рисуем дерево и показываем как будет располагаться родословная)

- Теперь разбираемся со 2 шагом – вспомнить и написать на черновике своих родственников. Сейчас каждый на черновике пишет родственников, которых вы помните (показываем на доске, записываем)

- Не переживайте.Если кого- то вы не можете вспомнить, спросите у родителей и допишите.

Пройтись и посмотреть, что у детей получилось

- Переходим к оформлению:

  1. Кладем альбомный лист в горизонтальном положении, оставьте немного места сверху, чтобы подписать ваше древо: Например, «Моя семья»
  2. Берём простой карандаш и рисуем ствол и крону дерева, главное, чтобы на нашей кроне поместилась родословная.
  3. Далее оформляем простым карандашом свою родословную. Помните, что мы начинаем с себя, затем ваши родители, затем родители у папы, потом у мамы – ваши бабушки и дедушки. Затем, если вы знаете родителей бабушек - ваших прабабушек и прадедушек, вписываем, а если нет, то рисуем окошечко и оставляем пустым, чтобы потом вместе с родителями вспомнить и вписать. Всех участников соединяем стрелочками.
  4. Оформляем работу в цвете.

- Важна, потому что семья – самое близкое окружение человека

- То, что переходит из поколение в поколение, обычай.

Ответы детей

-Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения, 8 марта, 23 февраля

Ответы детей

- В разных странах принято заботиться о детях, пожилых, любить и уважать друг друга, вместе трудиться, разделять горе и радость, собираться за одним столом для приема пищи или в праздник.

- Ценность – это важное, ценное для человека

- День семьи, любви и верности

- Любовь, уважение и преданность, доброта, верность, понимание, взаимовыручка

- Крепкая, любящая.  благополучная, заботливая,сплоченная, счастливая.

- На медали изображены Петр и Феврония, написано «За любовь и верность. Семья – единство помыслов и дел», ромашка.

Ответы детей

- Слова обозначают, что в семье все делают вместе, помогают и уважают друг друга заботятся.

Выполняют задания

Личностные: Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку;

Регулятивные: У ученика сформирован внутренний план действий; Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Познавательные: Ребёнок может строить логическую цепь размышлений; У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.

Заключительный

- А нам пора подвести итоги. О чем мы сегодня говорили?

- - Какие традиционные семейные ценности вы можете назвать?

- Какой праздник, посвященный семье, существует в России? С какими людьми он связан?

- Какое творческое задание вам нужно будет завершить дома?

-Да, а в следующий понедельник мы посмотрим ваши замечательные работы, лучшие работы получат небольшое награду.

- Молодцы, хорошо поработали. Наш классный час подошел к концу, до свидания!

- О традиционных семейных ценностях


-Заботиться о детях, пожилых, любить и уважать друг друга, вместе трудиться, разделять горе и радость, собираться за одним столом для приема пищи или в праздник.

- День семьи, любви и верности связан с Петром и Февронией.

-Доделать родословную

Регулятивные: Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения; У ребенка развита рефлексия; Коммуникативные: Ученик умеет вступать в диалог; Ребенок умеет слушать и слышать; Умеет выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 27 февраля «Традиционные семейные ценности» для 1, 2, 3, 4 классов.

РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ МОЖНО СКАЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!Коллеги, напоминаю:1. Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В Инт...

Рабочие листы «Разговоры о важном» на 27 февраля «Традиционные семейные ценности» для 1, 2, 3, 4 классов.

Рабочий лист для 1-2 классов можно скачать отдельно!Коллеги, напоминаю:1. Мои рабочие листы не являются обязательными. Это значит, что именно вы выбираете то, что необходимо вашим ученикам. В Инт...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» 27.02.23

Цель занятия: воспитывать у обучающихся уважение к семейным ценностям и традициям, способствовать пониманию необходимости выстраивать взаимоотношения в семье на основе любви, взаимоуважения и взаимопо...

Разговоры о важном " Традиционные семейные ценности" 5 коррекционный класс

Разговоры о важном " Традиционные семейные ценности" 5 коррекционный класс...

Конспект урока на стимулирование и развитие познавательных процессов «Традиционные семейные ценности» (4 класс)

Цель деятельности учителя: воспитание у обучающихся уважительного отношения к понятиям «семья» и «семейные ценности».Планируемые результаты:Предметные:1. Расширят знания о поня...

Конспект разговоров о важном "Традиционные семейные ценности", 3 класс

Цель: воспитание у обучающихся уважительного отношения к семейным ценностям и традициям своего народа.  Планируемые результаты:Предметные:- актуализируют знания о семейных ценностях и ...

Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Традиционные семейные ценности" (4 класс)

Цель деятельности учителя: воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям. Планируемые результаты: Предметные: расширение представлений о семье как коллективе близ...